Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:01, курсовая работа
Глобализация и развитие «информационного общества» стремительно меняют облик современного мира. Можно отметить, что в целом его сущность определяют ряд взаимосвязанных процессов:
информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического развития;
формируется рынок информации и знаний как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.
стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации.
развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортная инфраструктура.
развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 5
4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 6
5. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 15
5.1. Правовая готовность 16
5.2. Информационная готовность госорганов 16
5.3. Технологическая готовность 17
5.4. Социальная готовность 18
6. АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 19
7. ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 21
8. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 22
8.1. Портал ЭП 23
8.2. Удостоверяющий центр 24
8.3. Национальная идентификационная система 25
8.4. Единая транспортная среда государственных органов 26
8.5. Информационные системы ведомств и местных органов власти 26
9. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФРАСТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 27
9.1. Информационная безопасность 28
9.2. Применяемые стандарты 29
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТ И ЛИКВИДАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА 31
11. УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 32
11.1. Жизненный цикл услуг ЭП 32
11.1.1. Анализ электронной услуги. 32
11.1.2. Разработка спецификаций 32
11.1.3. Планирование 33
11.1.4. Квалификация персонала 33
11.1.5. Реализация 33
11.1.6. Внедрение 34
11.2. Примерный набор услуг электронного правительства 34
11.2.1. Для граждан 34
11.2.2. Для бизнеса 35
11.2.3. Для госслужащих и ведомств 35
12. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ 36
12.1. Управление проектом ЭП 36
12.2. Использование международного опыта 38
12.3. Заключение долгосрочных соглашений с поставщиками 39
12.4. Система сертификации проектов 40
13. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 40
14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 42
На сайтах государственных органов, в основном, содержится информация о министерстве, нормативные акты, статистические показатели и новости в сфере его деятельности.
Наиболее информативными и интересными для широкой аудитории, являются сайты Налогового Комитета МФ РК, Министерства труда и социальной защиты РК и Агентства РК по государственным закупкам.
Сайт Министерства труда и социальной защиты РК предоставляет доступ к базе данных рынка труда, с целью размещения и получения информации о вакансиях и резюме, рынке рабочей силы, состоящей на учете органов занятости населения республики. Сайт Министерства здравоохранения РК специализирован на фармацевтической тематике.
Агентство РК по государственным закупкам публикует сведения об объявленных тендерах на государственные закупки и их результатах, о государственных закупках из одного источника, предоставляет доступ к сведениям о поставщиках и товарах, неблагонадежных поставщиках, осуществляет мониторинг государственных закупок.
Элементы ЭП присутствуют в некоторых информационных системах местных органов власти. Так, при алматинском акимате создана единая информационная система города Алматы, которая осуществляет функции регистрационного учета граждан по месту жительства, учета объектов недвижимости, автотранспорта, данных по миграции населения и пр. Особого внимания заслуживает в рассматриваемой системе опыт интеграции информационных систем, построенных на различных платформах.
Однако, не смотря на определенные достижения, следует отметить, что мероприятия, осуществляемые в рамках Программы, до настоящего времени практически не имели общего целенаправленного характера и осуществлялись разрозненно, без необходимого взаимодействия и координации на государственном уровне.
В частности, не были скоординированы, и на настоящий момент не нашли логического завершения, мероприятия по созданию стандартов электронного обмена данными и механизмов, реализованных в создаваемых информационных системах для поддержки этих стандартов в целях интеграции с другими информационными системами.
Не
подготовлена на должном уровне нормативная
база в области электронной
Реализация проектов по созданию информационной инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе внедрения единой системы электронного документооборота и создания типовых проектных решений административно-управленческих систем также имеет ряд проблем, связанных с разрозненностью взглядов различных ведомств.
Для устранения отмеченных негативных моментов и факторов, следует поставить Программу на утрату, с одновременным учетом развития незавершенных мероприятий, отвечающих требованиям концепции, в составе государственной Программы формирования инфраструктуры электронного правительства.
Казахстан находится на начальном этапе широкомасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность государства. В данной связи, важно решить вопросы, которые позволят обеспечить готовность государства и общества к реализации инфраструктуры ЭП и широкомасштабному использованию информационных технологий.
Рисунок 10. Необходимые условия для реализации ЭП
работу государственных
В
рамках выполнения программы формирования
и развития ЭП должен быть разработан
и реализован план мероприятий по
созданию полноценной нормативно-
На первом этапе реализации концепции ЭП, необходимо проведение согласования нормативно-методической и методологической базы ведомственных информационных систем в тех сферах, в которых функции государственных органов тем или иным образом «пересекаются». Это позволит разграничить функции и полномочия, госорганов в информационном пространстве данной сферы.
Разработка
подобной нормативно-правовой базы должна
носить комплексный, последовательный
и научно обоснованный характер, учитывать
как специфику сложившихся
Необходимо обратить внимание на вопросы лицензирования и сертификации продукции и услуг в сфере применения информационно-коммуникационные технологий.
Для реализации концепции электронного
правительства необходим
Предоставление
интерактивных услуг
Мировой опыт показывает, что эффективное внедрение ИКТ в деятельность государственных органов может базироваться только на реинжиниринге управленческих процессов. Реинжиниринг, в свою очередь, предполагает выполнение двух основных этапов:
разработку комплексной модели существующих структур управления и протекающих в них процессов;
оптимизацию модели с точки зрения
обеспечения эффективности
Таким образом, задачи, решаемые при проведении реинжиниринга, для обеспечения эффективного внедрения ИКТ непосредственно стыкуются и с задачами административной реформы.
Прежде чем приступать к автоматизации государственных органов, необходимо определить и изучить услуги, которые могут быть предоставлены в интерактивном режиме. Для этого необходимо разработать требования, руководствуясь которыми, госорганам предстоит определять и развивать те или иные услуги. Соблюдение этих требований должно обеспечиваться министерствами, ведомствами и местными органами власти.
На основании текущего законодательства необходимо определить по возможности полный перечень требуемых электронных услуг и определить приоритетность их реализации. Приоритетность можно установить, исходя из необходимости реализации в первую очередь тех услуг, эксплуатация которых создает информационную базу для реализации "вторичных" электронных услуг. Необходимо учесть услуги, которые могут быть представлены в полном объеме, лишь благодаря интеграции различных ведомственных систем.
Работы по информатизации, проводимые в Республике Казахстан в последнее десятилетие, недостаточно скоординированы. Остается низким уровень интеграции существующих информационных систем ведомств и местных органов власти. Отсутствует комплекс стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т.п., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих систем, в связи с чем, происходит неоправданное дублирование функций в различных системах.
Технологическая готовность включает создание развитой инфраструктуры ЭП, которая обеспечит единство информационного пространства, принятие открытых стандартов на форматы данных и способы обмена информацией.
Основные компоненты инфраструктуры ЭП можно разделить на две большие группы:
Централизованно планируемые и централизованно внедряемые компоненты, к которым относятся компоненты доступа к услугам ЭП, портал ЭП, включая правительственный шлюз, удостоверяющий центр, национальную идентификационную систему, единую защищенную транспортную среду государственных органов.
Централизованно планируемые и локально внедряемые компоненты – информационные системы ведомств и местных органов власти.
Необходимо выполнить комплекс мероприятий по разработке и утверждению стандартов.
При выборе технических решений необходимо опираться на апробированные стандартные технологии, принятые в мировой практике.
Необходимо предусмотреть практику применения типовых проектных решений для элементов информационных систем, общих для различных ведомств. Эти решения должны встраиваться в разрабатываемые ведомственные информационные системы как стандартные блоки, для дальнейшего их тиражирования. Например, это могут быть такие блоки, как механизмы защиты, сбора и обработки данных, системы административно-хозяйственного управления, поисково-справочная система нормативно-правовой и другой информации и т.д. Типовые решения должны базироваться на существующем аттестованном программном обеспечении.
Необходимо провести анализ технологической готовности информационных систем органов государственного управления к их интеграции в инфраструктуру ЭП, на основе которого разработать и реализовать среднесрочную программу устранения технологического неравенства отдельных информационных систем.
Различные группы населения Казахстана
имеют различный уровень
Наиболее высокий уровень компьютерной грамотности отмечается среди студентов, руководителей, специалистов и служащих. Средний уровень компьютерной грамотности наблюдается у сотрудников силовых структур и предпринимателей. Заметно ниже уровень квалификации у домохозяек и молодых мам, безработных и временно неработающих, а также рабочих. Наименьший уровень компьютерной грамотности наблюдается у представителей самой старшей возрастной группы – пенсионеров.
Большой разрыв в компьютерной грамотности остается между городским и сельским населением. Количество пользователей сети Интернет составляет всего 4% населения.
Одной из главных проблем является проблема обеспечения доступности услуг ЭП. В настоящее время, среди Интернет-аудитории Казахстана наибольший процент выхода в Интернет осуществляется с места работы, а также по месту учебы. Услугами Интернет-кафе пользуются всего лишь десятая часть опрошенных казахстанцев, еще меньшая доля подключения к Интернет приходится на домашние компьютеры, что значительно усложняет реализацию проекта ЭП.
Таким образом, необходимо провести мероприятия
по уменьшению так называемого «цифрового
неравенства» на уровне страны, путем
совершенствования системы
Доступ к базовым
Реализация инициатив ЭП будет обеспечена благодаря использованию структурированных, систематических подходов к планированию и реализации этих инициатив, основанных на разработке и реализации единой архитектуры ЭП.
Единая архитектура ЭП (далее ЕА) представляет собой структуру, отображающую взаимосвязи между всеми элементами ЭП и должна позволить идентифицировать и систематизировать существующие у различных министерств и ведомств потребности по использованию ИКТ, возможности по сокращению имеющейся избыточности, а также определить направления, по которым у них имеются однородные запросы на инвестиции в ИКТ.
Единая архитектура ЭП, являясь эталонной моделью процессов и структур государственного управления, представляет методологическую основу реализуемых ИКТ-проектов и мероприятий. В этом качестве ЕА предназначена обеспечивать:
поддержку корректности целей отдельных проектов,
координацию проектов между собой,
оценку эффективности отдельных проектов,
оптимизации использования средств за счет устранения дублирования работ,
инвестирования в
Ключевая роль ЕА четко проявляется на примере межведомственных проектов, где ЕА выступает в качестве единого "каркаса", который используется и как набор критериев оценки проектов и как один из обязательных нормативных и методических инструментов по выбору, выполнению и контролю эффективности проектов.
ЕА является целостным взглядом на то, что государство и отдельные ведомства делают, как они работают, и как ИКТ обеспечивают необходимую для этого поддержку. Без такого системного подхода реализация инициативы электронного правительства неизбежно будет сопряжена с большим количеством проблем и неэффективных затрат.
Общая структура ЕА состоит из трех архитектурных слоев, связанных требованиями реализации потребностей:
архитектура деятельности;
системная архитектура;
техническая архитектура,
а также двух "сквозных" архитектурных компонент, имеющими свои отражения в каждом из трех предыдущих слоев:
архитектура непрерывности деятельности и безопасности;
Информация о работе Концепция электронного правительства Республики Казахстан