Концепция электронного правительства Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация и развитие «информационного общества» стремительно меняют облик современного мира. Можно отметить, что в целом его сущность определяют ряд взаимосвязанных процессов:
информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического развития;
формируется рынок информации и знаний как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.
стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации.
развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортная инфраструктура.
развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 5
4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 6
5. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 15
5.1. Правовая готовность 16
5.2. Информационная готовность госорганов 16
5.3. Технологическая готовность 17
5.4. Социальная готовность 18
6. АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 19
7. ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 21
8. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 22
8.1. Портал ЭП 23
8.2. Удостоверяющий центр 24
8.3. Национальная идентификационная система 25
8.4. Единая транспортная среда государственных органов 26
8.5. Информационные системы ведомств и местных органов власти 26
9. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФРАСТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 27
9.1. Информационная безопасность 28
9.2. Применяемые стандарты 29
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТ И ЛИКВИДАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА 31
11. УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 32
11.1. Жизненный цикл услуг ЭП 32
11.1.1. Анализ электронной услуги. 32
11.1.2. Разработка спецификаций 32
11.1.3. Планирование 33
11.1.4. Квалификация персонала 33
11.1.5. Реализация 33
11.1.6. Внедрение 34
11.2. Примерный набор услуг электронного правительства 34
11.2.1. Для граждан 34
11.2.2. Для бизнеса 35
11.2.3. Для госслужащих и ведомств 35
12. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ 36
12.1. Управление проектом ЭП 36
12.2. Использование международного опыта 38
12.3. Заключение долгосрочных соглашений с поставщиками 39
12.4. Система сертификации проектов 40
13. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 40
14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 42

Вложенные файлы: 1 файл

Koncep_EGKZ.doc

— 5.15 Мб (Скачать файл)

обеспечение организаций, занимающихся учетом отдельных  категорий населения (органы соцобеспечения, военкоматы, налоговые инспекции и т.п.), актуальной информацией о зарегистрированном населении;

обеспечение эффективного автоматизированного  информационного обмена в сфере  учета населения;

улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и местного самоуправления;

создание  основы для интеграции баз данных по учёту отдельных категорий  населения.

ГБД «Юридические лица» предназначена  для обеспечения единого учета юридических лиц и должна обеспечить интеграцию ведомственных регистров юридических лиц, таких как регистр налогоплательщиков, регистр юридических лиц статистических органов, регистр Министерства юстиции. Реализация этой базы данных должна обеспечить единую централизованную регистрацию юридических лиц. 

ГБД «Адресный регистр» должна служить единственным источником адресной информации для информационных систем и программного обеспечения Национальной информационной инфраструктуры. Данный регистр должен содержать топонимическую и геонимическую информацию обо всех населенных пунктах, улицах, зданиях, квартирах и других объектах недвижимости. Адресный регистр также фиксирует изменение состояний адресной информации (переименование населенных пунктов, улиц и т.д., ввод в действие или прекращение действия топонимов и геонимов). Он должен базироваться на единой нормативно-справочной информации адресов для всех участников информационного пространства.

    1. Единая транспортная среда государственных органов

В настоящее время, государственные органы строят свои информационно-коммуникационные системы (ИКС) независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды.

В частности, при реализации интегрированных  распределенных многоуровневых систем (системы налогового и таможенного администрирования, казначейства и пенсионного обеспечения), отсутствие единой транспортной среды госорганов привело к созданию корпоративных коммуникационных сетей. При таком подходе происходит распыление значительных финансовых и материальных средств, отсутствует единая политика безопасности, проблематична организация межведомственного взаимодействия на любом уровне административно-территориального устройства государства.

Решением  является создание единой мультисервисной защищенной транспортной среды государственных органов (далее - ЕТС ГО РК) с участием операторов связи на базе современных технологий, которая позволит:

  • организовать единую политику защиты информации и безопасности;
  • объединить существующие и разрабатываемые ведомственные информационные системы государственных органов;
  • создать виртуальные частные сети;
  • снизить затраты на эксплуатацию ведомственных сетей государственных органов и сети межведомственного обмена информацией.

Создание ЕТС ГО РК на основе современных технических решений должно обеспечить организацию надежной общедоступной защищенной сети передачи данных с предоставлением услуг гарантированного качества обслуживания по передаче разнородного трафика (видео, голоса, данных) на базе современных технологий передачи данных.

    1. Информационные системы ведомств и местных органов власти

Ведомственные информационные системы  отражают специфику работы того или  иного ведомства, связанную с  его функциональным назначением. В  настоящее время  информатизация ведомств в основном ориентирована на автоматизацию внутренних бизнес процессов. В соответствии с данной концепцией архитектура ведомственных информационных систем должна быть пересмотрена и дополнена с учетом предоставления электронных услуг гражданам и бизнес-структурам. Во исполнение этого положения каждое ведомство должно принять свою программу информатизации отрасли.

В рамках ведомственных информационных систем формируются составляющие базы данных «Ресурсы Казахстана», представляющие собой множество самостоятельных  баз данных, таких как: природных  и минеральных ресурсов и недр, национальный нефтегазовый банк данных, библиотечные фонды и т.д.

Регистр недвижимости, является составной  частью базы данных «Ресурсы Казахстана», и он является единым защищенным источником информации обо всех объектах недвижимости на территории Республики Казахстан, включая  здания, сооружения, квартиры.

Земельный кадастр предназначен для хранения учетной информации о земельных участках.

Ведомственные информационные системы, реализующие электронные услуги, должны разрабатываться самостоятельно в соответствии с единой архитектурой ЭП.

Основными поставщиками услуг в рамках концепции являются информационные системы местных органов власти, обеспечивающие такие услуги как  регистрация по месту жительства, оплата коммунальных платежей и т.п.

Информационные системы, реализующие  электронные услуги на местном уровне разрабатываются централизованно, проходят апробацию в пилотных зонах и тиражируются в регионах.

Услуги сектора «правительство-правительство» обеспечиваются такими интегрированными информационными системами как единая система электронного документооборота, типовая система информационного обеспечения административно-хозяйственной деятельности государственных органов. Также здесь можно отметить такие ведомственные системы, как информационная система формирования республиканского бюджета и Ситуационная система государственного управления Министерства экономики и бюджетного планирования РК, интегрированная информационная система казначейства Министерства финансов РК, внедряемая система электронных государственных закупок Агентства Республики Казахстан по государственным закупкам и др.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФРАСТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

В настоящее время ведомственные  информационные системы, в основном предназначены для решения внутренних задач, и только некоторые ведомства  предоставляют простые электронные услуги без достаточной гарантии конфиденциальности и целостности. Особое значение также принимает решение проблем совместимости корпоративных сетей и ведомственных информационных систем.

В  связи с этим, нужно отметить, что создание инфраструктуры ЭП, должно отвечать описанным ниже требованиям.

    1. Информационная безопасность

С развитием информационно-коммуникационных технологий, с расширением количества и качества электронных услуг, предоставляемых  государством гражданам и организациям, всё возрастающую роль в жизни государства и общества играет информационная безопасность.

Все субъекты информационных отношений  заинтересованы в обеспечении:

      • конфиденциальности (сохранения в тайне) определенной части информации;
      • достоверности, актуальности, целостности информации;
      • защиты от навязывания им ложной (недостоверной, искаженной) информации;
      • разграничения ответственности за нарушения законных прав (интересов) других субъектов информационных отношений и установленных правил обращения с информацией;
      • возможности осуществления непрерывного контроля и управления процессами обработки и передачи информации;
      • защиты части информации от незаконного ее тиражирования (защиты авторских прав, прав собственника информации и т.п.).

В ведомственных информационных системах циркулирует информация различных уровней конфиденциальности содержащая сведения ограниченного распространения (служебная коммерческая, банковская информация, персональные данные) и открытые сведения.

В частности, это могут быть:

      • платежные поручения и другие расчетно-денежные документы;
      • отчеты (финансовые, аналитические и др.);
      • сведения о лицевых счетах;
      • обобщенная информация и другие конфиденциальные (ограниченного распространения) документы.

Защите подлежит вся информация, циркулирующая в ведомственной  информационной системе и содержащая:

  • сведения, составляющие коммерческую тайну, доступ к которым ограничен собственником информации;
  • сведения, составляющие банковскую тайну;
  • сведения о частной жизни граждан (персональные данные).

Безопасность, надёжность и гарантированная возможность быстрого восстановления информационных систем являются основополагающими требованиями. Недопустима ситуация, при которой многие из ведомственных информационных систем и ресурсов могут иметь высокую степень риска быть выведенными из строя на длительный срок или даже быть безвозвратно утерянными в результате стихийного бедствия, террористического акта, компьютерного преступления, неосторожности или злого умысла обслуживающего персонала. Для обеспечения безопасности ЭП требуется комплексный подход, который, вместе с решением задачи информационной безопасности требует создания соответствующей законодательной базы информатизации.

Рисунок 14. Архитектура обеспечения информационной безопасности ЭП

 

На начальном этапе реализации проекта должна быть разработана  концепция обеспечения информационной безопасности, а затем – политика информационной безопасности ЭП. Политика информационной безопасности должна отражать:

  • перечень и оценку рисков в системе информационной безопасности ЭП и схемы уменьшения их до приемлемой величины;
  • комплекс превентивных мер по защите конфиденциальных данных и информационных процессов, как от злонамеренных, так и от неквалифицированных действий персонала и внешних злоумышленников, а также в случаях катастроф природного или техногенного характера;
  • комплекс мер по быстрому восстановлению работоспособности всех компонентов инфраструктуры ЭП;
  • требования и инструкции для персонала, менеджеров и технических служб.
    1. Применяемые стандарты

Основная сложность реализации проектов в области электронного правительства,  в частности, реализации межведомственных проектов, когда требуются существенные усилия по интеграции информационных систем, заключается не в применении конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и  согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Для реализации инфраструктуры ЭП необходимо предусмотреть такие стандарты, как:

  • стандарты представления данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты информационной безопасности.

Необходимо уделить большое  внимание стандартам и протоколам, которые должны гарантировать совместимость государственных систем и технологий. Ключевые стандарты обеспечения совместимости и единства государственных систем задают основные требования для предоставления интегрированных онлайновых государственных услуг. Следование этим стандартам является обязательным для всех государственных систем.

Рисунок 15. Стандарты, применяемые в построении инфраструктуры ЭП

 

Должны поддерживаться следующие  стандарты:

  • все государственные информационные системы должны использовать универсальные Интернет – совместимые общие спецификации (HTML, IP, SMTP и др.);
  • в качестве основного стандарта при интеграции ведомственных информационных систем и представления данных в Интернете должен применяться язык XML или производные от него;
  • все государственные информационные ресурсы должны быть доступны с помощью Интернет технологий, то есть предоставлять пользователям веб-интерфейс в качестве основного. В качестве дополнения могут использоваться другие интерфейсы, например интерфейс, основанный на WAP технологиях;
  • все государственные информационные ресурсы, представленные в Интернете должны быть снабжены метаданными, облегчающими публикацию и поиск информации.
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТ И ЛИКВИДАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА

Для обеспечения функционирования ЭП недостаточно наличия информационных систем и ресурсов, предоставляющих те или иные услуги гражданам и бизнес-структурам. Необходимо провести мероприятия по обеспечению свободного доступа населения к электронным услугам государства и социально значимой информации, независимо от места проживания граждан и их социально-экономического положения и дислокации бизнес-структур. В этих целях, целесообразно создать пункты общественного доступа путем организации:

интернет-приемных центральных  и местных органов власти;

пунктов общественного  доступа на базе АО «КазПочта», а  также при библиотеках, центрах  досуга в каждом населенном пункте;

сетей интернет-кафе во всех городах Казахстана;

информационных киосков  в крупных супермаркетах, торговых и культурных центрах, вокзалах и аэропортах.

Сегодня большинство граждан нашей  страны получают доступ к Интернету  через обычные телефонные линии, скорость передачи данных по которым  ограничена. В будущем это может  послужить препятствием для развития всего разнообразия услуг, предоставляемых государством гражданам и бизнес-структурам. Необходимо внедрять современные решения, обеспечивающие возможность широкополосного доступа к ресурсам Интернет.

Серьезным препятствием массовому  распространению информационных технологий является невысокий уровень доходов основной части населения Республики Казахстан. Поэтому принципиальное значение приобретают ценовые факторы. Нужны экономичные и дешевые технологии, средства и услуги, необходима развитая система реально работающих и прозрачных льгот и стимулов для клиентов и провайдеров.  Необходимо разработать государственную программу  продвижения Интернет в массы. Поощрять меры по увеличению числа компьютеров и других средств доступа к Интернет. Доступ к электронным услугам правительства должен быть предоставлен определенным слоям населения без всякой оплаты или с оплатой ограниченной разумными пределами, если запрашиваемая  информация носит общегражданский характер и не может быть использована в дальнейшем для удовлетворения коммерческих интересов пользователей. Тарифы должны включать только прямые издержки на поиск,  просмотр или копирование информации.

Информация о работе Концепция электронного правительства Республики Казахстан