Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:01, курсовая работа
Глобализация и развитие «информационного общества» стремительно меняют облик современного мира. Можно отметить, что в целом его сущность определяют ряд взаимосвязанных процессов:
информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического развития;
формируется рынок информации и знаний как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.
стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации.
развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортная инфраструктура.
развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 5
4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 6
5. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 15
5.1. Правовая готовность 16
5.2. Информационная готовность госорганов 16
5.3. Технологическая готовность 17
5.4. Социальная готовность 18
6. АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 19
7. ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 21
8. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 22
8.1. Портал ЭП 23
8.2. Удостоверяющий центр 24
8.3. Национальная идентификационная система 25
8.4. Единая транспортная среда государственных органов 26
8.5. Информационные системы ведомств и местных органов власти 26
9. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФРАСТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 27
9.1. Информационная безопасность 28
9.2. Применяемые стандарты 29
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТ И ЛИКВИДАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА 31
11. УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 32
11.1. Жизненный цикл услуг ЭП 32
11.1.1. Анализ электронной услуги. 32
11.1.2. Разработка спецификаций 32
11.1.3. Планирование 33
11.1.4. Квалификация персонала 33
11.1.5. Реализация 33
11.1.6. Внедрение 34
11.2. Примерный набор услуг электронного правительства 34
11.2.1. Для граждан 34
11.2.2. Для бизнеса 35
11.2.3. Для госслужащих и ведомств 35
12. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ 36
12.1. Управление проектом ЭП 36
12.2. Использование международного опыта 38
12.3. Заключение долгосрочных соглашений с поставщиками 39
12.4. Система сертификации проектов 40
13. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 40
14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 42
архитектура производительности (эффективности).
Рисунок 11. Единая архитектура ЭП
В основе архитектуры деятельности должна лежать модель описания деятельности государственных и местных органов власти с точки зрения функций и процессов реализации этих функций. Эта модель должна описывать взаимные обязательства органов государственной власти, а также их обязательства по отношению к гражданам и бизнес-структурам.
Системная архитектура отражает главные связи предлагаемых государственными и местными органами власти услуг с прикладными архитектурными компонентами поддержки этих услуг средствами ИКТ прикладного уровня. Она содержит стандарты и рекомендации развития информационных систем государственных и местных органов власти, обеспечивающих реализацию государственных функций, а также базовых компонент и элементов ЭП, которые должны использоваться централизовано или многократно многими ведомствами: портал ЭП, удостоверяющий центр, национальная идентификационная система.
Техническая архитектура
отражает возможности базовых
Архитектура непрерывности деятельности и безопасности предназначена для планирования, поддержки реализации и контроля на архитектурном уровне комплексов действий и средств, предназначенных для обеспечения непрерывности деятельности органов власти и систем ЭП с заданными значениями параметров и обеспечения информационной безопасности.
Архитектура производительности (эффективности) ЭП и его компонентов представляет собой систему сбалансированных показателей и общих метрик для оценки значений производительности, результативности и эффективности компонентов ЭП по всей вертикали - от отдельных информационных систем и деловых процессов до главных результатов деятельности и их стратегических влияний (последствий).
Инфраструктура электронного правительства состоит из двух взаимосвязанных, но функционально самостоятельных контуров:
Рисунок 12. Схема отношений субъектов ЭП
Внутренний контур
Данный контур охватывает информационные
системы, обслуживающие внутриправительственные
(ведомственные и
Здесь идет речь о взаимоотношениях типа «правительство-правительство». Также в данном контуре выделяется такой сектор как «правительство-служащий», учитывая, что эти операции носят внутриведомственный характер, они могут рассматриваться как подгруппа сектора «правительство-правительство».
Внутренний контур содержит в себе виды деятельности, которые используют государственные структуры во взаимосвязи между собой для реализации государственных корпоративных задач.
Внешний контур
Данный контур охватывает публичную информационную инфраструктуру, обеспечивающую взаимодействие государства с гражданами и организациями и охватывающую информационные системы, обслуживающие бизнес-процессы взаимодействия населения и бизнес-структур с правительством через единый шлюз. Внешний контур содержит в себе два других сектора ЭП, таких как «правительство - граждане» и «правительство – организации».
К основным компонентам инфраструктуры ЭП относятся:
Рисунок 13. Общая схема инфраструктуры ЭП
Взаимодействие правительства с гражданами и бизнес-структурами должно быть организовано через портал ЭП, представляющий «единую точку доступа» ко всем электронным услугам и публичным информационным ресурсам госорганов.
На первых порах, необходимо
определить набор электронных услуг,
позволяющих гражданам и
Необходимо разработать средства аутентификации и персонализация пользователей, обеспечить доступ к информационным ресурсам и услугам ЭП с помощью всех имеющихся средств коммуникаций (Интернет, электронная почта, мобильный протокол WAP и др.).
Необходимо организовать взаимодействие с платежной системой Республики Казахстан для осуществления финансовых транзакций.
Должен быть обеспечен последовательный запуск услуг ЭП в соответствии с выбранной стратегией и приоритетами, с учетом электронных услуг, реализация которых требует взаимодействия информационных систем различных ведомств.
Интеграция и взаимодействие
различных услуг и
Функции маршрутизации
сообщений между
Основными компонентами такого интерфейса являются:
Среда гарантированной доставки, трансформации и маршрутизации сообщений на базе стандартных Интернет-протоколов.
Коммуникативный XML–формат, который служит средством описания и организации информационного взаимодействия портала ЭП и ведомственных информационных систем. При этом данные могут по-прежнему храниться в прикладных системах и базах данных в своем внутреннем формате, но в случае необходимости их пересылки в другое приложение они будут трансформироваться в формат XML, как в промежуточный формат, понимаемый всеми системами.
Он должен основываться на базе метаданных, которые описывают состав и свойства данных, хранящихся в ведомственных информационных системах и методы доступа к ним. Метаданные, обеспечивающие эффективность поиска информации (на портале), описания слабоструктурированной информации (документов), создания архивов с записями электронных документов.
Применение коммуникативного XML–формата уже на этапе проектирования позволит разработчикам ведомственных информационных систем систематизировать, унифицировать и стандартизировать в определенной степени свойства ведомственных данных.
Функции непрерывной поддержки и развития коммуникативного XML-формата, основанного на описании ведомственных информационных систем в Регистре ИТР, необходимо возложить на национального оператора в области информатизации ЗАО «Национальные информационные технологии».
Развитие портала с учетом темпов формирования и готовности элементов инфраструктуры ЭП представляет собой эволюционный процесс. Его внедрение должно происходить поэтапно.
Для реализации портала ЭП целесообразно приобретение стандартного, отлаженного программного обеспечения, реализующего большинство описанных выше функций.
Удостоверяющий центр
Задачей Удостоверяющего центра является также обеспечение защищенного электронного документооборота между государственными органами Республики Казахстан.
Электронные документы, подписанные в процессе работы, приобретают правовой статус в соответствии с законом РК от 7 января 2003 года №370-II "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".
Работа Удостоверяющего центра должна базироваться на инфраструктуре открытых ключей, создание и полноценное использование которой позволит правительству гарантировать высокий уровень защищенности информации, обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на конфиденциальность при их взаимодействии с государством, прав коммерческих структур на защиту коммерческой тайны, что приведет к расширению круга потребителей услуг е- правительства.
Технология аутентификации пользователей
должна позволять использовать в
качестве носителей ключевой информации
специализированные персональные устройства,
исключающие возможность
Важной задачей ведения
Одной из основных функциональных компонент ЭП является национальная идентификационная система, обеспечивающая процедуры идентификации субъектов обмена информацией.
В настоящее время регистрация и идентификация физических и юридических лиц производится на ведомственном уровне. Существование различных идентификационных номеров, таких как, социальный индивидуальный код (СИК), регистрационный номер налогоплательщика (РНН) и других, усложняет интеграцию информационных систем. Концепция ЭП требует наличия единого идентификационного номера. Решением является создание единых регистров физических и юридических лиц, имеющих на переходном этапе в качестве дополнительных атрибутов ведомственные идентификационные номера.
Индивидуальный
Для улучшения качества услуг, предоставляемых правительством гражданам и бизнес-структурам, необходимо разработать мероприятия по внедрению удостоверений личности, основанных на микропроцессорных электронных технологиях, содержащих регистрационное свидетельство открытого ключа электронной цифровой подписи, предназначенное для прохождения процедуры аутентификации на портале ЭП. Кроме того, такие удостоверения личности могут содержать дополнительную личную информацию (водительское удостоверение, медицинскую и платежные карточки и т.д.) и должны в дальнейшем стать важнейшим элементом инфраструктуры е- правительства.
Реализация единого
Целями создания ГБД «Физические лица» для органов власти являются:
обеспечение
государственных органов
Информация о работе Концепция электронного правительства Республики Казахстан