Лекции по "Государству и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:39, курс лекций

Краткое описание

Национально-государственное устройство российской федерации
Административно-территориальная и территориально-политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения)

Вложенные файлы: 1 файл

лекции конвой.docx

— 116.91 Кб (Скачать файл)

Лекция 1

Национально-государственное устройство российской федерации

Административно-территориальная  и территориально-политическая организация  Российской Федерации, способ существования  ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной  организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая федерация как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине и т.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (ст. 5 Конституции РФ 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования. Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов. Равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя комплекс организационных, правовых и экономических, условий, позволяющих, прежде всего, малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными среди народов РФ. В соответствии с Конституцией тот или иной народ на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России право на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.

 

Органы государственной власти РФ предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.

В различных  странах конституциями или постановлениями  высших государственных органов  власти выделены различные органы и  институты отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.

На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьировать в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.

В Российской Федерации к основным центральным  органам власти относятся:

Глава государства  — Президент Российской Федерации;

Федеральный законодательный орган — Федеральное  собрание РФ;

Правительство — Правительство Российской Федерации  во главе с Председателем Правительства;

Федеральные органы исполнительной власти: Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства РФ, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством РФ)

Судебные  органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

На уровне субъектов РФ существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов  РФ.

Понятие и признаки государства

Государство – это политическая организация  общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством  государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную  власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы  граждан, законность и правопорядок.

Основные  признаки государства:

1)территориальная  организация населения и осуществление  публичной власти в территориальных  пределах.

Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его  суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в  подданных или граждан государства.

От негосударственных  организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население  страны, распространяет на него свою власть;

2) публичная  (государственная) власть.

Публичной она  называется потому, что, не совпадая с  обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Принципиальная  особенность публичной власти состоит  в том, что она воплощается  именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются  органы управления и принуждения (государственный  аппарат);

3) государственный  суверенитет.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце  Средневековья, когда потребовалось  отделить государственную власть о церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) государственно власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, независимости.

Верховенство  государственной власти внутри страны обозначает:

- универсальность  ее властной силы, которая распространяется  на все население, все партии  и общественные организации данной  страны;

- ее прерогативы  (государственная власть может  отменить, признать ничтожным всякое  проявление любой другой общественной  власти);

- наличие  у нее таких средств воздействия,  которыми никакая другая общественная  власть не располагает (армия,  полиция или милиция, тюрьмы  и др.).

- неразрывная  связь государства и права.

Без права  государство существовать не может. Право юридически оформляет государство  и государственную власть и тем  самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции  в правовых формах. Право вводит функционирование государства и  государственной власти в рамки  законности, подчиняет их конкретному  правовому режиму. При такой подчиненности  государства праву и формируется  демократическое правовое государство.

Формы правления и государственного устройства России

Российское  государство — это демократическое  федеративное государство с республиканской  формой правления.

субъекты  Российской Федерации

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию  и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 Конституции  Российской Федерации сказано: “Российская  Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное  исторически объединившимися в  нем народами”.

понятие государственной власти

Государственная власть - это способность структурного элемента общества - государства, подчинять  своей воле другие структурные элементы общества, опираясь на систему методов  государственного принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданство Российской Федерации

 

28 ноября 1991 года в связи с распадом  СССР Верховным Советом России  был принят Закон РСФСР «О  гражданстве РСФСР»[7], который вступил  в силу с момента опубликования  — 6 февраля 1992 года. В связи  с изменением наименования государства  в названии и тексте Закона  слова «Российской Советской  Федеративной Социалистической  Республики» и «РСФСР» 14 июля 1993 года были заменены словами  «Российская Федерация» в соответствующем  падеже[8].

 

В 1997 году Комиссией  по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации было принято  решение о разработке новой редакции Закона «О гражданстве Российской Федерации», так как Закон РФ 1991 года разрабатывался в переходный период становления  новой российской государственности, и в нём не были учтены особенности  последующего развития России, характера  взаимоотношений с новыми независимыми государствами, он не полностью соответствовал Конституции РФ 1993 года. К тому же, Российская Федерация в 1997 году предприняла шаги по подписанию Европейской конвенции о гражданстве[9].

 

1 июля 2002 года  вступил в силу Федеральный  закон «О гражданстве Российской  Федерации», принятый Государственной  Думой России 31 мая того же  года[

 

Принципы гражданства РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

 

Принципы  гражданства РФ: 1) единство и рав-ность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

 

Основания прекращения гражданства

 

Закон о гражданстве  в качестве оснований прекращения  гражданства предусматривает:

выход из гражданства;

отмену решения  о приеме в гражданство;

выбор гражданства (оптацию), иные основания, которые могут  предусматриваться международными договорами;

случаи следования гражданства детей гражданству  родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей.

 

Правовой статус иностранных граждан  и лиц без гражданства

Иностранными  гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие  доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства.

Лица без  гражданства - это лица, проживающие  на территории РФ, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

 

Основы взаимоотношений  этих лиц с Российским государством установлены в Конституции РФ 1993 года, Законе РФ "О гражданстве" 1991 г. До настоящего времени на территории России в части, не-противоречащей действующей Конституции РФ, действует Закон Союза ССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 г., вступивший в силу 1 января 1982 г.

Кроме этих актов  правовое положение иностранцев  и лиц/без гражданства регулируется гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным, таможенным законодательством. Законом о государственной границе, Воздушным кодексом, Положением о  въезде и выезде из РФ, Кодексом торгового  мореплавания и др.

Главным принципиальным положением, определяющим правовой статус этих лиц в РФ, является статья 62 Конституции РФ 1993 года, в которой  установлено:

"Иностранные  граждане и лица без гражданства  пользуются в Российской Федерации  правами и несут обя­занности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, 'установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

 

Права и свободы человека и гражданина

Установленные Конституцией РФ и другими нормативными актами права и свободы человека и гражданина подразделяются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления  установленных прав и свобод и  их защиты.

Основные  права и свободы человека принадлежат  каждому от рождения и неотделимы от человеческой сущности. Установленные  Конституцией права и свободы  являются непосредственно.действующими.

Установлено равенство людей перед законом  и судом. Равенство прав и свобод означает, что их объем не зависит  от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.

К числу личных прав относятся право на жизнь (смертная казнь применима только за особо  тяжкие преступления против жизни), право  на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной  жизни. Важное значение имеет свобода передвижения, включая свободу покидать территорию России. Гражданам России гарантируется право беспрепятственного въезда в страну.

К числу политических прав и свобод относятся право  на свободу слова, право на объединение  в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций.

Важными экономическими правами являются право частной  собственности на различные виды имущества, в том числе право  собственности на землю, а также  право на свободный труд.

Материнство, детство и семья находятся  под защитой государства. Государство  гарантирует бесплатность  и  общедоступность  основного  общего  и  среднего профессионального образования.

Государство гарантирует судебную защиту прав и  свобод. Как известно, судебный способ защиты является наиболее демократическим. Предусматривается право на получение  квалифицированной юридической  помощи.  Установлена  презумпция невиновности в совершении уголовных  преступлений: обвиняемый считается  невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Информация о работе Лекции по "Государству и праву"