Лекции по "Государству и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:39, курс лекций

Краткое описание

Национально-государственное устройство российской федерации
Административно-территориальная и территориально-политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения)

Вложенные файлы: 1 файл

лекции конвой.docx

— 116.91 Кб (Скачать файл)

Наряду с  правами Конституция России устанавливает  некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

Конституцией  установлено, что гражданин, достигший 18 лет, самостоятельно и в полном объеме осуществляет свои права и  обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. фз от 7 февраля 2011 о полиции (с изменениями и дополнениями)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 Статья 1. Назначение полиции

1. Полиция предназначена  для защиты жизни, здоровья, прав  и свобод граждан Российской  Федерации, иностранных граждан,  лиц без гражданства (далее  также - граждане; лица), для противодействия  преступности, охраны общественного  порядка, собственности и для  обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно  приходит на помощь каждому,  кто нуждается в ее защите  от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

 

 Статья 2. Основные направления  деятельности полиции

1. Деятельность полиции  осуществляется по следующим  основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение  преступлений и административных  правонарушений;

3) выявление и раскрытие  преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам  об административных правонарушениях,  исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности  дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и  объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита  потерпевших, свидетелей и иных  участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих  органов, а также других защищаемых  лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента  Российской Федерации сотрудники  полиции могут участвовать в  деятельности по поддержанию  или восстановлению международного  мира и безопасности.

 

 Статья 3. Правовая основа  деятельности полиции

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности  руководствуется также законами  субъектов Российской Федерации  по вопросам охраны общественного  порядка и обеспечения общественной  безопасности, изданными в пределах их компетенции

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

 

 Статья 4. Организация  полиции

1. Полиция является составной  частью единой централизованной  системы федерального органа  исполнительной власти в сфере  внутренних дел.

2. В состав полиции  могут входить подразделения,  организации и службы, создаваемые  для выполнения возложенных на  полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью  полиции осуществляют в пределах  своей компетенции руководитель  федерального органа исполнительной  власти в сфере внутренних  дел, руководители территориальных  органов федерального органа  исполнительной власти в сфере  внутренних дел (далее - территориальные  органы) и руководители подразделений  полиции. Руководители указанных  органов и подразделений несут  ответственность за выполнение  возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок  создания, реорганизации и ликвидации  подразделений полиции определяются  Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты  штатной численности подразделений  полиции в пределах установленной  штатной численности органов  внутренних дел определяются  руководителем федерального органа  исполнительной власти в сфере  внутренних дел.

 

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

 

  Статья 5. Соблюдение  и уважение прав и свобод  человека и гражданина

  1. Полиция осуществляет  свою деятельность на основе  соблюдения и уважения прав  и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции,  ограничивающая права и свободы  граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель  или выяснилось, что эта цель  не может или не должна достигаться  путем ограничения прав и свобод  граждан.

3. Сотруднику полиции  запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или  унижающему человеческое достоинство  обращению. Сотрудник полиции  обязан пресекать действия, которыми  гражданину умышленно причиняются  боль, физическое или нравственное  страдание.

4. При обращении к гражданину  сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность,  звание, фамилию, предъявить по  требованию гражданина служебное  удостоверение, после чего сообщить  причину и цель обращения;

2) в случае применения  к гражданину мер, ограничивающих  его права и свободы, разъяснить  ему причину и основания применения  таких мер, а также возникающие  в связи с этим права и  обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в  случае обращения к нему гражданина  обязан назвать свои должность,  звание, фамилию, внимательно его  выслушать, принять соответствующие  меры в пределах своих полномочий  либо разъяснить, в чью компетенцию  входит решение поставленного  вопроса.

6. Полученные в результате  деятельности полиции сведения  о частной жизни гражданина  не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить  каждому гражданину возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими  его права и свободы, если  иное не установлено федеральным  законом.

 

 Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет  свою деятельность в точном  соответствии с законом.

2. Всякое ограничение  прав, свобод и законных интересов  граждан, а также прав и законных  интересов общественных объединений,  организаций и должностных лиц  допустимо только по основаниям  и в порядке, которые предусмотрены  федеральным законом.

3. Сотруднику полиции  запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной  форме кого-либо к совершению  противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не  может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении  служебных обязанностей ссылаться  на интересы службы, экономическую  целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих  должностных лиц или какие-либо  иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником  полиции мер государственного  принуждения для выполнения обязанностей  и реализации прав полиции  допустимо только в случаях,  предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной  власти в сфере внутренних  дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

 

 Статья 7. Беспристрастность

  1. Полиция защищает  права, свободы и законные интересы  человека и гражданина независимо  от пола, расы, национальности, языка,  происхождения, имущественного и  должностного положения, места  жительства, отношения к религии,  убеждений, принадлежности к общественным  объединениям, а также других  обстоятельств.

2. Сотруднику полиции  запрещается состоять в политических  партиях, материально поддерживать  политические партии и принимать  участие в их деятельности. При  осуществлении служебной деятельности  сотрудник полиции не должен  быть связан решениями политических  партий, иных общественных объединений  и религиозных организаций.

3. Сотрудник полиции должен  проявлять уважение к национальным  обычаям и традициям граждан,  учитывать культурные и иные  особенности различных этнических  и социальных групп, религиозных  организаций, способствовать межнациональному  и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

 

 Статья 8. Открытость и  публичность

  1. Деятельность полиции  является открытой для общества  в той мере, в какой это не  противоречит требованиям законодательства  Российской Федерации об уголовном  судопроизводстве, о производстве  по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные  объединения и организации имеют  право в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации,  получать достоверную информацию  о деятельности полиции, а также  получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую  их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен  федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует  государственные и муниципальные  органы, граждан о своей деятельности  через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную  сеть Интернет, а также путем  отчетов должностных лиц (не  реже одного раза в год) перед  законодательными (представительными)  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  представительными органами муниципальных  образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных  лиц, уполномоченных отчитываться  перед указанными органами и  гражданами, определяются федеральным  органом исполнительной власти  в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии  с законодательством Российской  Федерации предоставляет сведения  о своей деятельности средствам  массовой информации по официальным  запросам их редакций, а также  путем проведения пресс-конференций,  рассылки справочных и статистических  материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций  средств массовой информации  в порядке, определяемом федеральным  органом исполнительной власти  в сфере внутренних дел, осуществляется  аккредитация журналистов для  освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной  власти в сфере внутренних  дел в соответствии с законодательством  Российской Федерации вправе  учреждать средства массовой  информации для освещения деятельности  полиции.

 

 Статья 9. Общественное  доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении  своей деятельности стремится  обеспечивать общественное доверие  к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников  полиции должны быть обоснованными  и понятными для граждан.

3. В случае нарушения  сотрудником полиции прав и  свобод граждан или прав организаций  полиция обязана в пределах  своих полномочий принять меры  по восстановлению нарушенных  прав и свобод. В порядке, определяемом  федеральным органом исполнительной  власти в сфере внутренних  дел, полиция приносит извинения  гражданину, права и свободы которого  были нарушены сотрудником полиции,  по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина  в соответствии с его пожеланиями.

Информация о работе Лекции по "Государству и праву"