Лекции по "Теории государство и право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 14:58, курс лекций

Краткое описание

1. Происхождение и сущность государства и права
Государство возникло на определенной стадии развития человеческого общества. Первоначальной формой организации людей было родовое общество, которое формировалось из членов рода на основе кровного родства, общей организации труда и общей собственности.
Родовая организация людей проходит через две стадии. На первой стадии господствующее положение занимают женщины, поскольку родовые группы создаются по материнской линии. Эта эпоха называется матриархатом. Постепенно матриархат сменяется патриархатом. Этот процесс связан с развитием земледелия, скотоводства, совершенствованием орудий труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Pravo.docx

— 322.23 Кб (Скачать файл)

1. Происхождение  и сущность государства и права

Государство возникло на определенной стадии развития человеческого общества. Первоначальной формой организации людей было родовое  общество, которое формировалось  из членов рода на основе кровного родства, общей организации труда и  общей собственности.

Родовая организация  людей проходит через две стадии. На первой стадии господствующее положение  занимают женщины, поскольку родовые  группы создаются по материнской  линии. Эта эпоха называется матриархатом. Постепенно матриархат сменяется патриархатом. Этот процесс связан с развитием  земледелия, скотоводства, совершенствованием орудий труда. В результате таких  изменений мужчины становились  хозяевами положения в общественном производстве и превратились в решающую силу родовой организации

Родовая организация  стала распадаться под воздействием развития земледелия, скотоводства, ремесел  и накопления богатства. Увеличение производства орудий труда привело  к росту производительности труда. В результате отдельная семья  получила возможность своими силами ухаживать за скотом, обрабатывать землю и создавать себе благополучие. Формировалось семейное хозяйство, средства производства, средства, скот; производимая продукция превратилась в частную собственность, внутри рода возникло имущественное неравенство, что породило социальное неравенство  между членами рода. Они, управляя родовой организацией, стали обогащаться, выделились в особую, правящую верхушку рода. На базе родовой организации  формировалась военная демократия, которая знаменует начало создания государства. У разных народов в  разное время происходит процесс  возникновения государства. В казахском  обществе признаки военной демократии сохранялись до XVII в.

Развитие военной  демократии привело к возникновению  политической организации общества - государства. Государство - это новая  организация человеческого объединения, которая существенно отличается от родовой организации следующими признаками.

Государство обладает таким свойством как  суверенитет. Он означает, что государство  формирует свою внутреннюю и внешнюю  политику независимо от других государств.

Государство имеет более или менее развитую систему органов власти для управления обществом.

Государство создает законы, нормативные акты, при помощи которых регулирует общественные отношения, формирует определенный общественный порядок для того чтобы  общество могло существовать и функционировать.

Те же причины, которые привели к возникновению  государства (разложение родового строя, появление частной собственности, имущественное и социальное неравенство  людей) послужили основой для  формирования права

С появлением частной собственности возникло имущественное неравенство между  членами рода. В связи с этим изменилось содержание родовых обычаев, они постепенно приобретали новое  значение: все больше стали выражать волю господствующей верхушки и защищать в большей мере их имущественные  и личностные интересы. Обычаи приобретают  форму правовых обычаев, т.е. правил, обязательных для всех.

Наряду с  этим государство, его органы создают  неизвестные правила поведения. На основе правовых обычаев и принятых государством, его органам правовых норм формируется правовая система. Целью правовой системы является защита государственного строя, существующих экономических отношений, как государственной, так и частной собственности

 

2 . Понятие  и сущность правового государства

Общественным сознанием  правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое  представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

В идее правового  государства можно выделить два  главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение  его прав;

2) ограничение правом  государственной власти.

В философском смысле свобода может быть определена как  способность человека действовать  в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении  человека создаются условия для  его юридической свободы, реализуется  механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено".

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные  и значимые блоки права-стимула  в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются  в формуле "права человека", которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

Права человека как  главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его  инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В  современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность  их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и  правовое государство, несомненно, характеризуются  общими закономерностями возникновения  и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они  могут только в одной "связке". Оба феномена имеют в своей  основе право, хотя роль последнего для  них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что  соединяющим звеном между человеком  и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства  и заключается сущность правового  государства. Здесь право выступает  как антипод произвола и как  барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также  для наиболее последовательного  связывания с помощью права государственной  власти в целях недопущения злоупотреблений.

3,Право в системе социальных  норм

Одним из способов согласования интересов  людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами  понимают общие правила и образцы  поведения людей в обществе, обусловленные  общественными отношениями и  являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Существуют различные классификации  социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости  от особенностей их возникновения и  реализации. По данному основанию  выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные  нормы и правовые нормы. Все социальные нормы представляют собой правила  поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение и действуют  непрерывно во времени в отношении  персонально неопределенного круга  лиц.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью  которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения — экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие  от иных видов социальных норм нормы  права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются  государством и подкрепляются его  принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи  с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально  определенными только в результате деятельности государства. Последнее  формулирует и издает законы, в  которых отражаются общественные представления  о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения  между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных  запретов — табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления — государства — и появления нового вида социальных регуляторов — права.

Формирование права шло несколькими  путями. Во-первых, государство санкционировало  обычаи, сложившиеся в родовом  обществе, принуждая население к  их исполнению. Во-вторых, государство  создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование  в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение  их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организованного  общества и создавая юридические  прецеденты. В-третьих, государство  само «творило» право путем издания  специальных нормативных актов.

В политической и юридической науке  нет единства в понимании сущности права. В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно принятым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Этот подход подчеркивает зависимость права от государственной воли. Социологическая школа рассматривает право как деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия. Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.

Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в  которых отражаются общественные представления  о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право  состоит из норм, т. е. правил поведения  общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

б) общеобязательностью — правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для  исполнения любыми лицами и организациями  независимо от отношения к ним  тех или иных субъектов правоотношений;

в) формальной определенностью —  правовые нормы выражены в словесно-письменной форме и закреплены в текстах  различных источников права, благодаря  чему отличаются большой степенью определенности и ясности;

г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны  и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему  законодательства;

д) гарантированностью государством — реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства;

е) многократностью применения —  нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Социальная ценность права, его  место и роль в жизни общества определяются функциями права, под  которыми понимаются основные направления  его воздействия на общественные отношения. В соответствии со своим  предназначением правовые нормы  выполняют в обществе следующие  функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений;

Информация о работе Лекции по "Теории государство и право"