Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:45, курсовая работа
В принятой на референдуме 12 декабря 1993г. Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина закреплены в числе основ конституционного строя. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Понятие главных прав и свобод человека и гражданина быть может сформулировано последующим образом: конституционные (главные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих вариантах в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности. [1]
I. Теоретическая часть.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие личных (гражданских) прав и свобод, их особенности и место в конституционном статусе человека и гражданина……………………. …… 7
2. Система и виды личных (гражданских) прав и свобод……................. 12
2.1. Право на жизнь, его нормативное содержание…………… …. 12
2.2. Права, обеспечивающие защиту человеческого достоинства, неприкосновенности личности, его частной и семейной жизни…………… 14
2.3. Право на беспрепятственный выбор поведения в сфере частной (семейной) жизни……………………………………………………………… 19
3. Свобода передвижения и выбора места жительства.
Правовая позиция Конституционного суда РФ по вопросам прописки и других форм ограничения данного права……………………………..……………… 21
II. Практическая часть
1. Правовая оценка сохранения смертной казни как меры уголовного наказания с точки зрения права на жизнь в аспекте действующей Конституции и международно-правовых актов и международных обязательств РФ ...…. 24
2. Нормативное содержание права на «неприкосновенность частной жизни», «личную тайну», «семейную тайну»…………………………………………. 29
3. Конституционная защита адвокатской, банковской и коммерческой тайн, нотариальной, медицинской тайны .................................................................. 34 Заключение…………………………………………………………….. …….... 41 Список использованной литературы………………………………………….. 43
II. Практическая часть.
1. Правовая оценка сохранения смертной казни.
Сохранение смертной казни
как меры уголовного наказания с
точки зрения права на жизнь в
аспекте действующей
международно-правовых актов и международных обязательств РФ
В Конституции право на жизнь провозглашается первым в числе личных прав и свобод (статья 20). Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие другие. Право на жизнь предполагает не только непосредственно действующий запрет произвольного лишения жизни государством, а также любыми другими субъектами, но и позитивную ответственность государства за защиту жизни индивида. Эта ответственность, которую несет государство как гарант права на жизнь, определяет смысл и содержание законов, деятельность всех уровней публичной власти и реализуется в правосудии (ст. 18 Конституции). Таким образом, само признание такой ценности в качестве конституционной и отнесенной к высшим ценностям (ст. 2 Конституции) диктует максимально широкие контуры государственных обязанностей по защите жизни. В них вписывается обеспечение всей системы конституционных гарантий, в частности путем принятия и исполнения законов, направленных на устранение рисков для жизни, возникающих в связи с любыми, в том числе преступными, посягательствами на нее или вследствие неблагоприятных социально-правовых условий. Однако до настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни, хотя такое право противоречило международным обязательствам России.
В силу чрезвычайности такой меры условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч. 2 ст. 20 смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры.[12]
При разработке Конституции
ряд общественных и религиозных
организаций настаивали на конституционном
запрещении смертной казни, как это
сделано в ряде стран. Религиозный
подход основывается на недопустимости
людей вмешиваться в
а) смертная казнь должна устанавливаться только федеральным законом;
б) смертная казнь должна рассматриваться как исключительная мера наказания, т.е. иметь альтернативу в виде лишения свободы на определенный срок;
в) смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления против жизни;
г) при угрозе применения смертной казни обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Эти гарантии отражают гуманный характер правосудия и призваны исключить опасность непоправимой судебной ошибки. [22]
______________________________
[22] См.: М.В. Баглай, Б.Н., Габричидзе Конституционное право, стр. 169-170
В 1966 г. Россия вступила в Совет Европы, подписав Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенцию), и приняла на себя обязательство в течение года подписать и в трехлетний срок ратифицировать также являющийся ее составной частью Протокол N 6 о запрете смертной казни, который внес существенные изменения в ст. 2 Конвенции, исключив для стран - участников возможность предусматривать в своем законодательстве смертную казнь за любые преступления, кроме совершенных во время войны или при неизбежной угрозе войны, и таким образом гарантировав соблюдение важнейшего из всех гражданских прав человека - право на жизнь.[15]
В Российской Федерации право на жизнь обеспечивается на конституционном уровне запретом подвергать человека пыткам, насилию, жестокому обращению, медицинским опытам, а также социальным обеспечением, правом на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду (см. ст. 21, 39, 41, 42 Конституции), а также на уровне отраслевого законодательства, которое конкретизирует конституционно-правовой запрет произвольного лишения жизни и обязанности государства противодействовать такой угрозе. Исключения, согласно уголовному законодательству, составляют такие особо тяжкие умышленные преступления, как убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357). [23]
Круг деяний, за которые в соответствии с законодательством нашей страны может быть назначена высшая мера наказания, несколько шире, чем в Протоколе вышеупомянутой Конвенции. С одной стороны, подписание данного Протокола и введение моратория на применение смертной казни в мирное время является одним из условий членства в Совете Европы и обычной его практикой при принятии новых членов. [12]
_____________________________
[23] См.: УК РФ
С другой - это наказание предусматривается Уголовным кодексом РФ, и законодатель не намерен его исключать, в связи с чем отказывается от ратификации указанного Протокола № 6. Законопроект об отмене смертной казни не поддержан Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Поэтому Президент РФ своим Указом № 724 от 16 мая 1996 г. «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» и распоряжением от 27 февраля 1997 г. ввел в стране мораторий на ее применение. МИД России подписало Протокол № 6, однако он может вступить в силу лишь после его ратификации Государственной Думой, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом.
В связи с введением
моратория на применение смертной казни,
судебные приговоры к смертной казни
с 1997 г. выносились, но не исполнялись.
Конституционный Суд РФ своим
постановлением от 2 февраля 1999 г. запретил
и назначение наказания в виде
смертной казни до введения в действие
соответствующего федерального закона,
обеспечивающего права
Таким образом, смертная казнь
в отечественном уголовном
В результате в Российской
Федерации действуют два
Дальнейшее развитие в этом направлении предполагает принятие парламентом РФ закона о ратификации Протокола N 6, проект которого был уже дважды отклонен нижней палатой парламента.
_________________________
[24] Cм.: Российская газета, 1999 г., 10 февраля
[25] В.К. Дуюнов, монография «Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике», Курск, 2000 г., стр. 208-236
Необходимо также внесение соответствующих изменений в УК, с тем чтобы уже не применяемая судами смертная казнь - как альтернативная мера наказания наряду с предусмотренными за те же деяния иными санкциями - была исключена из текста закона. Однако невнесение таких изменений в УК не означает, как нередко утверждают, что после введения судов присяжных на всей территории РФ применение смертной казни в России станет возможным.
Из ч. 1 ст. 17 и ч. 4 ст. 15 Конституции
вытекает, что законодатель в области
прав человека не может принять регулирование,
расходящееся с международно-правовыми
нормами, и должен соблюдать также
нормы действующей для
Следовательно, несмотря на то что Протокол N 6 не ратифицирован, суды не вправе применять смертную казнь в соответствии с духом и буквой действующих для Российской Федерации международных договоров. Скорее всего, нератификация названного Протокола свидетельствует о том, что в России существуют устоявшееся мнение относительно смертной казни как эффективного наказания в борьбе с наиболее опасными и бесчеловечными проявлениями преступности, а также для защиты жертв преступлений.
2. Нормативное
содержание права на «
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну
в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст. 23 Конституции РФ.
Право на неприкосновенность частной жизни включает:
В российской науке конституционного права принято выделять право на неприкосновенность частной жизни в широком и узком смыслах. В широком смысле это право подразумевает защиту широкого спектра деятельности личности, не относящейся к публичной деятельности, то есть в данном случае право на неприкосновенность частной жизни включает в себя положения о личной и семейной тайне, защиту персональных данных, неприкосновенность жилища и т. п., в узком смысле право на неприкосновенность частной жизни подразумевает защиту лишь весьма узкой сферы человеческой активности, не имеющей правового содержания (дружеские отношения и т. п.).[26]
В Определении КС РФ от 09.06.2005 N 248-О содержится определение того, что из себя представляет право на неприкосновенность частной жизни: оно означает предоставленную человеку и гарантированную государством
возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать
__________________________
[26] Cм.: Материал из Википедии – свободной энциклопедии
разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.[12]
В основе неприкосновенности частной жизни - статья 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".[16] Кратко все перечисленное нередко формулируется как право на защиту данных (или персональных данных).
Сбор, хранение, использование
и распространение информации о
частной жизни лица без его
согласия не допускаются. Кроме того,
"органы государственной власти
и органы местного самоуправления,
их должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность
Частная жизнь - функционирование человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан - защищается судом. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение данного права. В некоторых случаях может возникнуть необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан. Она возникает в сферах:
_________________________
[27] См.: Материалы сайта юридической консультации, адвокат Авакьян С.А.
Законодатель должен четко ограничить ситуации, связанные с необходимостью вынужденного нарушения права неприкосновенности частной жизни, особенно не требующие получения судебного ордера. [28]
Право на неприкосновенность
частной жизни, на личную и семейную
тайну как юридическая