Международный договор в социальном обеспечении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим целью данной курсовой работы является – рассмотреть принципы и источники права социального обеспечения и определить международного договора в социальном обеспечении.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
Выяснить, что в нашей стране является системой социального обеспечения граждан;
Рассмотреть принципы права социального обеспечения
Дать характеристику источникам права социального обеспечения;
Выяснить, какова роль международного договора в социальном обеспечении.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Следует знать, что к  данной группе источников права социального  обеспечения относятся законы субъектов  Федерации. Как правило, они предусматривают  законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта Федерации.

Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место  занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: «О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 5 мая 1992 г., "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей" от 7 февраля 2000 г.

Важно помнить, что Президент  РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвертую группу среди  подзаконных актов занимают нормативные  постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., которым было утверждено положение "О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" в ред. от 28 августа 1997 г.; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. "О приемной семье"; Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан льготными средствами"; Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" и ряд других.

Среди источников права  социального обеспечения постановления  Правительства РФ наиболее большая  группа подзаконных нормативных правовых актов.

Важную роль в нормотворчестве  по социальному обеспечению в  пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда и социального  развития Российской Федерации (Минтруд), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение "Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов", утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996 г., а также Постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. "Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми - сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Кроме постановлений  Минтруд издает разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения.

Существует ряд нормативных  актов других министерств и ведомств.

Минздрав и Фонд социального  страхования РФ своим совместным приказом от 6 октября 1998 г. утвердили  Инструкцию "О порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности" и др.

В соответствии с ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного  ведения кроме федеральных нормативных  актов издаются акты субъектов Российской Федерации28. Главная цель таких источников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными. В качестве примеров можно привести следующие нормативные правовые акты: Указ Президента Республики Адыгея "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей" от 21 августа 1996г. № 145; Постановление администрации Брянской области "Об установлении ставки дотаций на молоко, реализуемое сельскохозяйственными товаропроизводителями для обеспечения учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты" от 22 февраля 1999г. № 89.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

Таковым, например, является Постановление Главы администрации г. Казани от 1 июня 1998 г. "О предоставлении льготных бытовых услуг" и др.

В качестве локального источника  можно назвать коллективный договор  конкретной организации.

Следовательно, цель муниципальных  и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий  уровень социальной защиты граждан  на территориальном, муниципальном  уровне, на уровне конкретной организации.

Такова классификация  источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

Следует иметь в виду, что источники права социального  обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения:

    • по пенсионному обеспечению граждан;
    • по обеспечению граждан пособиями и компенсационными вы платами;
    • по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социального  обеспечения в зависимости от источника финансирования; по содержанию нормативных правовых актов.

 

 

Заключение

В данной главе были рассмотрены  и проанализированы основные принципы и источники права социального обеспечения.

Правовые принципы были предметом научного анализа многих ученых. Право социального обеспечения  относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор  нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Они могут быть выделены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупностей норм права социальной обеспечения. Поэтому исследователи данной Проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России29.

Все рассмотренные в  главе принципы строго соблюдаются в источниках права социального обеспечения.

В источниках права социального  обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества. При  изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

 Право социального  обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно: отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.

Создаваемая законодательная  база отражает одно из направлений  социальной политики, а именно государственную поддержку на федеральном уровне различных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; Принятые федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" стали основой правового регулирования деятельности социальных служб, которое распространяется на все субъекты РФ и вносит новые компоненты в правовые отношения, возникающие между федеральными органами государственной власти и органами управления субъектов Российской Федерации создают правовое поле для формирования в регионах единых комплексов социальных служб и их кадрового обеспечения.

 

 

 

 

  1. Роль международного договора в социальном обеспечении.

 

2.1.Понятие международно-правового регулирования

 

Международно-правовое регулирование  социального обеспечения выражается в разработке и принятии международных  стандартов в сфере социального обеспечения, в согласовании законодательств стран, касающихся ряда вопросов: сохранения и удержания приобретенных прав на социальные выплаты при переезде граждан из одного государства в другое в процессе осуществления своей трудовой деятельности, сохранения прав на те или иные виды пенсий, пособий при изменении страны проживания.

Международно-правовое регулирование  принято рассматривать в качестве добровольно-обязательного и дополнительного  к национальному законодательству в области защиты прав и законных интересов граждан. Это регулирование строится на двух основных началах: во-первых, на утверждении конвенций и (или) иных актов международных организаций, членом которых является Российская Федерация. Связано это с работой Международной организации труда (МОТ), Организацией Объединенных Наций (ООН), Содружеством независимых государств (СНГ), образованным в 1991 г.; во-вторых, путем подписания между нашим государством и другими странами двусторонних (многосторонних) международно-правовых договоров или введения международных норм в тексты российских законов.

В теории права под  источниками права понимают внешние  формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах. Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, в гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Можно выделить следующие  варианты воздействия международных  норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство: прямое применение международных актов после ратификации; включение международных норм в текст законов; реализация положений ратифицированных или нератифицированных актов с помощью внутреннего законодательства.

Гармонизация международно-правового  регулирования осуществляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962г.), провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровне для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и других30.

Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств-участников или для стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков31. Они должны соблюдаться государствами, ратифицировавшими Конвенцию, по крайней мере, в отношении трех видов выплат.

Координация внутригосударственного законодательства разных стран в  области социального обеспечения  проводится по следующим направлениям:

-запрещение дискриминации граждан стран-участниц международного договора по признаку национальности;

-решение вопросов о применимом  праве, т.е. устранение коллизии  норм;

-суммирование периодов социального  страхования, профессиональной деятельности  или проживания в странах-участницах договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;

-установление условий получения  выплат в одной из стран-участниц в случаях, когда право на них приобретено в других странах;

-взаиморасчеты между странами  по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

Первый в Европе двусторонний договор о социальном обеспечении  был заключен между Францией и Италией в 1904г. Он запретил дискриминацию по признаку национальности в социальном обеспечении.

Источники права нельзя путать с актами компетентных государственных органов, принятыми при осуществлении правоприменительной деятельности.

Еще раз в этой работе приведу классификацию источников социального обеспечения по следующим признакам: по юридической силе; по сфере их действия; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по правовым институтам.

По юридической силе источники права делятся на законы и подзаконные акты. Законы могут  быть конституционными, кодифицированными  и текущими.

Конституция РФ является юридической базой для всего  законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения.

Следует обратить внимание на тип и характер документов, в  которых сформулированы принципы прав человека, принимаемых ООН, ЮНЕСКО, МОТ, международными конгрессами, конференциями  и другими форумами. Принимаемые документы имеют различный правовой статус. Декларации, принципы, руководящие положения, стандартные правила и рекомендации не имеют обязательной юридической силы. Вместе с тем эти документы обладают неоспоримым морально-политическим воздействием и служат практическим руководством для государств при осуществлении ими своей политики. Ценность этих документов заключается в их признании и принятии значительным числом государств, и, даже не имея обязательной силы, они могут рассматриваться как документы, декларирующие общепринятые принципы в рамках международного сообщества.

Информация о работе Международный договор в социальном обеспечении