Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:18, курсовая работа
В связи с этим целью данной курсовой работы является – рассмотреть принципы и источники права социального обеспечения и определить международного договора в социальном обеспечении.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
Выяснить, что в нашей стране является системой социального обеспечения граждан;
Рассмотреть принципы права социального обеспечения
Дать характеристику источникам права социального обеспечения;
Выяснить, какова роль международного договора в социальном обеспечении.
Международные акты, к
числу которых относятся
2.2 Характеристика важнейших источников международно-правового регулирования
Источниками международно-правового
регулирования служат акты ООН и
Международной организации
По географической сфере действия международные нормы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пределах конкретного региона; двусторонние, обязательные только для стран-участников.
Международные нормы о социальном обеспечении обусловливаются прежде всего юридической силой их источников, которые можно разделить на три группы:
- акты, обязательные
для исполнения государствами-
- акты, обязательные для исполнения после ратификации;
- акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.
К первой группе относятся международные договоры. Они порождают юридические обязательства для государств-участников, приводят в действие определенные средства международного контроля, предусматривают ответственность за их неисполнение.
С момента вступления в силу договора у государства, как субъекта международного права, возникает юридическая обязанность исполнения договора. Но возможность исполнения требований международного договора зависит от следующих обстоятельств:
-от содержания самого договора, от того, насколько точно в нем указаны внутригосударственные правоотношения, их субъекты и т.п.
-от особенностей
Кроме международных договоров в эту группу входят регламенты Совета ЕЭС, которые обязательны и применяются непосредственно в государствах-участниках без ратификации национальными парламентами.
Ко второй группе относятся документы ООН, конвенции МОТ и акты региональных международных организаций, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом.
Ратификация конвенции - это юридический акт, совершая который государство заявляет о своем полном признании конвенции и берет на себя обязательство привести в соответствие с нею внутреннее законодательство и практику.
В Международном пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966г. правам в области социального обеспечения посвящено несколько статей. Соблюдение пактов обязательно для ратифицировавших стран32.
Участие ООН в международном регулировании вопросов, касающихся социального обеспечения, закреплено в п. 3. ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые фиксируют право ООН в целях создания условий устойчивости и благополучия, которые нужны для мирных отношений между нациями, способствовать ряду обстоятельств, среди которых:
-уважение, соблюдение основных прав человека без различия пола, расы, религии, языка;
-повышение благосостояния
граждан стран, снижение
-разрешение международных
вопросов в экономической,
МОТ - это специализированный
орган ООН, который в соответствии
со своим уставом наделен
Постоянным органом
МОТ является Международное Бюро
Труда (МБТ), которое выполняет функции
секретариата МОТ. Конвенции и рекомендации
принимаются Международной
По мере необходимости устаревшие конвенции пересматриваются. Ратификация государством новой конвенции означает денонсацию старой, если иное не предусмотрено текстом конвенции.
В соответствии со ст. 22 Устава МОТ каждое государство, ратифицировавшее конвенцию, обязуется представлять ежегодные доклады Генеральному директору МОТ о мерах, принятых для ее эффективного применения.
Система международного контроля за исполнением ратифицированных конвенций, установленная в МОТ, является одной из самых совершенных среди других аналогичных международных процедур и осуществляется по следующим направлениям: изучение регулярных докладов правительств; рассмотрение различных видов жалоб.
Контрольные функции выполняют: Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Административного совета и Комитет по применению конвенций и рекомендаций МКТ.
Результатом деятельности комитетов может быть следующее: государство под влиянием представлений комитетов вносит необходимые изменения в национальное право с целью приведения его в соответствие с международными нормами; оставляет законодательство без изменения; денонсирует конвенцию.
Жалобы на государства, не соблюдающие ратифицированные конвенции, могут быть поданы в МОТ любым ее членом, национальными организациями трудящихся или предпринимателей, международными организациями. Они рассматриваются комиссиями и комитетами Административного совета, который информирует об итогах заинтересованное правительство. В случае невыполнения правительством предложенных рекомендаций Генеральный Директор МОТ передает жалобу в Международный Суд. Решение Международного Суда является окончательным.
Третью группу составляют
документы, не являющиеся международными
договорами. Они содержат в основном
нормы рекомендательного
Среди документов ООН следует прежде всего выделить: Всеобщую декларацию прав человека 1948г33. и Декларацию социального прогресса и развития 1969г34. Данные декларации носят программно-политический характер.
Среди рекомендаций МОТ наиболее важными по содержанию являются: Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983г.)35; Рекомендация № 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов»36 (1983г.) и др.
Принятие МОТ мер на региональном уровне в области многосторонней координации законодательств о социальном обеспечении осуществляется в форме сотрудничества с различными региональными организациями: Центральной комиссией по судоходству на Рейне; Советом Европы; Европейским Союзом; Организацией государств Центральной Америки; Общей афроамериканской организацией; странами Андского пакта; Экономическим сообществом Западной Африки и другими.
Более подробно остановимся на деятельности европейских организаций. В 1967г. шесть европейских государств подписали в Риме договор о создании Европейского Экономического Сообщества. К этому времени странами-участниками Римского договора уже было заключено более 80 двусторонних соглашений в области социального обеспечения, так и не устранивших неравенства заинтересованных лиц. Поэтому договор был направлен на расширение защиты прав трудящихся мигрантов и восполнение пробелов в национальном законодательстве о социальном обеспечении.
Первая группа норм социальной программы Римского договора провозглашает свободу миграции рабочей силы внутри ЕЭС, ликвидацию дискриминации по национальному признаку в вопросах найма, увольнения, заработной платы, условий труда, социального обеспечения и пр.
Вторая группа содержит положения о создании Европейского социального фонда в целях содействия лучшему использованию рабочей силы, разработки общих принципов профессионального обучения и региональной политики. По этим вопросам социальной политики органы ЕЭС получили право принимать решения, обязательные для выполнения всеми странами-участницами.
В третью группу можно
объединить статьи договора о "социальной
гармонизации" расходов на социальное
обеспечение, которые входят в себестоимость
продукции и значительно
Специализированным органом ЕЭС является Комиссия по социальному обеспечению, которая осуществляет сбор информации, проводит различные исследования, составляет сравнительные таблицы по видам социального обеспечения, представляет ежегодные доклады о социальном положении в ЕЭС и пр.
Региональными источниками международного регулирования социального обеспечения являются также акты Совета Европы (СЕ) и Европейского Союза (ЕС). Среди них особое место занимает Европейская Хартия об основных социальных правах трудящихся, подписанная в Страсбурге в 1989г.
Субъектами международно-
Законы РФ принимаются
Государственной Думой при
В настоящее время уже принято большое количество законов по различным институтам социального обеспечения, которые раньше находились вне пределов законодательного оформления.
Постановления Правительства РФ не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых Федеральных законов и Указов Президента, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан.
Порядок применения законодательных норм обычно конкретизируется постановлениями Правительства РФ, правительств субъектов федерации и актами министерств и ведомств. Постановления высшего органа исполнительной власти касаются самого широкого круга вопросов.
Довольно активное участие в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства. Министерство труда и социального развития Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, женщин и детей, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения. В ведение этого министерства передана разработка совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ предложений по совершенствованию законодательства о социальной защите населения, подготовка по поручениям Правительства РФ заключений по проектам законов, а также нормативных актов министерств и ведомств РФ, обобщение практики применения законодательства по социальной защите и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ.
Решение значительного круга вопросов в области социального обеспечения входит в компетенцию органов исполнительной власти.
Определенную роль в повышении степени социальной защиты на муниципальном уровне играют акты органов местного самоуправления. При наличии средств они могут предусматривать дополнительные по отношению к федеральным и региональным меры социальной помощи путем установления различного рода доплат и натуральных выдач, а также касаться социального обслуживания населения, проживающего на их территории.
Информация о работе Международный договор в социальном обеспечении