Местное самоуправление как политико-правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:50, реферат

Краткое описание

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.

Содержание

Введение

Демократия: природа, принципы, особенности 3

Формы демократии в России 16

Местное самоуправление как политико-правовой институт 26

Заключение 39

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_2_1 (1).docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

  1. Демократия: природа, принципы, особенности                                3

 

  1. Формы демократии в России                                                              16

 

  1. Местное самоуправление как политико-правовой институт           26

 

Заключение                                                                                                     39

 

Введение

      Основной  задачей демократического государства  является создание наиболее благоприятных  условий для реализации прав  и свобод его граждан. При этом  вопрос рационального государственного  устройства сводится к созданию  такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась  бы наиболее эффективно. Объективно  существуют проблемы, которые могут  быть решены только на общегосударственном  уровне с привлечением централизованных  средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.

 Но в то же время  реализация многих из перечисленных  задач, обеспечение определенного  уровня жизни населения осуществляется  не в государстве вообще, а  в конкретных территориальных  образованиях компактного проживания  граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания.

XX век принес понимание  того, что демократическое, правовое  государство, гражданское общество  может решать свои основные  задачи только при наличии  развитой системы самоуправления как местного, так и общественного. Жители населенных пунктов должны иметь возможность самостоятельно, под свою ответственность решать вопросы организации своей жизни, используя формы как прямой демократии, так и через избранные ими органы самоуправления. Причем объем полномочий этих органов должен определяться возможностями их реализации и ничем иным.  
Демократия: природа, принципы, особенности

     В настоящее время рассматривать проблемы демократии в России – не просто сложно потому, что облик «демократов» ельцинского периода значительно «потускнел» в глазах населения, более того приобрел явно негативный оттенок. «Демократов» того периода жестко критикуют с позиции ностальгических воспоминаний о «добрых», «старых» брежневских временах. Отдают предпочтение нынешнему Президенту за его отчетливое стремление наконец-то «навести порядок» в государстве. Немало соотечественников, тоскующих о «сильной руке», способной покончить с коррупцией, нарушениями законов и т. д. По сути, это вечно повторяющаяся российская история! К тому же, следует видеть то, что демократия, тем более в такой стране как Россия, где слишком сильны традиции имперского государства, сложиться в течении короткого времени – не может.

     Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе Материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

   Демократия имеет длительную и давнюю историю.  Проблема демократии всегда привлекала и привлекает внимание философов, юристов и других представителей научных направлений. Проблема демократии нашего времени заключается не в ограничении прав граждан на участие в выборах, а в том, как это право реализуется. Будущее современной демократии во многом зависит от развития разумного индивидуализма, контролируемого самоограничением. Политический и культурный кризис современности заключается не в том, что индивидуализма стало слишком много, а в том, что это понятие в значительной степени лишено сегодня своего реального смысла и содержания. О действительной победе свободы и демократии мы сможем говорить лишь в том случае, если сложится такое общество, в котором личность, ее счастье и развитие станут главной целью функционирования всей государственной и политической системы, причем исчезнет противопоставление индивида и общества. Э. Фромм отмечает: «Ни в одном из предыдущих периодов истории эти цели не были достижимы; они по необходимости оставались лишь идеологическими целями, поскольку не существовало материального базиса для развития подлинного индивидуализма. Особое внимание уделяется общему понятию демократии, и демократии как сложному многократному образованию, проявляемому в различных сферах жизни общества - экономической, социальной, культурной, политической и др.    

     Термин «демократия»  происходит от греческого слова «demokratia», состоящего из двух слов «demos»- народ и  «kratos»-власть, правление. Следовательно, буквальный перевод слова «демократия»- власть народа. Развернутое, образное определение «демократия» в свое время было дано А. Линкольном (1909-1865), шестнадцатым президентом США: демократия – это «правление народа, избранное народом и для народа».

     Демократия как социальное образование и свойственные ей демократические формы организации политической жизни, формировалась на протяжении многих столетий. В литературе выделяют первобытную (родовую), рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую демократию. Демократия – это не свойство какой-либо одной общественной формации, а показатель развития человеческой цивилизации по пути социального прогресса.

     Известно, что К. Маркс признавал демократическую роль государства, что служило ориентацией для многих политических течений социалистической направленности. Маркс в последней части работы «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» подробно анализирует правительство Луи Наполеона и то, как оно обслуживало интересы разных классов. Луи Наполеон был принят буржуазией, говорит нам Маркс, потому что он защищал их основные экономические интересы. Сила этого буржуазного порядка — в среднем классе. Он считает себя, поэтому представителем среднего класса и издает соответственные декреты. Но, с другой стороны, он стал кое-чем лишь потому, что сокрушил и ежедневно снова сокрушает политическое могущество этого среднего класса. Касаясь российского политического опыта предоктябрьского (1917г.) и следующего за ним периода отметим, что демократия была на знамени всех основных субъектов политики того времени- конституционных демократов (кадетов), социал-революционеров (эсеров) и социал-демократов (большевиков и меньшивиков).

      Проблема демократии привлекла внимание и В. И. Ленина, утверждавшего, что демократия - не самоцель, а своеобразный инструмент решения политических  и иных задач. Поэтому «необходимо расширять демократию, не делая из нее фетиша».

     Демократию  как форму организации общества  можно исследовать на различных  уровнях, трактовать в нескольких  значениях. Многие исследователи  считают. Что «демократия» -это:

а) власть -большинства;

б) прямое или косвенное (через выборных представителей ) управление страной самими людьми, т. е. государственное устройство, основанное на признании народа , в качестве источника власти;

в) государство, характеризующееся единством демократической формы правления (как правило, республиканской) и демократического правового режима (методами и способами осуществления власти);

г) форма устройства любой организации, которая основана на равном участии и принятии в ней решений по большинству (политические партии, профсоюзные и иные общественные организации и движения);

д) демократия - идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение;

е) это социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и начал.

    В общетеоретическом (укрупненном) смысле демократия рассматривается как понятие тождественное форме политической организации общества, основанной на признании народа в качестве источника власти, а также политическому режиму, допускающему граждан к управлению государственными делами и наделяющему их широким кругом прав и свобод.

    В работах современных исследователей, как правило, обоснованно акцент делается на том, что демократия современной России, означала прежде всего демонтаж структур советского периода (системы советов и других звеньев административно командного управления). Одновременно устанавливать институты и нормы демократической направленности ( гласность, плюрализм мнений, устранение цензуры и др.)

     Непосредственному переходу к демократии в условиях российской действительности должен предшествовать длительный период ослабления прежнего авторитарного , административно-командного режима, снижение его эффективности. В нашей стране наметилась тенденция к некоторому ослаблению государственного вмешательства в дела общества; существует слабая оппозиция правящему режиму и др. Однако в целом этот процесс осложнен многими факторами (чрезмерно широкие полномочия исполнительных органов власти и др.).

   «Борьба за демократию» предполагает прежде всего, осмысление ее в качестве нормативного, теоретического эталона. Речь идет о классической трактовке демократии, прежде всего, в качестве народовластия. Смысл этой посылки в привлечении к правлению большинства народа, в вовлечении всех слоев общества в политический процесс от выработки решений до их осуществления.

   Можно сказать, что такой период имеет две стороны - сильную и слабую. Первая состоит в привлекательности для людей ценностей, связанных с глубоким смыслом категории «народовластие». Слабая же сторона нормативного подхода - в отрыве от действительности, идеализации демократии. Реальная демократия нигде и никогда не была властью народа, что означало бы не государственное, а общественное самоуправление. В этой связи представляется убедительным следующее суждение: в современном  значении понятие « демократия» имеет мало общего  с « господством народа». Демократия есть власть народных представителей, которая (прямо или опосредованно)свободно избрана большинством народа  и контролируется им. Взять под контроль действия властей можно с помощью конституционного закона или совокупности законов. Идея конституции как основного закона, который провозглашает принцип разделения властей и определяет полномочия любых властных институтов и должностных лиц, – важнейшая в идеологии либерализм. Реализация этой идеи обеспечивается сложным механизмом сдержек и противовесов.

    В литературе обоснованно  утверждается, что получению  общего (универсального) представителя о демократии, как форме политической жизни, может способствовать выявление и краткий анализ существенных признаков и принципов  с позиции существующих политической теории и практики.

    Если рассматривать демократию в ее измерении относительно политической системы общества, формируемого правового государства, то к ее конституционным (основополагающим) признакам можно отнести следующее.

1.Юридическое признание верховной власти народа. Именно народ, а не бюрократия, партийные структуры, духовенство и другие социальные образования выступают официальным источником власти. В этом смысле Конституция РФ говорит о многонациональном народе России. Народ осуществляет свою власть в различных формах: через органы государственной власти, непосредственно путем выборов и общегосударственного референдума, а на местном уровне посредством предусмотренных Конституцией различных форм самоуправления

2.Периодическая выборность основных органов государства- показатель демократизма общества и его политической системы. Соответственно , демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, реализующие ключевые властные функции, избираются на определенный срок, а не назначаются. В Российской федерации посредством выборов избираются глава государства, главы муниципальных органов, депутаты всех уровней.

     Идея и практика выборности основных государственных органов содержит большой демократический потенциал. Выборный руководитель, сознавая, что ему оказаны уважение и доверие , несет большую политическую и моральную ответственность перед избирателями. Лица не участвующие в выборах, получающие властные полномочия от народа, а от вышестоящих руководителей, иногда по протекции, личной преданности находятся в системе определенной зависимости. В этой связи имеют место проявления бюрократизма, консерватизма подхалимства негативных явлений.

3.Верховенство права в жизнедеятельности общества - одна из важнейших                                                                             характеристик демократии (наряду с народовластием)выборностью основных органов государства).Верховенство (господство)права предполагает, прежде всего, наличие законов с правовым содержанием (правовых законов). Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределены в конечном счете системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества. Система права, будучи явлением объективным, складывается не произвольно, а в связи с состоянием системы конкретно-исторических общественных отношений, являясь выражением современного ей государства, причем выражением внутренне согласованным, таким, «которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий». Право, с учетом этого исходного положения ,определяется как форма выражения свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, форма бытия свободы.

Информация о работе Местное самоуправление как политико-правовой институт