Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:50, реферат
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
Введение
Демократия: природа, принципы, особенности 3
Формы демократии в России 16
Местное самоуправление как политико-правовой институт 26
Заключение 39
По-видимому, непосредственная и представительная демократии соотносятся, в том смысле, что посредством и той и другой решаются важные, необходимые для общества задачи. И та, и другая формы демократии способствуют достижению целей управления, участию граждан в политическом процессе.
Современная демократия как форма политической жизни представляет собой существенную предпосылку для организации власти на федеральном уровне, уровне субъектов федерации, а также субъектов муниципальных образований. Очевидно, степень демократизма общества находит выражение в его политической системе, эффективности или неэффективности ее институтов.
В современном российском обществе демократический процесс осложнен многими факторами: недостаточно развитые экономические, социальные и иные условия, отсутствие опыта демократии, сложное федеративное устройство государства, непоследовательная, с точки зрения гласности, свобода СМИ, противоречивые усилия отдельных политических лидеров в реализации демократических принципов в политической и иных сферах жизнедеятельности и др.
Каковы предпосылки процесса демократизации в современной России. К экономическим предпосылкам развития демократии относятся:
- высокий уровень
- наличие социально
- динамическое равновесие производства и потребления, создающее более благоприятные условия для развития демократии.
Социальные предпосылки развития демократии следующие:
- относительно приемлемый
уровень благосостояния
- снижение уровня социального
неравенства, значимость которого
способствует преодолению
Политические предпосылки демократии включают:
- политический плюрализм,
означающий множественность
- существование различных мнений, взглядов, вариантов политических решений;
-гарантировать (обеспеченность)
правовых и политических
К культурным предпосылкам демократии относятся:
- политическое сознание,
т. е. отражение субъектами политики
на уровне осмысления, понимания
особенностей политических
-демократическая политическая
культура, способная оценить и
поддержать формирующуюся
В литературе по
политологии к предпосылкам
В целом можно
сказать, что социальная значимость
демократии подтверждается
Стабильность демократии
обеспечивается в том случае,
если она имеет многочисленных
сторонников среди различных
слоев и групп населения, если
ее ценности востребованы
Местное самоуправление как политико-правовой институт
В современном
мире местное самоуправление
стало неотъемлемой частью
Конституция Российской федерации провозглашает Россию демократическим государством. Одним из важнейших принципов демократического общества, одной из форм народовластия современной России является местное самоуправление.
Местное самоуправление в современной России представляет собой весьма сложную социальную систему, относительно самостоятельную форму осуществления демократической публичной власти.
Местное самоуправление в современной России, представляет собой относительно самостоятельную форму осуществления публичной власти на определенной территории. Данная форма власти предоставляет населению дополнительные возможности участия в политическом процессе – выборы депутатов представительного муниципального органа, главы муниципального образования и др. Это способствует преодолению отчужденности личности от участия в решении общих дел на местном уровне.
I. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве необходимого демократического противовеса центральной и региональной власти, способствующего своей деятельностью некоторому ее сдерживанию. В научной литературе признается, что передача тех или иных властных полномочий местным органом самоуправления позволяет избежать излишней концентрации власти на центральном или региональном уровне, перегрузки центрального ( или регионального) правительства сугубо местными делами.
С 1 января 2010г. наступил
новый этап информационного
Местные органы самоуправления в большей степени приближены к населению, чем органы центральные и региональные. Их деятельность непосредственно затрагивает многие насущные проблемы местных жителей и обычно представляется последним более понятной, чем деятельность центральных или региональных властей.
Большую роль в развитии местного самоуправления играют исторические традиции, самобытность народа, география территорий и др.
В России с ее обширной географией, сложными политическими условиями и спецификой государственного управления, проблема решения вопросов местного значения была актуальной и в прошлые исторические периоды. Об этом свидетельствуют земская (1864) и городская (1870) реформы, создавшие условия (основы) для формирования децентрализованной системы местного самоуправления.
В РСФСР категория « местного самоуправления» включена впервые в Конституцию в связи проводимой реформой. Позднее был принят Закон от 6 июля 1991 г. № 1551-1 « О местном самоуправлении в российской Федерации».
В настоящее
время местное самоуправление
является одной из основ
II. Для более полного выявления социально-политической значимости местного самоуправления в нынешней российской действительности.
По мнению одних
авторов, местное самоуправление
– в РФ самостоятельная и
под свою ответственность
Другие ученые полагают, что местное самоуправление- это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходы из интересов всех жителей данной территории.
Имеет место утверждение, что местное самоуправление – это власть местного населения в делах местного значения, осуществляемая гражданами непосредственно и через выборные органы, в рамках закона, но без вмешательства центральной власти. Отсюда следует, что муниципальная власть-власть подзаконная действующая на основе законов, ответственная и перед государством и перед местным сообществом.
В справочной литературе акцент сделан на том, что «местное самоуправление –система создаваемых гражданами органов, самостоятельно и с привлечением населения, решающих вопросы местного значения». Или : « Местное самоуправление -1) представленное Конституцией или иными государственными актами право местных органов власти самостоятельно решать круг вопросов, отнесенных к их компетенции; 2) деятельность местных органов по реализации представленных им полномочий».
Как видно, при
всем разнообразии
Таким образом, предельно
кратко можно сказать так: местное
самоуправление – это
III. Конкретная деятельность субъектов самоуправления основывается на определенной законодательной основе. В этой связи возникает необходимость в ее рассмотрении.
Наиболее обобщенная
характеристика местного
Местное самоуправление - составная часть демократии, в связи с чем Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. Устанавливает, что должно быть закреплено в законодательстве или даже в конституции каждой страны.
Конституция РФ 1993 г. не содержит определения «местное самоуправление», но устанавливает основы организации этого институт. Так, согласно ст. 3, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления, что позволяет рассматривать данный институт в качестве политического.
В Конституции РФ есть специальная глава 8 «Местное самоуправление», в которой определяются в самом общем виде формы, уровни, задачи, функции ,полномочия местного самоуправления. Это способствует определению методологических ориентиров, в исследовании местного самоуправления, а также использованию системного подхода к изучению гег природы и назначения в современной России. В части 1 статьи 130 провозглашается, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В части 2 этой статьи утверждается, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно Конституции
Российской Федерации (ст. 131-132) ,местное
самоуправление в России
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и, следовательно , не могут рассматриваться как структурные подразделения государственной системы управления.
Конституция РФ (ст.72) отнесла «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» к совместному ведению РФ и субъектов РФ».
В развитие конституционных положений принят ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995), в котором местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 8 октября 2003 г. был опубликован Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ « об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», во многих регионах он вступил в силу с 1 января 2006г. Это основополагающий базовый закон, устанавливающий общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Информация о работе Местное самоуправление как политико-правовой институт