Местное самоуправление как политико-правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:50, реферат

Краткое описание

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.

Содержание

Введение

Демократия: природа, принципы, особенности 3

Формы демократии в России 16

Местное самоуправление как политико-правовой институт 26

Заключение 39

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_2_1 (1).docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

1.Прямая (непосредственная) демократия означает решение основных вопросов государственной и общественной жизни непосредственно народом. Имеются в виду способы непосредственного волеизъявления граждан, их действия, предпринимаемые с целью повлиять на государственную политику, управление общественными делами, на позицию и деятельность избранных ими политических деятелей.

       К признакам  непосредственной демократии относится: прямое волеизъявление соответствующих  субъектов; реализация ими политического  права на участие в управлении  делами государства, иных социальных  образований; обязательность и окончательность принимаемых решений. Формы непосредственной демократии обычно призваны не заменять, а дополнять институты представительной демократии.

   В настоящее время  прямая демократия возможна в  сравнительно небольших коллективах  ( на производственных предприятиях, городах, сельских поселениях и т. д.). Распространенность прямых форм демократии прямо зависит от того, насколько децентрализован процесс вынесения решений и передано ли право их принятия сравнительно небольшим коллективам. Имеются в виду такие разновидности непосредственной демократии, как решение гражданами вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления (собрания, сходы, петиции, всенародные опросы), обсуждение проектов законов, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и др.

  Действующая Конституция РФ определяет в основном две укрупненные формы прямого осуществления народовластия: референдум и свободные выборы ( ч. 3 ст. 3)

   Референдум – это  всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим  важным вопросам общегосударственного  значения, затрагивающим интересы  народа.

   Российское законодательство  о референдуме содержит правовые  ограничения и проведение референдумов. При этом, «следует констатировать, что указанные ограничения характерны  лишь для некоторых европейских  государств».

  Существенные особенности  референдума позволяют рассматривать  этот институт в качестве высшей  формы непосредственной демократии. Вместе с тем, в некоторых публикациях  обоснованно отмечается, что референдум  не всегда является оптимальным  механизмом принятия властных решений. В нашей стране он использовался не только как средство правоустановления, но и как инструмент политической борьбы. На референдуме было принято решение об учреждении в России поста Президента. Примечательно то, что весной 1993 г. референдум использовался ( правда, без особого успеха) в целях разрешения острейшего кризиса в России. Существенно то, что на референдуме принималась ныне действующая Конституция РФ.

     Полномочия  референдума можно условно разделить  на два вида: общеобязательные  и факультативные. Общеобязательный  конституционный контроль в отношении  результата референдума осуществляется независимо от наличия конституционно - правового спора. Факультативный конституционный контроль предполагает проверку конституционности проведения референдума только, в связи с конкретным конституционно- правовым спором.

   В России референдум как институт непосредственной демократии регламентируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом « О референдуме Российской Федерации». Соответственно обратим внимание на нормативные предпосылки этого демократического института.

1.Место института референдума в системе власти в РФ определяют ч.1 ст.3,ч.2 ст.3 Конституции Российской Федерации. Референдум рассматривается не просто как одна из форм осуществления народом своей власти, но как одна из высших, наряду со свободными  выборами, форма непосредственной или прямой демократии.

2.Конституция РФ в целом не конкретизирует вопрос о предмете референдума , в ее нормах содержатся отдельные отправленные указания. В соответствии с ФКЗ РФ от 7 июля 1995г. № 2-ФКЗ « О референдуме Российской Федерации» всенародное голосование граждан РФ может проводиться по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

3.Референдум Российской Федерации проводится на всей  территории РФ на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. В Референдуме РФ участвует каждый гражданин РФ, достигший 18 лет на день его проведения.

4. На Референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии Конституции РФ, если Конституционное собрание примет такое решение. На референдум РФ не могут выноситься вопросы: а)изменения статуса субъектов РФ; б) досрочного прекращения или продления полномочий Президента РФ и др.                                             

Референдум не проводится  в условиях военного или чрезвычайного  положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после их отмены.

    Инициатива проведения Референдума РФ принадлежит: а) не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющим право на участие в референдуме, реализуемом путем сбора подписей; б) Конституционному Суду.

5.Конституция предусматривает возможность проведения различных референдумов. В соответствии с п. «в» ст. 84 Конституции Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. В данном случае речь идет об общефедеральном референдуме, т. е. о таком референдуме, который проводится путем всенародного голосования граждан на всей территории страны (ст.1и 39) ФКЗ « О референдуме РФ « от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ.

      В соответствии с действующим законодательством , референдум может проводится не только в Российской Федерации в целом, но и в отдельных ее субъектах ( подп . «и» п. 2 и подп. «г» п. 3 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах и организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).

     Примечательно  и то, что референдум предусмотрен  Конституцией РФ в качестве  одной из форм прямого волеизъявления  граждан при осуществлении ими  местного самоуправления (ч.2ст.130). По  смыслу ч. 2 ст.130 ,ч.1 ст.131 и ч. 1 ст. 132 Конституции , такой референдум проводится в пределах соответствующей территории, на которой осуществляется местное самоуправление и с которой связан выносимый на референдум вопрос местного значения. Это правило закреплено и в федеральном законодательстве, которое трактует референдум по вопросам местного значения местным референдумом (абз.4 п.1 ст.1, ст. 22 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ).

6.Существенно то, что решения , принятые на референдуме Российской Федерации и др. ,являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении.

     Выборы- форма наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами. Они имеют собственное предназначение  в системе народовластия, в политико- правовой сфере.

     Согласно Конституции РФ, «свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа» (ст. 3). Имеется в виду массовая и действенная форма прямого участия граждан в политике и управлении.

     Понятие «выборы» раскрывается в юридической литературе как способ формирования государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и др., состоящий в их избрании населением или другим органом.

       Выборы, проводимые в российской Федерации, можно классифицировать в соответствии с выделением ветвей власти, согласно ст. 10 Конституции РФ. В этой связи можно выделить :

    -выборы органов  законодательной власти ( например, выборы в Государственную думу, в республиканские, областные и краевые законодательные собрания);

   Выборы органов  исполнительной власти,  в частности, выборы мэров;

   С учетом уровней, на которых проводятся выборы, следует назвать:

-Федеральные выборы, направленные  на избрание федеральной законодательной  власти ( Государственная Дума РФ), в которых принимают участие все граждане государства ;

-региональные выборы, то  есть выборы, в республиканские, краевые и областные законодательные  собрания;

-местные выборы, по результатам  которых формируются местные  органы власти, например, представительные  в системе местного самоуправления.

   В рассматриваемом плане представляют интерес выборы прямые, когда депутаты или выборные должностные лица избираются непосредственно («напрямую») населением.В РФ прямыми являются выборы депутатов Государственной Думы, Президента РФ, представительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. С этой точки зрения выборы - самая массовая, прямая и действенная форма участия граждан в политике и управлении.

    В целом относительно  непосредственной (прямой) демократии, можно назвать две ее стороны: положительную и отрицательную. Первая – позитивная проявляется  в возможности широкого привлечения  граждан к решению социально  значимых управленческих вопросов. Вторая сторона обусловлена кажущейся  простотой принимаемых решений  ( на сходах, собраниях местного уровня).

     В юридической  литературе и публикациях по  политологии в качестве разновидности  непосредственной демократии рассматривается  плебисцитарная демократия. Плебисцитарная  демократия характеризуется тем, что граждане принимают участие  в осуществлении власти, в принятии  важнейших политических решений. Прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования ( в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением ), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены.суть плебисцитарной демократии в том, что гражданам представляется возможность посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной подготовленный проект закона или другого решения. Такой проект обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой, без непосредственного участия населения.

2.  Представительная (репрезентативная – фр.representatif- представительный, показательный) демократия - характеризуется тем, что определенная часть населения, имеющая право голосовать, выбирает своих полномочных представителей (депутатов в России), которые от имени народа осуществляют законодательную власть. Чем крупнее общество, решающее масштабные проблемы, тем острее потребность в представительной форме демократии. Речь идет об осуществлении народом власти через своих представителей (выборные органы государственной власти, выборные общественные, партийные органы), о принятии основных решений выборными учреждениями. Основной смысл рассматриваемой демократии - в опосредованном участии граждан в принятии государственных решений, в выборе ими в органы своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы , иные управленческие решения, распоряжения.

     Особенность  представительной демократии в  том, что она необходима в условиях  больших территорий, а также когда  принимаются сложные решения, требующие  основательной, всесторонней предварительной  подготовки, т.е. решения труднодоступные  для понимания неспециалистов. Представительная (репрезентативная) демократия предполагает более высокую по сравнению с непосредственной (плебисцитарной) демократией компетентность и ответственность лиц, принимающих решения.

    Представительная  демократия, означающая осуществление  власти народом через своих  представителей, - наиболее результативная  форма демократии в современной  России.

   Федеральное Собрание  России, состоящее из Совета Федерации  и Государственной Думы, олицетворяющих представительную демократию федерального уровня. Обращают на себя внимание разные способы формирования палат: депутаты Государственной Думы избираются населением, члены Совета Федерации делегируются в палату законодательными собраниями и главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная Дума принимает первой законы, то Совет Федерации в качестве « второй инстанции» призван ещё раз проверить их качество, обоснованность и совмещение общегосударственных интересов с интересами регионов.

   По существу, граждане  на выборах голосуют за программу  кандидата, который должен представлять  их интересы в парламенте. Именно  программа определяет то, как  может повести себя в законодательном  органе их избранник. Программа  предопределяет предсказуемость  поведения кандидата, и это главное. Своей программой кандидат как  бы обязуется перед избравшими  его людьми поступать именно  так, а не иначе. На парламентском уровне депутаты работают регулярно, окружают себя штатом помощников и советников, участвуют в деятельности многочисленных комитетов и комиссий. По сути, они являются профессиональными политиками. Их решения, как правило, основаны на верной ориентации в политической жизни страны, предвидении тех негативных последствий, к которым может привести та или иная поспешность в законодательной деятельности.

    В этом видится огромный плюс представительной демократии.

  В юридической литературе обоснованно признается то, что представительной демократии, наряду с позитивными показателями, свойственны и определенные недостатки. К их числу относят: неизбежную бюрократизацию власти, отрыв депутатов и чиновников от населения – фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами, широкие возможности манипулирования общественным мнением в представительных органах власти, принятие  неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти и др.

Информация о работе Местное самоуправление как политико-правовой институт