Местное самоуправление как политико-правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:50, реферат

Краткое описание

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.

Содержание

Введение

Демократия: природа, принципы, особенности 3

Формы демократии в России 16

Местное самоуправление как политико-правовой институт 26

Заключение 39

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_2_1 (1).docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

   Содержание нового закона предусматривает: предписания об установлении наименований органов местного самоуправления в законах субъектов РФ (абз. 2. ч. 3 ст. 34); определение численности депутатов представительного органа местного самоуправления в зависимости от численности населения (ч. 6 ст. 35); особенности организации местного самоуправления для городов федерального значения (ст. 79); в закрытых административно- территориальных образованиях (ст. 80), в наукоградах (ст. 81); территориальное общественное самоуправление отнесено к формам прямой демократии (ст. 27; отзыв выборного лица местного самоуправления ( ст. 24).

   Примечательно, что  сходы в новом законе предусмотрены  только для «мелких», с численностью  не более 100 человек муниципальных  образований.

   Вопросы местного  значения, являющиеся предметами  ведения местного самоуправления, подробно изложены в главе 3 Закона  об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации. Причем они устанавливаются  по всем уровням (типам) муниципальных  образований – поселений и  др.

    Общим для всех  уровней муниципальных образований  являются такие вопросы, как формирование, утверждение и использование  соответствующих бюджетов, контроль за их исполнением; установление,  изменение и отмена местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в их собственности; организация в их границах электро- и газоснабжения и т. д.

   В научной литературе до сих пор спорным признается положение ст. 12 конституции РФ, согласно которому органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

   Фактические данные подтверждают то, что идея организационного и функционального обособления государственных и местных органов неодинаково оценивается не только в теоретических исследованиях, но и в субъектах федерации. И если края, области в основном специализируются с конституционной нормой, относительно местного самоуправления, то российские республики нередко отступают от нее. Это подтверждает то, что система местного самоуправления в Конституциях и законах субъектов РФ представлена достаточно разнообразно.

    Вместе с тем важно отметить, что согласно ч.2 ст. 19 Федерального Закона «131»Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» органы МСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как видно, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами или в определенных ситуациях законами субъектов Российской Федерации.

    IV.В юридической литературе обоснованно предлагается рассматривать самоуправление  в таких трех аспектах, как :

-одна из основ конституционного  строя;

-право населения на  самостоятельное решение вопросов  местного значения;

-одна из форм народовластия.

  1.Местное самоуправление - одна из форм народовластия, проявляемого в самостоятельном решении вопросов населением ( непосредственно или через создаваемые ими органы) достаточно широкого круга вопросов, в основном связанных с интересами жителей городских и сельских поселений.

2.Местное самоуправление - составная часть демократии, занимает особое место в демократическом механизме управления обществом. Местное самоуправление в пределах своих полномочий автономно: оно осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий и др.

3.Согласно действующему  законодательству, субъектами местного  самоуправления признаются: а) местное  население, с учетом мнения которого  решаются ключевые социально - правовые  вопросы местного значения ( распоряжения  муниципальной собственностью и  др.); б)органы местного самоуправления (администрации городов, районов, поселков и др.), функции которых определяются целями их деятельности ( основная цель- управление муниципальным образованием в соответствие с предметом ведения, установленным федеральным законом).

4. Местное самоуправление  имеет свой объект воздействия, т.е. вопросы местного значения, вопросы  непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального  образования.

5. Местное самоуправление реализует через выборные и невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральными региональными законами, а также уставами муниципальных образований. Структуры органов местного самоуправления соответствуют общей схеме  федеральных и региональных органов власти, т.е. предусматривают орган и главу муниципального образования.

6.Муниципальное образование  самостоятельно разрабатывает и  принимает свой Устав, подлежащий  государственной регистрации в  порядке, установленном законом  субъекта РФ. В Уставе указываются: границы и состав территории муниципального образования, вопросы ведения, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий депутатов представительных органов  местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления, виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В конституции РФ ничего не сказано о муниципальном образовании, не названа какая- либо иная юридическая форма, с помощью которой местное сообщество реализует право на местное самоуправление.

V. Структуру органов  местного самоуправления составляют:

  1. представительный орган муниципального образования;
  2. глава муниципального образования;
  3. местная администрация ( исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  4. контрольный орган муниципального образования;
  5. иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

К правовым актам местного самоуправления относятся:

  1. устав муниципального образования;
  2. правовые акты, которые принимаются на местном референдуме или сходе граждан;
  3. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  4. постановления, распоряжения главы местной администрации ,иных органов местного самоуправления, их должностных лиц ,предусмотренных уставом муниципального образования.

VI. Местное самоуправление по ряду показателей сопоставимо с государственной властью, что предполагает рассмотрение их соотношения.

     Органы государственной власти и органы местной власти характеризуются рядом общих черт:

-являются формами народовластия, осуществляют публичную власть;

-в пределах своей компетенции  принимают решения, имеющие обязательную  юридическую силу;

-избираются населением  в установленном законом порядке, который основан на одинаковых  принципах;

-имеют в основном совпадающие  организационно правовые формы  деятельности.

   Наряду с названными общими показателями, можно назвать специфические черты органов местного самоуправления и органов государственной власти, способствующие их разграничению.

1)Существенно то, что самоуправленческая  власть осуществляется в интересах  всего местного сообщества ( населения конкретного муниципального образования или его части) и от его имени. Особенность  здесь в том, что сравнительно небольшое количество людей, составляющих местное сообщество, посредством самоуправленческой власти, может более или менее точно определить общую волю, относительно легко выработать согласованную позицию по конкретному вопросу.

     Иначе обстоят  дела с государственной властью. На формирование государственных органов, на принимаемые ими государственные или иные решения воля индивидов (частных лиц) мало оказывает воздействие. Общая воля народа с помощью избирательных технологий может быть определена более или менее приблизительно. Надо учитывать и то, что на деле государственная власть почти и всюду осуществляется в интересах, прежде всего, политической элиты, овладевшей «рычагами» государственной власти.

   2) Названные структурные  образования и, применяемые ими  правовые акты, имеют различную  политико - правовую природу. Если представительные органы государственной власти принимают законы, обладающие высшей юридической силой, то деятельность органов местного самоуправления всегда носит подзаконный характер.

  3) Различен территориальный масштаб их деятельности: органы государственной власти действуют на территории государства либо государственного образования, являющегося субъектом Федерации, органы же местного самоуправления функционируют в городах, в пределах определенных поселений либо на территории группы населенных пунктов.

4) Существенно различаются  содержание компетенции этих  органов. Предметы ведения и круг полномочий органов государственной власти определяется и закрепляется в Конституции РФ и конституциях либо уставах субъектов федерации. Вопросы ведения и полномочия органов местного самоуправления отличаются своей спецификой. Они определяются и закрепляются в уставах муниципальных образований  самим населением, реализующим право на местное самоуправление, и составляющие их вопросы имеют местное значение.

    Местное самоуправление существенно отличается от государственной власти по особенностям формирования, по специфике функционирования, по уровню демократизма. Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества (населения конкретного муниципального образования или его части) и от его имени.

VII.Согласно действующему законодательству сконцентрируем внимание на следующих полномочиях и признаках местного самоуправления:

-решение проблемы местного  значения на сходах небольших  сельских поселений, а также организационных  и иных решений  в муниципальных  образованиях городов и иных  территориальных структур на  основании общественного мнения  населения;

- выборность органов местного  самоуправления: глав муниципалитетов, представительных органов и их  руководителей;

- образование муниципальных  образований не только в районах  ( как это имеет сегодня во многих регионах), но и городах и сельских поселениях;

- отсутствие непосредственной  подчиненности между региональными  и муниципальными образованиями;

- наличие определенных контрольных функций у субъекты РФ и федеральных органов государственной власти относительно деятельности муниципальных образований;

- оценка повседневных  жизненных проблем людей, проживающих  на территории определенного  муниципального образования, в качестве  приоритетных, находящихся в центре  внимания каждого муниципального  уровня власти;

- реализация принципа  « выстраивания» вертикали власти, подразумевающего главенство Конституции  РФ, координацию федерального, регионального  законодательства и местных муниципальных  правовых актов.

     К числу  вопросов местного значения относятся: порядок владения, пользования и  распоряжения муниципальной собственность, местные финансы и бюджет, содержание  жилищного фонда, организация учреждений  образования и здравоохранения, охрана общественного порядка, планировка  и застройка территории, жилищное и социально -культурное строительство, контроль за использованием земель, энерго- , тепло- и водоснабжения, дорожное строительство, благоустройство территории, транспорт и связь, учреждения культуры, участие в охране окружающей среды, охрана общественного порядка, сохранение памятников истории, физическая культура и спорт, противопожарная служба и др.

 VIII. Становление органов местного самоуправления в современной России проходит медленно, непродуктивно. Это объясняется тем, что местное население не разделяет позиции о негосударственном характере этих органов, а также отсутствием у граждан навыков необходимой социальной активности, связанной с затратой энергии в решении общих дел. Следует иметь в виду, что уровень компетенции служащих, необходимый для решения государственных дел, неизмеримо выше, чем тот, как правило, существует в системе самоуправления. Участие населения в решении вопросов местного уровня в сегодняшних условиях осложняется отсутствием необходимых правовых знаний, негативными предубеждениями, правовой пассивность, представлением о никчемности, неэффективности самоуправления в целом. Отчужденности граждан от институтов государственной власти и власти местного самоуправления способствует существующая бюрократизация основных сфер государственной и общественной жизни, снижающая стремление населения к проявлению инициативы, самостоятельности в решении общих дел.

     Проблема развития  местного самоуправления в России - это не абстрактная идея, а  практическая задача сегодняшнего  дня. По – видимому, для результативного осуществления местного самоуправления необходимо совершенствование существующих условий. Более четкое определение круга местных проблем; поддержание инициативы и желаний граждан самостоятельно и соответственно решать эти проблемы; создание более качественной правовой основы, дающей возможность и гарантирующей реализацию права населения на местное самоуправление. Муниципальные образования в современной России, согласно действующему законодательству, наделены достаточно широкими функциями, полномочиями, правами и обязанностями. Однако реальные полномочия муниципальных образований в значительной мере определяются не только законами, но и, прежде всего, имеющимися в их распоряжении объектами муниципальной собственности, материальными и финансовыми ресурсами.

Информация о работе Местное самоуправление как политико-правовой институт