Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:50, реферат
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
Введение
Демократия: природа, принципы, особенности 3
Формы демократии в России 16
Местное самоуправление как политико-правовой институт 26
Заключение 39
Содержание нового закона предусматривает: предписания об установлении наименований органов местного самоуправления в законах субъектов РФ (абз. 2. ч. 3 ст. 34); определение численности депутатов представительного органа местного самоуправления в зависимости от численности населения (ч. 6 ст. 35); особенности организации местного самоуправления для городов федерального значения (ст. 79); в закрытых административно- территориальных образованиях (ст. 80), в наукоградах (ст. 81); территориальное общественное самоуправление отнесено к формам прямой демократии (ст. 27; отзыв выборного лица местного самоуправления ( ст. 24).
Примечательно, что
сходы в новом законе
Вопросы местного
значения, являющиеся предметами
ведения местного
Общим для всех
уровней муниципальных
В научной литературе до сих пор спорным признается положение ст. 12 конституции РФ, согласно которому органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Фактические данные подтверждают то, что идея организационного и функционального обособления государственных и местных органов неодинаково оценивается не только в теоретических исследованиях, но и в субъектах федерации. И если края, области в основном специализируются с конституционной нормой, относительно местного самоуправления, то российские республики нередко отступают от нее. Это подтверждает то, что система местного самоуправления в Конституциях и законах субъектов РФ представлена достаточно разнообразно.
Вместе с тем важно отметить, что согласно ч.2 ст. 19 Федерального Закона «131»Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» органы МСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как видно, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами или в определенных ситуациях законами субъектов Российской Федерации.
IV.В юридической литературе обоснованно предлагается рассматривать самоуправление в таких трех аспектах, как :
-одна из основ
-право населения на
самостоятельное решение
-одна из форм народовластия.
1.Местное самоуправление - одна из форм народовластия, проявляемого в самостоятельном решении вопросов населением ( непосредственно или через создаваемые ими органы) достаточно широкого круга вопросов, в основном связанных с интересами жителей городских и сельских поселений.
2.Местное самоуправление - составная часть демократии, занимает особое место в демократическом механизме управления обществом. Местное самоуправление в пределах своих полномочий автономно: оно осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий и др.
3.Согласно действующему
законодательству, субъектами местного
самоуправления признаются: а) местное
население, с учетом мнения которого
решаются ключевые социально - правовые
вопросы местного значения ( распоряжения
муниципальной собственностью
4. Местное самоуправление
имеет свой объект воздействия,
т.е. вопросы местного значения, вопросы
непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения
5. Местное самоуправление реализует через выборные и невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральными региональными законами, а также уставами муниципальных образований. Структуры органов местного самоуправления соответствуют общей схеме федеральных и региональных органов власти, т.е. предусматривают орган и главу муниципального образования.
6.Муниципальное образование
самостоятельно разрабатывает
V. Структуру органов местного самоуправления составляют:
К правовым актам местного самоуправления относятся:
VI. Местное самоуправление по ряду показателей сопоставимо с государственной властью, что предполагает рассмотрение их соотношения.
Органы государственной власти и органы местной власти характеризуются рядом общих черт:
-являются формами
-в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную юридическую силу;
-избираются населением
в установленном законом
-имеют в основном совпадающие организационно правовые формы деятельности.
Наряду с названными общими показателями, можно назвать специфические черты органов местного самоуправления и органов государственной власти, способствующие их разграничению.
1)Существенно то, что самоуправленческая
власть осуществляется в
Иначе обстоят дела с государственной властью. На формирование государственных органов, на принимаемые ими государственные или иные решения воля индивидов (частных лиц) мало оказывает воздействие. Общая воля народа с помощью избирательных технологий может быть определена более или менее приблизительно. Надо учитывать и то, что на деле государственная власть почти и всюду осуществляется в интересах, прежде всего, политической элиты, овладевшей «рычагами» государственной власти.
2) Названные структурные образования и, применяемые ими правовые акты, имеют различную политико - правовую природу. Если представительные органы государственной власти принимают законы, обладающие высшей юридической силой, то деятельность органов местного самоуправления всегда носит подзаконный характер.
3) Различен территориальный масштаб их деятельности: органы государственной власти действуют на территории государства либо государственного образования, являющегося субъектом Федерации, органы же местного самоуправления функционируют в городах, в пределах определенных поселений либо на территории группы населенных пунктов.
4) Существенно различаются содержание компетенции этих органов. Предметы ведения и круг полномочий органов государственной власти определяется и закрепляется в Конституции РФ и конституциях либо уставах субъектов федерации. Вопросы ведения и полномочия органов местного самоуправления отличаются своей спецификой. Они определяются и закрепляются в уставах муниципальных образований самим населением, реализующим право на местное самоуправление, и составляющие их вопросы имеют местное значение.
Местное самоуправление существенно отличается от государственной власти по особенностям формирования, по специфике функционирования, по уровню демократизма. Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества (населения конкретного муниципального образования или его части) и от его имени.
VII.Согласно действующему законодательству сконцентрируем внимание на следующих полномочиях и признаках местного самоуправления:
-решение проблемы местного
значения на сходах небольших
сельских поселений, а также организационных
и иных решений в муниципальных
образованиях городов и иных
территориальных структур на
основании общественного
- выборность органов местного самоуправления: глав муниципалитетов, представительных органов и их руководителей;
- образование муниципальных
образований не только в
- отсутствие непосредственной
подчиненности между
- наличие определенных контрольных функций у субъекты РФ и федеральных органов государственной власти относительно деятельности муниципальных образований;
- оценка повседневных
жизненных проблем людей, проживающих
на территории определенного
муниципального образования, в качестве
приоритетных, находящихся в центре
внимания каждого
- реализация принципа
« выстраивания» вертикали
К числу
вопросов местного значения
VIII. Становление органов местного самоуправления в современной России проходит медленно, непродуктивно. Это объясняется тем, что местное население не разделяет позиции о негосударственном характере этих органов, а также отсутствием у граждан навыков необходимой социальной активности, связанной с затратой энергии в решении общих дел. Следует иметь в виду, что уровень компетенции служащих, необходимый для решения государственных дел, неизмеримо выше, чем тот, как правило, существует в системе самоуправления. Участие населения в решении вопросов местного уровня в сегодняшних условиях осложняется отсутствием необходимых правовых знаний, негативными предубеждениями, правовой пассивность, представлением о никчемности, неэффективности самоуправления в целом. Отчужденности граждан от институтов государственной власти и власти местного самоуправления способствует существующая бюрократизация основных сфер государственной и общественной жизни, снижающая стремление населения к проявлению инициативы, самостоятельности в решении общих дел.
Проблема развития
местного самоуправления в
Информация о работе Местное самоуправление как политико-правовой институт