Место прокуратуры в системе органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Особое значение имеет установление места прокуратуры в едином конституционном механизме реализации прав личности в современных условиях судебной системы и острых дискуссий о путях совершенствования законодательства о прокуратуре. Задачи:
1. Изучить природу данного института власти, его взаимоотношения с другими властными структурами.
2. Определить компетенцию прокуратуры в системе органов государственной власти.
3. Обозначить место прокуратуры в системе органов государственной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая 2.docx

— 73.96 Кб (Скачать файл)

Введение.

Целью данной курсовой работы является исследование места прокуратуры в системе органов государственной власти.

Прокуратура – единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Российской Федерации.1 К  какой же ветви власти  согласно теории  разделения властей Ш.Л. Монтескье можно отнести прокуратуру? До настоящего времени данный вопрос остается открытым и  нерешенным. Существует много мнений  ученых и юристов по поводу того, какое место занимает прокуратура в системе органов государственной власти. В современной литературе отмечается, что три фундаментальные ветви власти следует дополнить инструментами контроля и  сдерживания любой из них. В условиях России  эту роль должны выполнять органы прокуратуры, которые обязаны устанавливать и принимать меры по устранению любых нарушений законов, от кого бы нарушения ни исходили.

 Поэтому, наряду с восстановлением  вертикали  исполнительной власти, усиление прокурорского надзора, конституционное закрепление самостоятельной  прокурорской власти представляется  важным условием укрепления государственной  целостности, эффективности защиты  прав и свобод человека, интересов  общества и государства. Ряд ученых считают, что прокуратура не является самостоятельным властным органом, а действует по уполномочию и под контролем законодательной власти, представляя собой естественное продолжение осуществления ее функции обеспечения верховенства закона. Поэтому прокуратуру следует отнести к системе законодательной власти. Другие утверждают, что прокуратуру как орган надзора необходимо включить в организационные структуры Министерства

 

юстиции РФ либо в судебную систему как орган по возбуждению уголовного преследования и поддержанию государственного обвинения.2

Но все-таки при определении места прокуратуры в системе власти следует исходить не из формального – вне исторического контекста – толкования теории разделения властей, а из особенностей Российского государства с учетом реалий организации функционирования власти. Независимость прокуратуры должна рассматриваться как большое достижение практики государственного строительства в современной России. Место прокуратуры в системе государственных институтов определяется прежде всего содержанием осуществляемых ею функций, базовой среди которых является надзорная. Она во многом определяет состояние законности в стране. Об однозначной ее востребованности свидетельствует динамика показателей прокурорского надзора за исполнением законов.

Все это подтверждает актуальность исследования роли прокуратуры  в деятельности по обеспечению   прав и свобод человека и гражданина, выполнению правозащитных функций в отношении общества и личности.  Особое значение  имеет установление места прокуратуры  в едином конституционном механизме реализации прав личности в  современных условиях судебной системы и острых дискуссий о путях совершенствования законодательства о прокуратуре.

Таким образом, в связи с обозначенной актуальностью проблемы, перед нами стоят следующие задачи:

  1. Изучить природу данного института власти, его взаимоотношения с другими властными структурами.
  2. Определить компетенцию прокуратуры в системе органов государственной власти.
  3. Обозначить место прокуратуры в системе органов государственной власти.

Основная часть.

Глава 1. История становления и развития института прокурорской власти.

Зарождение органов прокуратуры в России уходит корнями в начало XVIII века и связана с реформами русского царя Петра Первого по созданию регулярной армии.

12 января 1722 г. своим Указом  Петр I повелел "быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны рапортовать генерал-прокурору". По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата.

С этого времени прокуратура России и ведет свое летоисчисление. Предназначение прокурора в тот период ёмко выражено строкой Указа: "сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет". Последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях, при надворных судах и прокурор при Святейшем Синоде.

Одновременно происходило становление института прокурорских чинов в армии и на флоте. Именно в петровскую эпоху во всех полках пехоты и кавалерии, в местах дислокации флота были введены должности полковых аудиторов-юристов, сочетавших в одном лице полномочия следователя, прокурора и судьи.

В течение последующих полутора веков органы прокуратуры подвергались в России всевозможным реформированиям, то упразднялись, то создавались заново.

Только в 1864 г. прошедшая в России судебная реформа окончательно закрепила основополагающие принципы деятельности прокуратуры. В 1867 г. в ходе военно-судебной реформы в России введены новые принципы военного судоустройства и судопроизводства, обеспечивающих суд "скорый, правый и милостивый, равный для всех подданных". Для этих целей были созданы постоянные военные суды в соответствии с изменившейся структурой армии.

Организационно оформляется и военная прокуратура, её так называемая "вертикаль". Основным законом, установившим впервые в русской армии военно-прокурорский надзор и пост Главного военного прокурора, являлся Военно-судебный устав 1867 г., согласно которому предварительное следствие в войсках осуществляли военные следователи при содействии военного начальства и полиции и под наблюдением военных прокуроров.

Первым Главным военным прокурором 1 сентября 1867 г. Императором Александром II был назначен действительный тайный советник, генерал-аудитор Владимир Дмитриевич Философов.

С этой даты и ведёт свой отсчёт история военной прокуратуры, которая в следующем году будет отмечать своё 140-летие. Сложившаяся во второй половине XIX века система органов военной прокуратуры в дальнейшем совершенствовалась, в нее вносились определенные уточнения, и она устойчиво действовала в русской армии до 1917 г. Однако с падением самодержавия институт военной прокуратуры был ликвидирован.

На основании одного из первых советских законодательных актов, — Декрета "О суде" (1917 г.), — были упразднены "доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора". Этим же декретом были созданы новые, советские суды. В декабре 1921 года принято решение об учреждении в составе Народного комиссариата юстиции Государственной прокуратуры, а в ноябре 1922 года после проведения судебной реформы в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью была учреждена Государственная военная прокуратура. В этот же период сформированы первые восемь военных прокуратур округов.

Суровым испытанием для нашей страны явилась Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). С первых дней структура органов военной прокуратуры была приведена в соответствии с требованиями действующей армии. Офицеры военных прокуратур осуществляли свою деятельность в боевой обстановке, а при необходимости с оружием в руках сражались с врагом в боевых порядках. На протяжении всей войны военные прокуроры и следователи проявили себя истинными патриотами, высококлассными профессионалами и смелыми офицерами. На полях сражений погибли 278 офицеров военных прокуратур, за мужество и героизм более 1800 военных и следователей были награждены орденами и медалями, а одиннадцати офицерам присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

К числу людей, внесших значительный вклад в развитие органов военной прокуратуры в послевоенный период, безусловно, относится генерал-полковник юстиции Артем Григорьевич Горный, который в 1957 году возглавил Главную военную прокуратуру и руководил ее коллективом на протяжении 29 лет (1957-1986 гг.).

С распадом СССР, в начале 90-х годов прошлого века, органы военной прокуратуры, как и вся страна, переживали непростые времена: трудности в экономике резко осложнили финансирование, вооруженные конфликты в различных регионах, лавинообразный всплеск преступности, многочисленные реорганизации вызвали отток кадров прокуроров и следователей, существенно затрудняли обеспечение законности и правопорядка в войсках.

Поворотным пунктом стало принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.) в статье 129 которой закреплено понятие прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принятием в 1995 г. новой редакции Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" завершается правовое оформление органов прокуратуры Российской Федерации. Отдельной главой Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено правовое положение органов военной прокуратуры как самостоятельного структурного подразделения в составе прокуратуры России, возглавляемого заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором, структура органов военной прокуратуры, а также полномочий её должностных лиц.3

 

Глава 2. Функции, принципы и организация деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Функции и принципы организации деятельности прокуратуры регламентируются  Федеральным законом «О прокуратуре».

 П.2 ст.1 устанавливает функции  прокуратуры. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

  1. надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  4. надзор за исполнением законов судебными приставами;
  5. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  6. уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

7. координацию деятельности правоохранительных  органов по борьбе с          преступностью.

8. Прокуроры  в соответствии с процессуальным  законодательством    Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

9. Прокуратура  принимает участие в правотворческой деятельности.

10.Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Согласно ст.4 к принципам организации и деятельности прокуратуры относится:

 

 Органы прокуратуры:

1.осуществляют полномочия  независимо от федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного  самоуправления, общественных объединений  и в строгом соответствии с  действующими на территории Российской  Федерации законами;

2. действуют гласно в  той мере, в какой это не  противоречит требованиям законодательства  Российской Федерации об охране  прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

3. информируют федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти  субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии  законности.

4. Прокуроры не могут  быть членами выборных и иных  органов, образуемых органами государственной  власти и органами местного  самоуправления.

5. Прокурорские работники  не могут являться членами  общественных объединений, преследующих  политические цели, и принимать  участие в их деятельности. Создание  и деятельность общественных  объединений, преследующих политические  цели, и их организаций в органах  и учреждениях прокуратуры не  допускаются. Прокуроры в своей  служебной деятельности не связаны  решениями общественных объединений.

6. Прокурорские работники  не вправе совмещать свою основную  деятельность с иной оплачиваемой  или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная  и иная творческая деятельность  не может финансироваться исключительно  за счет средств иностранных  государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства, если  иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или законодательством Российской  Федерации. Прокурорские работники  не вправе входить в состав  органов управления, попечительских  или наблюдательных советов, иных  органов иностранных некоммерческих  неправительственных организаций  и действующих на территории  Российской Федерации их структурных  подразделений, если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации или законодательством  Российской Федерации.

Информация о работе Место прокуратуры в системе органов государственной власти