Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 21:58, курсовая работа
Особое значение имеет установление места прокуратуры в едином конституционном механизме реализации прав личности в современных условиях судебной системы и острых дискуссий о путях совершенствования законодательства о прокуратуре. Задачи:
1. Изучить природу данного института власти, его взаимоотношения с другими властными структурами.
2. Определить компетенцию прокуратуры в системе органов государственной власти.
3. Обозначить место прокуратуры в системе органов государственной власти.
«Прокуратура РФ занимает Совершенно уникальное место в системе органов государственной власти. Прокуроры осуществляют связь с органами всех ветвей власти и институтами гражданского общества. Прокурор первым может оценить состояние нормативного регулирования и его недостатки. В то же время мы активно участвуем в работе правительственной комиссии по законопроектной деятельности, сотрудничаем с Советом Федерации. В прокуратурах на местах введен институт старших помощников по взаимодействию с представительными и исполнительными органами власти.»7
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Сабир Кехлеров:
«Место прокуратуры в системе государственных институтов определяется прежде всего содержанием осуществляемых ею функций, базовой среди которых является надзорная. Она во многом определяет состояние законности в стране. Об однозначной ее востребованности свидетельствует динамика показателей прокурорского надзора за исполнением законов.»
Тем самым Сабир Кехлеров подтверждает, сто прокуратура РФ занимается особое уникальное место в системе органов государственной власти, т.е. её нельзя отнести ни к законодательной, ни исполнительной, ни к судебной ветви власти.8
«С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает определенные возражения:
Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и
«Конституционно-правовая неопределенность
в вопросе статуса прокуратуры породила
в научно-практических кругах России споры
по вопросу к какой ветви власти необходимо
отнести прокуратуру. Одни считают, что
прокуратура должна примыкать к системе
исполнительной власти, реализующей законы,
другие отводят ей место в президентской
структуре, некоторые даже предлагают
отнести прокуратуру к законодательной
власти.
В условиях правовой реформы ряд ученых
и практиков пытаются провести четкую
грань между полномочиями судебной власти
и органами прокуратуры, предлагая различные
варианты. Некоторые из них, видя место
прокуратуры именно в системе судебной
власти, считают необходимым в ходе правовой
реформы переподчинить прокуратуру судебному
ведомству. По их мнению, включение статьи
о прокуратуре в главу «Судебная власть»,
исключает саму возможность возложения
на нее ряда функций, в том числе надзорных,
так как основным направлением в деятельности
прокуратуры должна быть борьба с преступностью.
В частности, активный сторонник подчинения
прокуратуры судебному ведомству В.Н.
Точиловский утверждал, что прокуратура
должна заниматься только уголовным преследованием
и поддерживать государственное обвинение.
Прокурор является представителем одной
из сторон судебного процесса и действует
исключительно пределах сферы действия
судебной системы. Полномочия прокурора, равные полномочиям
стороны в процессе, не выходят за круг
вопросов, подлежащих урегулированию
судебным решением. Конституционализация
прокуратуры в России оценивается западным
специалистами как традиция, оставшаяся
от советского конституционализма.
Полагаем, что включение статьи о прокуратуре
в главу Конституции «Судебная власть»
является необоснованным и неосторожным,
так как прокуратура искусственно отнесена
к судебной ветви власти, что не соответствует
правовому статусу органов прокуратуры,
поскольку прокуратура не отправляет
правосудия.
Исследования, проводимые НИИ по проблеме укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ показали, что на вопрос «Как Вы относитесь к мнению ряда ученых о том, что прокуратура входит в судебную систему?»
65,9% судей российских регионов
ответили — «полностью не
Что касается самих работников прокуратуры, то на указанны вопрос «полностью не поддерживаю» ответили 83,4 %(4) .
Думается, что авторам, при разработке
проекта новой Конституции в части решения
вопроса о месте прокуратуры в системе
органов государственной власти совсем
не лишним было бы знать мнение, как самих
представителей судейского сообщества,
так и работников прокуратуры.
Исходя из складывающихся реалий, учитывая
статус Президента Российской Федерации,
ряд ученых-правоведов считают, что органы
прокуратуры должны занять свое место
«под крылом президента», стать органом
президентской власти. Так, например, по
мнению Ю.В. Кореневского, функции прокуратуры
в части осуществления надзора за точным
и единообразным исполнением законов
очень близки функциям президента. Согласно
ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ
является ее гарантом, а также прав и свобод
человека и гражданина. В установленном
порядке он принимает меры по охране суверенитета
РФ и государственной целостности, обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти. Функция
гаранта Конституции подчёркивает особое
место и роль Президента как главы государства.
Гарантируя Конституцию, Президент обязан
требовать соблюдения её норм всеми органами
государственной власти, органами местного
самоуправления, организациями, гражданами
и их объединениями. И хотя обеспечивать
исполнение Конституции должны все органы
государственной власти и должностные
лица, они могут это делать в какой-либо
области или частично, в то время как Президент
— единственное лицо, которое гарантирует
Конституцию в целом. В гарантировании
Конституции Президенту принадлежит доминирующая
роль. В связи с этим органы прокуратуры
должны в большей мере помогать Президенту
страны реализовывать свои права и обязанности
и стать тем механизмом, который бы позволял
главе государства быть действенным гарантом
Конституции. По результатам исследования
НИИ по проблеме укрепления законности
и правопорядка при Генеральной прокуратуре
РФ, — эта точка зрения находит поддержку
не только у ученых-правоведов, но и среди
практических работников. Следует отметить,
что «против» выступили только отдельные
депутаты законодательных представительных
органов субъектов Российской Федерации.
На наш взгляд, не меньшего внимания заслуживают
и мнения ученых, предлагающих включить
прокуратуру в состав исполнительной
власти. Административно-властный характер
полномочий прокуратуры в надзоре за исполнением
законов органами предварительного следствия,
дознания, а также органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность и
исполнение уголовных и административных
наказаний, способствует формированию
взгляда на прокуратуру именно как на
орган исполнительной власти. Так, Ю.А.
Дмитриев и Г.Г. Черемных, исходя из процесса
исторического развития прокуратуры России,
а также анализа основных её функций, считают,
что «... по своей природе она относится
к числу органов, образующих ветвь исполнительной
власти, если, конечно, исходить из традиционного
её деления на три ветви власти. Возможно,
российским ученым и практикам следовало
бы лучше приглядеться к странам с развитыми
правовыми системами, где в качестве правовой
основы действует система формально определенных
норм, исходящих от государства, как и
в России. В этих странах прокуратура входит
в систему исполнительной власти и подотчетна
её главе.
Что касается предположений о том, что
прокуратура должна примыкать к законодательной
власти как орган, осуществляющий надзор
за соблюдением законов, то исследования,
проведенные НИИ по проблеме укрепления
законности и правопорядка при Генеральной
прокуратуре РФ, свидетельствуют о том,
что отнесение прокуратуры к органам законодательной
власти не отвечает требованиям современного
этапа развития государственно-правовой
системы.
Конечно же, разные точки зрения имеют
право на существование. Но теоретические
построения в этой области должны, прежде
всего, основываться на глубоком познании
социальной практики и исключают возможность
применения метода проб и ошибок, так как
просчеты в решении вопроса о месте и роли
прокуратуры в системе органов государственной
власти чреваты опасными последствиями
не только для функционирования правоохранительной
системы, но и для общества и государства
в целом».10
Заключение.
Целью данной курсовой работы являлось определение места прокуратуры в системе органов государственной власти. Изучив понятие, функции, принципы деятельности прокуратуры, особенности прокурорского надзора в сфере надзора за исполнением российского законодательства, а также учитывая мнение Генерального прокурора Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что прокуратуру нельзя включать в систему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, она занимает особое положение и является отдельным органом государственной власти, потому что:
Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой – не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.
Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.
В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.
В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ.
Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Федерации, т. е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе.
Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти – явление уникальное, именно она призвана быть балансом, уравновешивающим исполнение законов всеми органами власти.
Вследствие этого очевидна необходимость принятия нового Закона о прокуратуре.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность исследования на конституционном уровне роли прокуратуры в деятельности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, выполнению правозащитных функций в отношении общества и личности.
Содержание.
1 п.1 ст. 129 Конституция Российская Федерации
2 Примаков Е. Семь критериев здоровой Федерации // Российская газ. 1999. 27 янв. С. 3.
4 А.Я. Сухарева, «Прокурорский надзор», стр. 101-102, издательство «Норма», М, 2009
5 А.Я. Сухарева, «Прокурорский надзор», стр. 102-103, издательство «Норма», М, 2009
6 Всероссийское совещание прокуроров (2001 г.)
7 Интервью Ю.Я. Чайки Российской газете «Под надзором»
8 Парламентские слушания в Совете федерации по теме: «Прокуратура: время исправлять недостатки в работе»
9
http://lib.rus.ec/b/204261/
10
http://www.minjust.org/web.
Информация о работе Место прокуратуры в системе органов государственной власти