Место прокуратуры в системе органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Особое значение имеет установление места прокуратуры в едином конституционном механизме реализации прав личности в современных условиях судебной системы и острых дискуссий о путях совершенствования законодательства о прокуратуре. Задачи:
1. Изучить природу данного института власти, его взаимоотношения с другими властными структурами.
2. Определить компетенцию прокуратуры в системе органов государственной власти.
3. Обозначить место прокуратуры в системе органов государственной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая 2.docx

— 73.96 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. Система органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.

Часть 1. Система органов прокуратуры.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В ряде субъектов РФ (республик) прокуратуры созданы в соответствии со спецификой их административно-территориального деления (административно - территориальными единицами в Якутии являются улусы, в Тыве -  коожуны и т.д.) Но прокуратуры в них создаются на  правах районных (городских).

В основном  в субъектах РФ созданы только прокуратуры  городов и районов. В некоторых из них действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территориях ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов.  Приказом Генерального прокурора РФ  им придан статус прокуратуры города  с районным делением (ст.19 Закона о прокуратуре)

Важным проявлением качества прокуратуры РФ как  единой  федеральной централизованной  системы  является требование Закона о прокуратуре о том, что  образование,  реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции  осуществляется Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к

 

ним прокуроры вносят Генеральному прокурору соответствующие предложения, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам.

Законом не допускается  создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему  прокуратуры РФ.  Важным свойством прокурорской системы является то, что все органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2.  Территориальные органы прокуратуры Российской Федерации.

 В современный период во  всех субъектах РФ  действуют  территориальные прокуратуры.  Прокуроры  субъектов назначаются на должность  Генеральным прокурором РФ по  согласованию с  органами государственной  власти субъектов РФ, определенными  их конституциями (уставами). Прокуроры  субъектов имеют первых заместителей  и заместителей, назначаемых Генеральным  прокурором РФ.

Важным системным качеством  прокуратуры РФ является то, что прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны  Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на 5 лет и освобождаются от  должности Генеральным прокурором РФ.  Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

 Прокуроры субъектов РФ руководят  деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно-территориальных  единиц, входящих в состав соответствующего  субъекта РФ. Они издают  приказы, распоряжения, указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они могут вносить изменения в штатное расписание своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Все территориальные прокуратуры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией, установленной Законом о прокуратуре, а также нормами  уголовно-процессуального,  гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного и  иного федерального законодательства.

В семи федеральных округах приказом Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 г. №98 образованы подразделения Генеральной прокуратуры РФ

( в настоящее время – главные  управления). Иногда в литературе  и в периодической печати эти  подразделения  называются прокуратурами  федеральных округов.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 3. Специализированные органы прокуратуры Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре» гласит, что в систему прокуратуры входят «военные и другие специализированные прокуратуры», приравненные по объему полномочий к прокуратурам субъектов РФ. Исходя из этого можно утверждать, что в составе системы органов прокуратуры имеется подсистема специализированных прокуратур.

Среди специализированных прокуратур основное внимание в Законе  о прокуратуре уделяется военной прокуратуре. Традиционно иные виды специализированных прокуратур рассматриваются в научной и учебной литературе лишь фрагментарно. В Законе не приведен их перечень, порядок их организации и деятельности регулируются подзаконными нормативными актами, преимущественно приказами Генерального прокурора РФ.

Состав и полномочия органов военной прокуратуры определены в разделе VI ФЗ «О прокуратуре». Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (п.1 ст.46).

Военные прокуратуры, независимо от принадлежности к органам прокуратуры различных звеньев, осуществляют свои полномочия независимо от командования т органов военного управления. В дополнение к общим полномочиям военные прокуроры обладают и специальными полномочиями, исчерпывающий перечень которых установлен в п.2 ст.47:

участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.

Выделение в системе органов прокуратуры специализированных прокуратур обоснована, прежде всего, необходимость обеспечения законности в тех сферах общественной жизни, которые стратегически важны для здорового развития и существования государства. Прокуратура есть важнейший элемент государства, связующее звено всех систем государственного организма, без которого он не может нормально функционировать, и «присутствие» ее в отдельных областях общественной и государственной жизни и деятельности должно способствовать обеспечению исполнения законности именно там, где это наиболее необходимо. Этому призваны служить следующие виды специализированных прокуратур:

- транспортные прокуратуры;

- прокуратуры по надзору за  соблюдением законов в учреждениях  уголовно-исполнительной системы;

- прокуратуры, действующие на особорежимных  объектах и в закрытых административно-территориальных  образованиях - ЗАТО (до 2001 года были прокуратуры войсковых частей);

- природоохранные прокуратуры.

Функционирование специализированных прокуратур является одной из оптимальных форм реализации зонально-предметного принципа организации работы органов прокуратуры в специфических сферах правовых отношений. С их помощью наилучшим образом решаются задачи обеспечения законности, которые территориальными прокуратурами не могут быть должным образом решены.

Деятельность специализированных прокуратур регулируется приказами Генеральной прокуратуры, в частности: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. N 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур», Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 марта 2001 г. N 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях» и др.

Специализированные природоохранные прокуратуры создаются там и тогда, где и когда только территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Созданы и действуют природоохранные прокуратуры на правах областных (Волжская природоохранная прокуратура и др.). В субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур.

Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов Федерации.

На эти прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, администрацией этих учреждений, а также специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов этой системы. Эти специализированные прокуратуры производят предварительное расследование преступлений, совершенных лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также преступлений по службе, совершенных работниками этих учреждений и специальных подразделений по обеспечению безопасности таких объектов.

Совокупность органов транспортной прокуратуры возглавляет управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ. В эту совокупность входят транспортные прокуратуры на правах областных и районных прокуратур. Они организуются применительно к организационной структуре управления железнодорожным транспортом и других транспортных систем.

На транспортных прокуроров возложен надзор за исполнением законов Министерством путей сообщения РФ, Министерством транспорта РФ (за исключением вопросов автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службой РФ, Федеральной службой речного флота и входящими в них государственными предприятиями, организациями, учреждениями.

Транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности. К ведению транспортных прокуратур отнесено расследование дел о преступлениях, отнесенных к подследственности органов прокуратуры, совершенных непосредственно на соответствующих транспортных объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных работниками названных министерств и ведомств, включая работников органов внутренних дел на транспорте.

 

Глава 4. Прокурорский надзор.

Часть 1.  Надзор за соблюдением и исполнением  законов.

В научной и учебной литературе, посвященной прокурорскому надзору в РФ, рассматриваемое направление деятельности органов прокуратуры иногда именуется «общим надзором». Это объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, использование в научной и учебной литературе термина «общий надзор» – дань традиции. Так, например, в ст. 3 Закона СССР от 30.17.1979 «О прокуратуре СССР» раскрывались основные направления деятельности прокуратуры и где, в частности, было указано, что одним из основных направлений является надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор).

Во-вторых, рассматриваемое направление деятельности касается надзора за соблюдением законности в сфере государственного управления, которое характеризуется разнообразными общественными отношениями, урегулированными нормами права, а также большим числом участвующих в них субъектов. Вместе с тем в Законе о прокуратуре отсутствует упоминание о том, что прокуратура, решая возложенные на нее задачи, осуществляет общий надзор.

Столь широкое правовое поле, на котором прокуратура реализует свои полномочия по обеспечению единообразного исполнения законов в соответствии с Конституцией, требует своей конкретизации. Генеральный прокурор РФ в приказе от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» указал, что основными направлениями надзорной деятельности следует считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Информация о работе Место прокуратуры в системе органов государственной власти