Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования, его структуры, эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие правового регулирования;
- исследовать методы, способы и типы правового регулирования;
- дать характеристику структуры механизма правового регулирования;
- указать критерии эффективности механизма правового регулирования;
- изучить понятие механизма государства.
Введение
Цель курсовой работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования, его структуры, эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие правового
- исследовать методы, способы и типы правового регулирования;
- дать характеристику структуры механизма правового регулирования;
- указать критерии
- изучить понятие механизма государства.
Актуальностью данной темы можно выделить, что механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности. Понятие механизма правового регулирования в рамках правоведения представляет собой неоднозначно воспринимаемую учеными важную общетеоретическую категорию. Данное понятие позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности, связанные с решением жизненных ситуаций (нормы, правоотношения, юридические акты и др.), и обрисовать их как целостность, но и представить их в работающем, системно-воздействующем виде. А отсюда - высветить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе; показать их связь между собой, их взаимодействие.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В своей курсовой работе я бы хотела разобраться и показать, что такое механизм правового регулирования, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, ведь это не маловажно в сегодняшней жизни. Прежде чем перейти к изучению института механизма правового регулирования необходимо затронуть сам термин «правовое регулирование».
Правовое регулирование, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. Механизм действия права изучают общая теория государства и права и отраслевые юридические науки. Но в целом эта проблема носит общетеоретический характер, поскольку включает такие вопросы, как механизм воздействия права на общественные отношения, эффективность правового воздействия, связь права и общественного мнения и ряд других. Самое главное, то, что механизм правового регулирования регулирует и упорядочивает общественные отношения, благодаря чему можно жить и не нарушать прав других граждан. Наличие в обществе правонарушений, действий, противоречащих нормам права, делает необходимым и оправданным существование механизма государственного принуждения. Это тоже играет немаловажную роль в механизме правового регулирования, поскольку каждый правонарушитель должен знать, что его ожидает в случае совершения им правонарушения.
Правовое регулирование в Казахстане – важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Но правовое регулирование может выполнить свои задачи лишь в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительное положение дел. Социальное управление, игнорирующее факты, неизбежно теряет свою эффективность, превращается, в конечном счете, в бесполезную деятельность.
Мы живем в государстве,
где право является особым и главным
государственным регулятором
Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечения и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.
Я считаю нужным отметить
то, что благодаря механизму
1 Понятие и предмет правового регулирования
1.1 Понятие правового регулирования
В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Правовое регулирование
в учебной литературе
Во-первых, правовое регулирование - важная часть в общей системе упорядоченности социальной жизни, сочетания и согласования интересов, потребностей, целей.
Во-вторых, правовое регулирование осуществляется с использованием средств внешнего упорядочения общественных отношений. Это юридические принципы, право и его нормы, индивидуальные акты, акты официального толкования норм права. В конечном счете, правовые средства обращают к поведению субъектов права следующие требования: обязывания, дозволения, запреты, рекомендации, ограничения, стимулы.
В-третьих, в правовом регулировании субъекты реагируют на правовые требования, выстраивают соответствующие им варианты поведения. Обязывания исполняются, дозволения используются, запреты соблюдаются и т.п. Через формы непосредственной реализации норм права могут быть достигнуты цели правового регулирования - юридическое упорядочение общественных отношений.
В-четвертых, с правовым регулированием нередко сочетается правовое воздействие. Ценностное, информационное, психологическое в праве (в позитивном аспекте) дополняют специально-юридическое урегулирование социальных связей. Одновременно следует принимать во внимание негативные стороны воздействия права: неправовые законы, современное социальное законодательство, выталкивающие целые слои населения на уровень нищеты и т.п.
Правовое регулирование – это в первую очередь деятельность государства и общества, которая состоит в подготовке и принятии нормативно-правовых актов. Ведущая роль отводится государству, т.е по сути законодательным и исполнительным органам, которые в свою очередь и принимают нормы права, действующие в обществе. Также правотворчеством занимаются различные общественные объединения и организации. Например, в случае референдума, когда население может принимать законы. Органы местного самоуправления также издают нормативно-правовые акты, но в пределах своей компетенции.
Цели правового регулирования. Цели правового регулирования можно разделить на 2 вида: юридические и социальные. Суть юридических целей состоит в том, чтобы создать в обществе стабильный правовой порядок, также создать учреждения, органы, институты, которые должны обеспечивать защиту и охрану мирного населения, опираясь на нормативно-правовые акты. Суть социальных же целей состоит в том, чтобы достигнуть социально полезных результатов, а также создать условия для развития и процветания общества. Данные цели выражаются в утверждении прав и свобод человека и гражданина, в том, что наше государство суверенно и демократично. В случае достижения этих целей Казахстан будет процветать.
Правовое регулирование есть целенаправленное, результативное юридическое воздействие права на общественные отношения, осуществляющееся при помощи совокупности юридических средств (юридических норм, правоотношений и актов реализации), составляющих его механизм (механизм правового регулирования). Правовое регулирование характеризуется наличием предмета, методов, механизма и типов.
1.2 Предмет правового регулирования
Под предметом правового регулирования понимаются разнообразные общественные отношения, которые могут и должны быть урегулированы правом. От содержания и характера предмета правового регулирования во многом зависят особенности содержания самого правового регулирования и, следовательно, особенности структуры права.
Непосредственным предметом
правового регулирования
Предмет правового регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право и определенным образом меняет их.
Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Её можно подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.
Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право собственности государства, граждан и их объединений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную совокупность отношений, в которые вступают граждане, государственные органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. В процессе потребления удовлетворяются потребности граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а так же осуществляется обеспечение необходимыми материальными ресурсами государственного аппарата, армии, пенсионеров и иных лиц, не способных к производительному труду.
Политические отношения охватывают всю сложную и многообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений:
1.Отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им полномочий;
2.Отношения государства и его органов на международной арене;
3.Отношения, в которые вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод;
4.Отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиям;
5.Отношения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобязательных решений.
Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему политических и экономических отношений. Это, в частности, общественные связи, существующие между гражданами и общеобразовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом и т.д.
Характер, вид общественных
отношений, составляющих предмет правового
регулирования, обусловливают степень
интенсивности правового
2 Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
2.1 Методы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.
Методы правового
Методы субстанциональны, неотделимы от правовой материи. Они выражают самую суть, стержень того или иного юридического режима регулирования; следовательно, в системе права они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения — в отрасли права.