Механизм правового регулирнования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования, его структуры, эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие правового регулирования;
- исследовать методы, способы и типы правового регулирования;
- дать характеристику структуры механизма правового регулирования;
- указать критерии эффективности механизма правового регулирования;
- изучить понятие механизма государства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, механизм правового регулирования – это  система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом  в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Из данного определения  можно выделить признаки, характеризующие  цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового  регулирования – обеспечить беспрепятственное  движение интересов, субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов. Механизм правового регулирования – специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

 

 

 

 

             3. 2 Структура механизма правового регулирования

 

С точки зрения структуры  механизм правового регулирования  – это сложная система, имеющая  свои элементы. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся:

- юридические нормы, 

- нормативно-правовые акты,

- акты официального толкования,

- юридические факты, 

- правоотношения,

- акты реализации права, 

- правоприменительные акты,

- правосознание, 

- режим законности.

Каждый из этих элементов  выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения свои способом.

Нормы права выступают как предписание  и как образец, модель поведения  в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено  и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права — это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными  на то органами и направленные на разъяснение  смысла правовых норм.

Юридические факты - предусмотренные  нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические  последствия: возникновение, изменение  и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь  предписаний норм права. В таких  действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права  суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию  общественных отношений. Это акты (как  действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового  регулирования выступают правосознание  и режим законности. Своеобразие  этих элементов заключается в их нематериальности, но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма  правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. Например, нормы  права, акты законодательства, решения  судов оказывают на поведение  людей и на общественные отношения  информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

      3.3 Эффективность механизма правового регулирования

 

Эффективность механизма  правового регулирования – соотношение  между целью ожидаемого влияния  правовых средств на общественные отношения  и реальными результатами. Эффективность механизма правового регулирования зависит от ряда факторов:

1)от состояния нормативной основы правового регулирования и правильного толкования юридических норм;

2)от состояния правоприменительной деятельности, от профессионализма и нравственных качеств кадрового состава правоприменителей;

3)от уровня правосознания субъекта правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла юридической нормы, знание официальных разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышает качество правового регулирования общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.

Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его правового статуса.

 Эффективность правового регулирования  есть достижение целей, которые  преследовал законодатель изданием  соответствующих норм. Можно различать  цели непосредственные (поведенческие)  и цели опосредствованные. Непосредственной целью является поведение адресатов, которое соответствовало бы требованиям норм права. Достижение таких результатов называется поведенческой (у некоторых авторов - юридической) эффективностью. Опосредствованные же цели достигаются уже поведением, деятельностью, которая совершается в соответствии с нормами права. Такую эффективность можно назвать фактической. Например, если в случае повышения уровня дисциплины водителей или рабочих снизилось количество нарушений правил дорожного движения или технологических правил, можно говорить о поведенческой эффективности. Если же в результате этого снизилось количество несчастных случаев на дорогах или повысилось качество продукции, можно говорить о фактической, финальной (конечной) эффективности действия соответствующих норм.

Эффективность правового регулирования (достижение поставленных целей) обеспечивается рядом условий (гарантий). Под такими гарантиями понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

К материальным гарантиям  относится такая экономическая  структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных отношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Политическими гарантиями являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям  относится деятельность государственных  органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

Нравственными гарантиями являются благоприятная  морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь.

   Заметим, что  применительно к разным видам  эффективности права используются и разные виды их оценок и исследования. Для эффективности правового регулирования недостаточно только самих правовых средств. Это вытекает хотя бы из того, что право формируется и функционирует во взаимосвязи с разными социальными факторами (политикой, экономикой, правосознанием и т.д.), действует в определенной социальной среде.

                                         

              4 Механизм государства

 

                         4.1 Понятие механизма государства

 

  Государство –  это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающаяся и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.                                                                            

  Механизм государства  – есть  система государственных  органов, посредством которых  реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные  учреждения и предприятия,  государственных  служащих  и организационно-финансовые средства, а также принудительную силу, необходимую  для обеспечения деятельности  государств. Следует  отметить, что государственные  органы  находятся в  тесной  взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Государственные учреждения и предприятия  властными  полномочиями не обладают (за исключением администраций), а выполняют общесоциальные функции в  сфере  экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и т.д.

Государственные служащие – это  особый слой,  категория  людей,  специально  занимающихся  управлением.  Правовое положение государственных служащих регулируется специальным законом, в котором определяются права, обязанности и виды государственных служащих.

В широком смысле механизм государства включает в себя три  составные части:

- государственные учреждения;

- государственный аппарат;

- государственные предприятия.

  Одной из важнейших  проблем, относящихся к организации  государственной власти, в течение  нескольких столетий является  вопрос о единстве и разделении  властей.  

   Разделение власти – одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и не политической власти.                                                                                                                                       

   Разделение власти  исторически сложилось на самых  ранних этапах формирования государства  и вылилось в специализацию  власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились  две устойчивые тенденции: концентрация  власти в одних руках или  в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда двойственное отношение к власти: борьба за власть уже разделённых институтов против её разделения, с одной стороны, и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними, с другой.

Информация о работе Механизм правового регулирнования