Механизм правового регулирнования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования, его структуры, эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие правового регулирования;
- исследовать методы, способы и типы правового регулирования;
- дать характеристику структуры механизма правового регулирования;
- указать критерии эффективности механизма правового регулирования;
- изучить понятие механизма государства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

В теории правового регулирования  принято выделять два метода правового воздействия:

1. централизованный императивный (метод субординации) (авторитарный) – категорически властный метод, не допускающий отступления от требований юридической нормы, образуемый главным образом из запретов и позитивных обязываний.

2. децентрализованный диспозитивный (метод координации) (автономный) – метод, не навязывающий жестко определенный вариант поведения, а предоставляющий субъекту (адресату нормы) определенную свободу для волеизъявления. Данный метод используется, главным образом, в отраслях частного права, при регулировании отношений между гражданами в гражданском, семейном, трудовом праве.

К числу вспомогательных (дополнительных) методов правового  регулирования относят поощрительный и рекомендательный методы.

Поощрительный – метод, стимулирующий правомерное поведение субъектов (адресатов нормы), (вознаграждение за правомерное поведение).

Рекомендательный метод  правового регулирования характеризуется  тем, что не «навязывает» жестко субъекту определенный вариант поведения, а  предлагает наиболее оптимальный в данной социальной ситуации. Этот метод используется при создании рекомендательных норм (так, например, в Правилах дорожного движения предусмотрен знак, рекомендующий скорость движения), (рекомендация определенного социального полезного поведения).

В целях достижения согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как  внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование).  На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей.  Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

      2.2 Способы и типы правового регулирования

 

Чтобы побудить граждан  к активному использованию предоставленных  им прав и свобод и тем более  обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права, правотворческие органы разрабатывают и применяют специальные способы регулирования общественных отношений. Современная правотворческая практика знает 6 таких способов:

1. запреты

2. дозволения

3. правомочие

4. позитивное обязывание

5. стимулы 

6. санкции.

Запрет понимается, как  возложенная на граждан обязанность  воздерживаться от запрещенной нормой права действий. Для нормы, содержащей запрет, любое поведение является допустимыми и безразличными, если лицо не совершает действий запрещенной нормой права. Иначе лицо рискует быть привлеченным к юридической ответственности и понести наказание, предусмотренное санкцией нормы, содержащей запрет. Нормы-запреты содержатся в уголовном кодексе, законодательстве об административных правонарушениях и некоторых других актах.

Дозволение выражается в предоставлении права лицам  действовать определенным образом. Причем это право может быть реализовано  только действиями самого управомоченного  лица. Таково, в частности, авторское право, свобода слова, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях. Этими правами может воспользоваться только тот, кто ими обладает, либо никто.

Дозволение как способ правового регулирования находит  широкое применение в нормах, призванных побудить личность к творческой деятельности, к реализации её способности, навыков, умений в предметно-практической или научной деятельности по созданию материальных или духовных благ. Между тем решение о реализации дозволения личность принимает самостоятельно без какого-либо внешнего и тем более государственного принуждения. Действенным стимулом реализации дозволения является возможность личности самостоятельно своими действиями удовлетворить собственные интересы, а так же интересы других лиц, общества и государства.

Правомочие представляет собой такой способ правового  регулирования, когда норма права  наделяет гражданина возможностью требовать  определенного поведения от другого  лица. Дети имеют право на материальное обеспечение и надлежащее воспитание от своих родителей. Таким образом, основное отличие правомочия от дозволения состоит в том, что гражданин, не может реализовать предоставленного им права собственными силами, своими действиями. Он неизбежно должен прибегнуть к помощи другого лица.

Особым способом правового регулирования является позитивное обязывание, т.е. закрепленное нормами права предписание гражданам, совершать какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица. Это могут быть активные действия (обязанность служить в армии и т.д.) либо воздержание от конкретных действий (не чинить препятствий собственнику, пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом и т.д.).

Позитивное обязывание - это мера должного поведения. Лицо обязанное совершить в пользу другого лица определенные действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим образом. Неисполнение позитивной обязанности является правонарушением и влечет за собой юридическую ответственность. Государство, его органы принимают необходимые меры к лицу, уклоняющемуся от исполнения юридической обязанности, и принуждает его надлежащим образом исполнить эту обязанность, а также применяют к нему дополнительные карательные меры в виде штрафа, конфискации, лишения свободы, обязанности возместить причиненные убытки и др.

Для того чтобы побудить гражданина пользоваться предоставленными ему правами, а обязанное лицо добровольно исполнять обязанности, государство в нормах права нередко устанавливает материальные и моральные стимулы. Как способ правового регулирования стимулирование выражается в закреплении нормами права материальных и духовных благ, которые может получить лицо действующее правомерно. Основные стимулы правомерного поведения выражаются следующим образом, в виде:

1.Получения материальных и духовных благ, ради которых лицо вступало в конкретные правоотношения;

2.Дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат, льгот;

3.Моральных стимулов – почетных званий, государственных орденов и медалей, почетных грамот.

Действенным способом правового  регулирования является санкция. С их помощью государство стремится побудить граждан надлежащим образом исполнять возложенные на них юридические обязанности. Государство устанавливает меры наказания в нормах права, делает их гласными и общеизвестными. Каждый правонарушитель заранее знает либо должен знать, что его ожидает в случае неисполнения обязанности, предусмотренной соответствующей нормой права. Между тем государство, как целостный единый механизм может эффективно действовать при условии, что каждый его орган неукоснительно подчиняется решениям вышестоящих органов. Выход за пределы предоставленных правомочий категорически запрещен, признается превышением или злоупотреблением властью или служебным положением иным правонарушением. Поэтому государство принимает действенные меры к тому, чтобы все его органы и должностные лица работали в пределах предоставленной им компетенции, и не нарушали правомочия других органов.

Государство не может  произвольно принимать принципы и способы правового регулирования. Его активная созидательная роль в правотворчестве является не безграничной, а имеет строго определенные, объективные пределы.

Типы правового регулирования представляют собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования — дозволение или запрет.

 Глубинные элементы  механизма правового регулирования,  в особенности, взятые в единстве дозволения и запреты, дают возможность увидеть два основных типа регулирования — общедозволительный и разрешительный.

Тип правового регулирования — наиболее важное построение в социальной и юридической специфике правового регулирования. Если способы, при освещении которых называются дозволения, запреты, позитивные обязывания, выражают пути правового воздействия на общественные отношения, обобщенно рассматриваемые средства воздействия, то типы регулирования затрагивают более глубокий слой права, юридического воздействия — порядок воздействия и его направленность. Здесь дается ответ на один из коренных с юридической точки зрения вопросов: на что нацелено регулирование — на предоставление общего дозволения или же на введение общего запрета на поведение субъектов общественных отношений, причем так, что это общее очерчивается соответственно либо конкретными запретами, либо конкретными дозволениями (в различных вариантах и модификациях того или другого).

Характеристика двух типов (порядков) регулирования имеет  в теории права фундаментальное  значение. Она позволяет увидеть, как и в каком сочетании, глубинные элементы структуры права — дозволения и запреты — работают на его специфику, на осуществление через механизм юридического регулирования социальной свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

         2. 3 Правовые режимы

 

На основе выделения  типов правового регулирования ведется классификация правовых режимов. Самым общим образом его можно определить как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.

В рамках каждого правового  режима всегда участвуют все способы  правового регулирования. Но в каждом режиме — и это во многом определяет его специфику — один из способов, как правило, выступает в качестве доминанты, определяющей весь его облик и как раз создающей специфическую направленность, настрой в регулировании. Это лежит в основе классификации первичных юридических режимов.

Применительно к каждому  юридическому режиму можно с достаточной четкостью определить, что лежит в его основе — запрет, дозволение или позитивное обязывание (из этого положения есть исключения, связанные с многогранным характером некоторых общественных отношений, а также с недостаточной отработкой в законодательстве самого порядка регулирования).

Правовой режим —  глубокое, содержательное правовое явление, связывающее воедино целостный  комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования, его типами. Бережно относясь к  понятию, выражающему это явление, не допуская его размывания, мы можем говорить, правда, в несколько ином ракурсе, о режимах техникоюридического порядка, построенных на некоторых своеобразных юридических приемах. Речь идет о том, что может быть названо режимом исключения. Этот техникоюридический режим, обладающий своего рода сквозным значением (т. е. действующий во многих других правовых явлениях), образует неотъемлемую часть и общедозволительного порядка, и разрешительного порядка. Именно он обеспечивает высокий уровень нормативности и вместе с тем возможность учета своеобразных жизненных ситуаций. Его компонентами являются, во-первых, общее правило («все») и, во-вторых, исключения из него, чаще всего перечень исключений, который в законодательстве нередко формулируется в качестве исчерпывающего. Изучение техникоюридической стороны содержания права свидетельствует, что режим исключения имеет, быть может, более широкое значение, не ограничивающееся двумя типами правового регулирования, рассматриваемыми в настоящей главе. В ряде случаев законодатель, включив в нормативный акт широкое нормативное обобщение, затем делает из него изъятия. Эти изъятия тоже могут носить характер нормативных обобщений, и потому из них в свою очередь могут быть сделаны изъятия, т. е. «исключения из исключений». Собственно говоря, из таких техникоюридических приемов, как свидетельствует история права, и выросли два главных типа регулирования. Техникоюридический прием исключения потому, надо полагать, можно рассматривать в качестве режима, что он, как и всякий правовой режим, создает известный климат, настрой в регулировании. Он и вводится законодателем как изъятие из общего порядка. А значит, исключения не могут предполагаться, они всегда должны быть точно указаны в нормативных актах. Об этом говорят многочисленные данные судебной и иной юридической практики: нередко ошибки при решении юридических дел допускаются потому, что не учитываются не только особенности типов правового регулирования, но и в связи с этим своеобразие режима исключений.

 Помимо иных моментов режимом исключений и в то же время техникоюридическим приемом, играющим, по всей видимости, более важную и юридически самостоятельную роль, чем это принято считать, является категория «исчерпывающий перечень», о чем (как и режиме исключения) уже упоминалось. Думается, эта категория имеет большую теоретическую и практическую значимость. Путем установления исчерпывающего перечня оказывается возможным достигнуть весьма большой степени точности в регулировании общественных отношений, очертить строгие рамки (в частности, ввести в такие рамки властные функции государственных органов, должностных лиц), исключить неопределенность в регулировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 3 Механизм правового регулирования: понятие, структура и его              

 

                                               эффективность

 

               3.1 Понятие механизма правового регулирования

 

Государство посредством  органов государственной власти регулирует определенные сферы общественных процессов и отношений, устанавливая правила и порядок поведения и деятельности субъектов этих отношений. Для этого оно использует весь находящийся в его распоряжении арсенал возможностей юридического воздействия на социум. Такое воздействие, имея правовой характер и выражение, осуществляется при помощи механизма правового регулирования. Он приводится в действие в результате применения взаимоувязанных и согласованно функционирующих элементов, условно образующих в своей совокупности сам этот механизм.

Механизм правового  регулирования – это такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. К тому же правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов механизма правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание.

Информация о работе Механизм правового регулирнования