Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования, его структуры, эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие правового регулирования;
- исследовать методы, способы и типы правового регулирования;
- дать характеристику структуры механизма правового регулирования;
- указать критерии эффективности механизма правового регулирования;
- изучить понятие механизма государства.
Содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
-законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (правительственным) органом;
-исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подчиненной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;
-между законодательным и исполнительным
органом должен быть обеспечен баланс
полномочий, исключающий перенесение
центра властных решений, а тем более всей
полноты власти на одного из них;
-судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
-ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой, а тем более сливаться с другой властью;
-споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом;
-конституционная система
должна предусматривать
4. 2 Государственный орган – главное звено механизма государства
Основным структурным звеном
механизма государства
В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.
Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; право исполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.
Основное свойство государственного
органа, качественно его
Органы государственной власти - это в первую очередь исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).
Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
Главой органов государственного управления может быть монарх, президент или глава правительства - премьер-министр, в зависимости от формы правления государства. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа.
Поскольку, в органах государственной власти практически отсутствует выборность, за исключением отдельных случаев, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РК), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту).
Согласно статье 40 Конституции Президентом Республики Казахстан является глава государства, высшее должностное лицо, определяющее основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющее Казахстан внутри страны и в международных отношениях.
Президент Республики - это символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
Пост главы государства был учрежден в 1991 г. на всенародном референдуме, а конституционный статус закреплен в Конституции Республики Казахстан 1995 года и в конституционном законе Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. N 2733 «О Президенте Республики Казахстан».
Все действия Правительства Республики Казахстан регулируются Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом Республики Казахстан от 18 декабря 1995 г. N 2688 «О Правительстве Республики Казахстан».
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Только органы судебной власти осуществляют правосудие и никто больше.
Судебную власть, согласно статьям 75 и 81 Конституции Республики Казахстан возглавляет Верховный суд Республики, которому подотчетны все местные судьи Республики Казахстан.
Согласно статье 49 Конституции Республики Казахстан высшим представительным органом Республики Казахстан, осуществляющим законодательные функции является Парламент Республики Казахстан, который возглавляет законодательные органы государственной власти. Органы законодательной власти устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, тем самым, определяя правовую организацию и формы деятельности органов государственной власти.
Компетенция и функции Парламента Республики Казахстан определяются Конституцией Республики Казахстан и конституционным законом Республики Казахстан от 16 октября 1995 г. № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
Также в Республике Казахстан существует ряд государственных органов, имеющих особый статус - это такие органы как Национальный Банк, Генеральная Прокуратура, Агентство Финансовой Полиции, Комитет Национальной Безопасности и другие. Их деятельность регулируется специально изданными законодательными актами.
Теперь мне хотелось бы рассмотреть взаимодействие органов государственной власти на местном уровне.
Конституция Республики Казахстан статьями 85 и 86 определяет полномочия и компетенцию местных представительных и исполнительных органов.
Местные исполнительные органы (акиматы) - входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.
К ведению местных исполнительных органов относятся:
1) разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;
2) управление коммунальной собственностью;
3) назначение на должность и освобождение от должности руководителей местных исполнительных органов, решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;
4) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
Правовые аспекты их
деятельности закреплены в законе Республики
Казахстан от 23 января 2001 г. № 148-П
«О местном государственном
4.3 Проблемы совершенствования аппарата современного государства
Основными проблемами государственного аппарата были и остаются бюрократизм и коррупция. Поэтому вести работу по совершенствованию государственного аппарата необходимо в двух направлениях.
В настоящее время необходимо обеспечить экономию бюджетных средств, принять решительные меры по недопущению роста расходов на содержание государственного аппарата, осуществить внедрение экономичных методов и средств обслуживания государственных органов. Также необходимо сделать повышение заработной платы государственных служащих и информатизацию государственных учреждений. Помимо прочего просто необходимо в целях совершенствования управленческих технологий, и повышения компетентности кадров государственной службы принять меры по рационализации правил и процедур учета, прохождения, согласования и контроля исполнение документов. Необходимо принять радикальные меры по недопущению бумаготворчества, сокращению объемов и количества документов, максимально сократить сроки рассмотрения поступающих документов и материалов, особенно обращений граждан, разработать и начать реализацию комплексных планов повышения квалификации государственных служащих, регулярно проводить в аппаратах работу по профессиональной и правовой учебе сотрудников, интеллектуальному росту каждого государственного служащего.
С целью искоренения бюрократизма был издан указ Президента Республики Казахстан от 31 июля 2000 года N 427 «О мерах по улучшению работы государственного аппарата, борьбе с бюрократизмом».
В частности предписывалось увеличение числа ведомств, штатной численности министерств, агентств и ведомств, их руководящих должностные лиц производить только по согласованию с главой государства либо по его уполномочию с Администрацией Президента Республики.
Также в мае 1999 года было издано распоряжение Президента Республики Казахстан № 45 «О мерах по укреплению дисциплины в государственном аппарате», в котором за ослабление контроля над деятельностью министерств и иных подведомственных органов и допущенные лично неоднократные случаи несвоевременного исполнения отдельных актов и поручений Президента Республики Казахстан были объявлены выговоры высокопоставленным лицам, помимо этого указывалось на недостаточную работу по обеспечению контроля за своевременным и исчерпывающим исполнением актов и поручений главы государства. Было предписано провести служебные расследования по каждому факту несвоевременного исполнения актов и поручений главы государства с принятием жестких мер к виновным лицам, вплоть до освобождения от занимаемых должностей, а также принять оперативные меры по устранению причин недисциплинированности и формализма в деятельности центральных и местных исполнительных органов, наведению порядка в работе их аппаратов, кадровому и техническому укреплению организационно - контрольных и документационных подразделений, повышению персональной ответственности должностных лиц.
С целью борьбы с коррупцией
был принят закон Республики Казахстан
от 2 июля 1998 года № 267-1 "О борьбе с
коррупцией", который стал эффективным
оружием и базой
На мой взгляд, еще одной немаловажной проблемой совершенствования государственного аппарата является еще и доверие к нему со стороны общества. В свете последних лет, как это не печально, органы государственной власти этим пока похвастаться не могут. Основной причиной, скорее всего, является политика формирования кадрового состава государственного аппарата. В виду этого, наверное, стоит пересмотреть многие аспекты государственного аппарата. Черствость, равнодушие, формализм - вот источник недоверия населения к органам государственной власти. Необходимо полностью проводить политику искоренения двойных стандартов в государственном аппарате, а что из этого получится, покажет само время.
В ходе исследования темы курсовой работы «Механизм правового регулирования» мы пришли к следующим выводам. В механизме правового регулирования выделяется структура правового регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов правового регулирования. В теории правового регулирования принято выделять два метода: 1. метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера;
2. метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками общественных отношений и используемый в публично - правовых отраслях. Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание и режим законности.