Механизм правового регулирования: понятие и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового
регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• необходимо изучить понятие, предмет, способы и пределы правового регулирования
• исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
• для наиболее полного раскрытия вопроса необходимо рассмотреть

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и предмет правового регулирования

Глава 2. Способы и пределы правового регулирования

Глава 3. Понятие и структура механизма правового регулирования

Эффективность механизма правового регулирования

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая  работа

 

по дисциплине: Теория государства и права 

Тема: Механизм правового регулирования: понятие и структура

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение 

Глава 1. Понятие и предмет правового регулирования 

Глава 2. Способы и пределы правового регулирования 

Глава 3. Понятие и структура механизма правового регулирования 

               Эффективность механизма правового регулирования 

Заключение 

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В своей курсовой работе я  хотела бы разобраться и показать, что такое механизм правового регулирования, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, ведь это не маловажно в сегодняшней жизни. Правовое регулирование, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. Механизм действия права изучают общая теория государства и права и отраслевые юридические науки. Но в целом эта проблема носит общетеоретический характер, поскольку включает такие вопросы, как механизм воздействия права на общественные отношения, место в этом механизме специфически  правовых способов регулирования поведения людей, эффективность правового воздействия, связь права и общественного мнения и ряд других. Самое главное, то, что механизм правового регулирования регулирует и «упорядочивает» общественные отношения, благодаря чему можно жить и не нарушать прав других граждан. Благодаря механизму правового регулирования вооруженные знаниями действующих норм права, граждане принимают решение использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения. Наличие в обществе правонарушений, действий, противоречащих нормам права, делает необходимым  и оправданным существование механизма государственного принуждения. Это тоже играет немаловажную роль в механизме правового регулирования, поскольку каждый правонарушитель должен знать, что его ожидает в случае совершения им правонарушения.

     Данная  работа состоит из введения, трех глав и заключения.

     Цели  и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового

регулирования.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

·        необходимо изучить понятие, предмет, способы и пределы правового регулирования

·         исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;

·        для наиболее полного раскрытия  вопроса  необходимо рассмотреть

эффективность правового регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и предмет  правового регулирования 

     Взаимодействие  норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений.

     Правовое  регулирование понимается, прежде всего, как деятельность государства и  общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет так же общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой выступают граждане, общественные организации, иные не государственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.

     Правовое  регулирование осуществляется с  определенными и вполне конкретными  юридическими и социальными целями. Общие юридические цели правового  регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов  и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

     Согласно  конституции Российской Федерации  общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражаются, прежде всего, в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждении незыблемости её демократической основы. Конечным итогом деятельности по  достижению этих целей видится обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.

     Каждый  нормативно-правовой акт принимается  с определенной целью, для решения  конкретных задач в области права, экономики, политики и  иных социальных сферах. При этом в тексте актов  нередко называются цели их принятия. Так, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» был принят в целях определения правовых и экономических основ создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Федеральный закон «О животном мире» регулирует общественные отношения в целях сохранения биологического разнообразия видов, устойчивого использования всех компонентов животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

     На  стадии правотворчества приоритет  принадлежит, безусловно, правосознанию которое выполняет три задачи:

1.         Критически оценивает действующую  систему норм права;

2.         Выявляет малоэффективные, несовершенные,  устаревшие и иные дефектные  нормы права;

3.         Обосновывает пути и способы дальнейшего совершенствования действующих норм права и проектирует новые, более совершенные правовые нормы.

     Как индивидуальное, так и общественное правосознание находятся в постоянном развитии, совершенствовании, обладают способностью быстро выявлять, отражать новые, перспективные явления и тенденции в развитии общества, требующие дальнейшего совершенствования системы действующих норм права. Кроме того, не все такие нормы соответствуют интересам и потребностям граждан, иных лиц. Поэтому критический подход правосознания к действующему праву составляет одно из важнейших и постоянных направлений его деятельности. В результате негативного отношения граждан к действующему праву определяется совокупность норм, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

     Критический подход правосознания не сводится только к негативным оценкам. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало - граждане предпринимают попытки улучшить, усовершенствовать действующие нормы, ведут активный поиск путей дальнейшего развития права, как на уровне его общих принципов, требований, так и конкретных норм. В средствах массовой информации  особенно в прессе, письмах граждан в компетентные государственные органы, научно-популярных и научных работах ученых-юристов содержится масса предложений, что конкретно, и каким образом нужно изменить в системе действующих норм права.

     Созданием системы совершенных, эффективно действующих  норм права правовое регулирование  не завершается, а вступает в новую  стадию – стадию реализации этих норм в конкретных правоотношениях. Социальные и юридические цели, поставленные правотворческим органом при принятии соответствующего нормативно-правового акта, не могут быть реализованы иначе, как воплотившись в конкретных правоотношениях. А это означает, что граждане и иные лица, наделенные правами, активно их используют для удовлетворения своих интересов и потребностей. Обязанные участники правоотношений добросовестно исполняют возложенные на них обязанности. Одновременно никто не совершает действий, запрещенных правом. В результате в обществе складываются порядки, которые представляются государству и его правотворческим органам желательными и необходимыми.

     На  стадии реализации права во взаимоотношении  «право – правосознание» ведущую  роль играет право. Можно сказать, что здесь право формирует правосознание участников правоотношений.

     После того как нормы права приняты  правотворческим органом, они приобретают  всеобщее значение и становятся знаемыми. Все заинтересованные лица должны ознакомиться с этими нормами и неукоснительно руководствоваться ими в своей деятельности. Процесс ознакомления с вновь принятыми нормативно-правовыми актами, их содержанием равно, как и другими действующими правовыми актами, расширяет совокупность правовых знаний познающего субъекта. Одновременно происходит изменение и в системе ценностных правовых ориентаций.

     Приобретение  нового знания о праве сопровождается формированием у субъекта положительных, либо отрицательных оценок и эмоций, правовых чувств. Процесс усвоения познающим субъектом норм права завершается формированием волевых актов, т.е. принятием решений как следует поступать в условиях наличного права: правомерно или противоправно. Избирая правомерный вариант поведения, участники конкретных правоотношений реализуют нормы права в реальной жизни и тем самым завершают процесс нормативно-правового регулирования. Желательный для государства вариант поведения, закрепленный нормой права, оказался воплощенным в конкретных действиях и поступках.

     В учебной и научной литературе стадия реализации норм права нередко подразделяется на две:

     1. На стадию возникновения прав  и обязанностей в конкретном  правоотношении. На основе действующих  норм права и при наличии  соответствующих жизненных обстоятельств  у коренных субъектов возникают  права и обязанности, которые индивидуализируются в конкретных отношениях. Правоотношения представляют собой главное средство перевода норм права в плоскость прав и обязанностей, принадлежащих конкретным лицам.

     2. Вторая стадия реализации прав  и обязанностей участников конкретных правоотношений в реальной жизни. Эту стадию составляют юридически значимые действия и поступки, осуществляемые в соответствии с правами и обязанностями, индивидуализированными в конкретных правоотношениях. Воплощением общих норм в фактическом, реальном поведении граждан и иных лиц завершается процесс правового регулирования.

     С противоправными поступками государство  мириться не может и вынуждено  применять к правонарушителям действенные  меры – санкции, предусмотренные  нарушенной нормой права, - а также  принуждать виновных лиц к реальному исполнению возложенных на них обязанностей.

     Процесс применения юридической ответственности  к правонарушителям составляет отдельную, самостоятельную стадию правового  регулирования. Борьбу с правонарушениями, прежде всего, ведут такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура и суд. Активное участие в выявлении правонарушений и применении юридической ответственности принимают граждане и их общественные объединения.

     Правовое  регулирование как инструмент социального управления призвано  упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия[1], которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.

     Механизм  правового регулирования – это  такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно  и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого  в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. К тому же правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов механизма правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание.

     Следовательно, механизм правового регулирования  – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права[2].

Информация о работе Механизм правового регулирования: понятие и структура