Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:57, курсовая работа
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового
регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• необходимо изучить понятие, предмет, способы и пределы правового регулирования
• исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
• для наиболее полного раскрытия вопроса необходимо рассмотреть
Введение
Глава 1. Понятие и предмет правового регулирования
Глава 2. Способы и пределы правового регулирования
Глава 3. Понятие и структура механизма правового регулирования
Эффективность механизма правового регулирования
Заключение
Список использованной литературы
по дисциплине: Теория
государства и права
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие
и предмет правового регулирования
Глава 2. Способы
и пределы правового регулирования
Глава 3. Понятие
и структура механизма правового регулирования
Эффективность механизма правового регулирования
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
В своей курсовой работе я хотела бы разобраться и показать, что такое механизм правового регулирования, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, ведь это не маловажно в сегодняшней жизни. Правовое регулирование, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. Механизм действия права изучают общая теория государства и права и отраслевые юридические науки. Но в целом эта проблема носит общетеоретический характер, поскольку включает такие вопросы, как механизм воздействия права на общественные отношения, место в этом механизме специфически правовых способов регулирования поведения людей, эффективность правового воздействия, связь права и общественного мнения и ряд других. Самое главное, то, что механизм правового регулирования регулирует и «упорядочивает» общественные отношения, благодаря чему можно жить и не нарушать прав других граждан. Благодаря механизму правового регулирования вооруженные знаниями действующих норм права, граждане принимают решение использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения. Наличие в обществе правонарушений, действий, противоречащих нормам права, делает необходимым и оправданным существование механизма государственного принуждения. Это тоже играет немаловажную роль в механизме правового регулирования, поскольку каждый правонарушитель должен знать, что его ожидает в случае совершения им правонарушения.
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового
регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· необходимо изучить понятие, предмет, способы и пределы правового регулирования
· исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
· для наиболее полного раскрытия вопроса необходимо рассмотреть
эффективность
правового регулирования.
Глава 1.
Понятие и предмет
правового регулирования
Взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений.
Правовое регулирование понимается, прежде всего, как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет так же общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой выступают граждане, общественные организации, иные не государственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.
Правовое регулирование осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.
Согласно конституции Российской Федерации общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражаются, прежде всего, в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждении незыблемости её демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей видится обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.
Каждый нормативно-правовой акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач в области права, экономики, политики и иных социальных сферах. При этом в тексте актов нередко называются цели их принятия. Так, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» был принят в целях определения правовых и экономических основ создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Федеральный закон «О животном мире» регулирует общественные отношения в целях сохранения биологического разнообразия видов, устойчивого использования всех компонентов животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
На стадии правотворчества приоритет принадлежит, безусловно, правосознанию которое выполняет три задачи:
1.
Критически оценивает
2.
Выявляет малоэффективные,
3. Обосновывает пути и способы дальнейшего совершенствования действующих норм права и проектирует новые, более совершенные правовые нормы.
Как
индивидуальное, так и общественное
правосознание находятся в
Критический подход правосознания не сводится только к негативным оценкам. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало - граждане предпринимают попытки улучшить, усовершенствовать действующие нормы, ведут активный поиск путей дальнейшего развития права, как на уровне его общих принципов, требований, так и конкретных норм. В средствах массовой информации особенно в прессе, письмах граждан в компетентные государственные органы, научно-популярных и научных работах ученых-юристов содержится масса предложений, что конкретно, и каким образом нужно изменить в системе действующих норм права.
Созданием системы совершенных, эффективно действующих норм права правовое регулирование не завершается, а вступает в новую стадию – стадию реализации этих норм в конкретных правоотношениях. Социальные и юридические цели, поставленные правотворческим органом при принятии соответствующего нормативно-правового акта, не могут быть реализованы иначе, как воплотившись в конкретных правоотношениях. А это означает, что граждане и иные лица, наделенные правами, активно их используют для удовлетворения своих интересов и потребностей. Обязанные участники правоотношений добросовестно исполняют возложенные на них обязанности. Одновременно никто не совершает действий, запрещенных правом. В результате в обществе складываются порядки, которые представляются государству и его правотворческим органам желательными и необходимыми.
На стадии реализации права во взаимоотношении «право – правосознание» ведущую роль играет право. Можно сказать, что здесь право формирует правосознание участников правоотношений.
После
того как нормы права приняты
правотворческим органом, они приобретают
всеобщее значение и становятся знаемыми.
Все заинтересованные лица должны ознакомиться
с этими нормами и
Приобретение нового знания о праве сопровождается формированием у субъекта положительных, либо отрицательных оценок и эмоций, правовых чувств. Процесс усвоения познающим субъектом норм права завершается формированием волевых актов, т.е. принятием решений как следует поступать в условиях наличного права: правомерно или противоправно. Избирая правомерный вариант поведения, участники конкретных правоотношений реализуют нормы права в реальной жизни и тем самым завершают процесс нормативно-правового регулирования. Желательный для государства вариант поведения, закрепленный нормой права, оказался воплощенным в конкретных действиях и поступках.
В учебной и научной литературе стадия реализации норм права нередко подразделяется на две:
1.
На стадию возникновения прав
и обязанностей в конкретном
правоотношении. На основе действующих
норм права и при наличии
соответствующих жизненных
2.
Вторая стадия реализации прав
и обязанностей участников
С противоправными поступками государство мириться не может и вынуждено применять к правонарушителям действенные меры – санкции, предусмотренные нарушенной нормой права, - а также принуждать виновных лиц к реальному исполнению возложенных на них обязанностей.
Процесс применения юридической ответственности к правонарушителям составляет отдельную, самостоятельную стадию правового регулирования. Борьбу с правонарушениями, прежде всего, ведут такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура и суд. Активное участие в выявлении правонарушений и применении юридической ответственности принимают граждане и их общественные объединения.
Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия[1], которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.
Механизм правового регулирования – это такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. К тому же правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов механизма правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание.
Следовательно, механизм правового регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права[2].
Информация о работе Механизм правового регулирования: понятие и структура