Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:57, курсовая работа
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового
регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• необходимо изучить понятие, предмет, способы и пределы правового регулирования
• исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
• для наиболее полного раскрытия вопроса необходимо рассмотреть
Введение
Глава 1. Понятие и предмет правового регулирования
Глава 2. Способы и пределы правового регулирования
Глава 3. Понятие и структура механизма правового регулирования
Эффективность механизма правового регулирования
Заключение
Список использованной литературы
Правовое регулирование включает в себя следующие стадии:
1.
издание нормы права и её
общее воздействие(
2.
возникновение субъективных
3.
реализация субъективных прав
и субъективных юридических
4. применение права.
В
соответствии с перечисленными стадиями
правового регулирования
А) Норма права;
Б) Правоотношение;
В) Акты реализации прав и обязанностей;
Г) Акты применения права.
В
зависимости от того, какие элементы
механизма правового
Простое регулирование – это процесс, в котором используется один властный государственный акт, а именно нормативно-правовой акт, индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.
Сложное
регулирование – это процесс,
в котором используется два акта
государственно-властного
Однако
независимо от того, каков процесс
правового регулирования –
Метод правового регулирования – это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера. Различают:
1.
авторитарный метод (
2.
автономный метод (координации,
Единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента:
1. механизм правотворчества
2. механизм реализации норм права
3.
механизм государственного
Каждый
механизм действует на своей стадии
правового регулирования –
Механизм правотворчества имеет своим объектом систему общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Субъектом выступает прежде всего государство, его органы и должностные лица, хотя значительную роль в нем играют и граждане, политические партии и общественные объединения. В их постоянном взаимодействии и деятельности по совершенствованию норм права формируется система норм права, которая более или менее адекватно отражает систему общественных отношений и обеспечивает стабильный порядок в обществе.
Конечные результаты правотворчества предстают в виде системы нормативно-правовых актов и системы права. Принимаемые различными органами государства нормативно-правовые акты в своей совокупности образуют целостною и не противоречивую систему. В ней неукоснительно действует принцип, согласно которому акты, принимаемые правотворческим органом, не могут противоречить Конституции и актам вышестоящих органов. Система нормативно-правовых актов содержит все действующие нормы права. Последние же находятся между собой в тесной взаимосвязи и образуют единое целое – систему права, основными элементами которой выступают гражданское, трудовое, административное, финансовое, уголовное, земельное и другие отрасли права.
Итак,
совокупность правовых средств, используемых
в процессе правового регулирования
общественных отношений, понимается как
механизм правового регулирования[4].
Структура
механизма правового
регулирования
Потребность
в различных правовых средствах,
действующих в механизме
Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования:
1. норма права;
2. юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
3. правоотношение;
4.
акты реализации прав и
5.
охранительный
На первой стадии формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочивания. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а так же возможные правовые средства их преодоления.
На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют прейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».
Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.
Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. Так, для осуществления права на поступление в вуз акт применения (приказ ректора о зачисления в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных персональных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.
Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет посредующим звеном между нормой и результатом её действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют опреративно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.
Третья
стадия – установление конкретной
юридической связи с весьма определенным
разделением субъектов на управомоченных
и обязанных. Иначе говоря, здесь
выявляется, какая из сторон имеет
интерес и соответствующее
Четвертая
стадия – реализация субъективных
прав и юридических обязанностей,
при которой правовое регулирование
достигает своих целей –
1. соблюдении;
2. исполнении;
3. использовании.
При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.
При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы конрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий в какой либо форме (не выполнение, частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.
При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.
Анализ перечисленных форм реализации позволяет выделить общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов.
Пятая
стадия – является факультативной.
Она вступает в действие тогда, когда
беспрепятственная форма
Эффективность
механизма правового
регулирования
Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.
Совершенствование
правотворчества нужно
Совершенствование
правоприменения «дополняет»
Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который в нужный момент, подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворению интересов. Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо.
Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности то, правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юридической ситуации.
Информация о работе Механизм правового регулирования: понятие и структура