Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:57, курсовая работа
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового
регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• необходимо изучить понятие, предмет, способы и пределы правового регулирования
• исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
• для наиболее полного раскрытия вопроса необходимо рассмотреть
Введение
Глава 1. Понятие и предмет правового регулирования
Глава 2. Способы и пределы правового регулирования
Глава 3. Понятие и структура механизма правового регулирования
Эффективность механизма правового регулирования
Заключение
Список использованной литературы
Позитивное обязывание - это мера должного поведения. Лицо обязанное совершить в пользу другого лица определенные действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим образом. Неисполнение позитивной обязанности является правонарушением и влечет за собой юридическую ответственность. Государство, его органы принимают необходимые меры к лицу, уклоняющемуся от исполнения юридической обязанности, и принуждает его надлежащим образом исполнить эту обязанность, а также применяют к нему дополнительные карательные меры в виде штрафа, конфискации, лишения свободы, обязанности возместить причиненные убытки и др.
Для того, чтобы побудить гражданина пользоваться предоставленными ему правами, а обязанное лицо добровольно исполнять обязанности, государство в нормах права нередко устанавливает материальные и моральные стимулы. Как способ правового регулирования стимулирование выражается в закреплении нормами права материальных и духовных благ, которые может получить лицо действующее правомерно. Основные стимулы правомерного поведения выражаются следующим образом, в виде:
1.
Получения материальных и
2. Дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат, льгот;
3. Моральных стимулов – почетных званий, государственных орденов и медалей, почетных грамот.
Действенным способом правового регулирования является санкция. С их помощью государство стремится побудить граждан надлежащим образом исполнять возложенные на них юридические обязанности. Государство устанавливает меры наказания в нормах права, делает их гласными и общеизвестными. Каждый правонарушитель заранее знает либо должен знать, что его ожидает в случае неисполнения обязанности, предусмотренной соответствующей нормой права.
Без
заранее установленных санкций
невозможно обосновать справедливость
и законность наказания при рассмотрении
конкретных дел и применении ответственности
за совершенное правонарушение. Только
законодатель, формулирую формы права,
в состоянии правильно определить степень
социальной опасности деяний, посягающих
на эти нормы, и, соответственно меру наказания,
за совершение таких деяний.
В процессе правотворчества государство использует способы правового регулирования в самых различных сочетаниях и связях. При регулировании одних общественных отношений решающее значение имеют запреты и санкции. При этом современное демократическое государство руководствуется двумя принципами правового регулирования:
1.
Признавать разрешенным всё,
2. Признавать запрещенным то, что прямо не разрешено законом.
Первый
принцип находит широкое
Принцип правового регулирования, согласно которому запрещено всё, кроме прямо разрешенного, наиболее широко используется при регулировании общественных отношений, связанных с организацией деятельностью государственных органов и должностных лиц, т.е. в сфере публичного права. Государственному органу и должностному лицу законом, или иным актам устанавливается точно строго определенный объем прав и обязанностей, того, что им разрешается делать при осуществлении властных полномочий.
Иной
принцип регулирования
Государство не может произвольно принимать принципы и способы правового регулирования. Его активная созидательная роль в правотворчестве является не безграничной, а имеет строго определенные, объективные пределы.
Российские правоведы признают, что деятельность государства по регулированию общественных отношений имеет свои границы, за пределами которых принимаемые нормы представляют собой грубый произвол, вторжение государства в неподвластные ему сферы социального регулирования. Однако вопрос о том, каковы эти границы и каким образом можно безошибочно отграничивать сферу правового регулирования от социального, остается пока что недостаточно исследованным и во многом дискуссионным.
Пределы
правового регулирования – это
границы государственно-
1.
Системе общественных
2.
Деятельности государства по
формированию новых,
3.
Использовании государством
Современное общество имеет достаточно обширную область, где действует свободно волящая личность, сообразно собственному сознанию и с учетом имеющихся ценностных ориентаций, моральных, и иных социальных неюридических норм и личных интересов. Подобным образом личность действует:
1. при реализации политических свобод, свободы личной жизни, слова и мысли, совести, литературного, художественного, научного и других видов творчества;
2.
сфере личных семейных
3. качестве члена общественных, либо религиозных объединений.
На долю государства
Конституционная
свобода совести и
Государство выступало и выступает мощным средством реформирования и преобразования общественных отношений. Любой вновь принимаемый закон, иной нормативно-правовой акт содержит ту или иную совокупность норм, направленных на преобразование, совершенствование системы общественных отношений, развития и охрану отношений, с которыми общество и государство связывают своё прогрессивное развитие и наиболее полное удовлетворение потребностей и интересов личности.
Однако творческая роль права по созданию и развитию новых порядков является, отнюдь, не беспредельной. Своих реформаторских устремлениях государства оказывается по преимуществу ограниченным. Любая, самая благая мера государства может привести к социально-полезным результатам при одном непременном условии – правовые номы должны соответствовать экономическим, политическим, правовым и иным социальным закономерностям а так же учитывать конкретно-исторические условия действия этих закономерностей.
Многовековая
история человеческого общества
убедительно показала, что уровень
развития права не может быть выше
экономического и культурного уровней
развития общества. Это положение
означает, что право может закреплять
различные способы
В правотворческой деятельности существуют весьма четкие пределы и в использовании государством приемов, способов правового регулирования. Разрабатывая систему правовых средств, способных обеспечить результативное действие норм права, правотворческие органы должны учитывать закономерности и принципы права, выявленные правовой наукой, а так же международные правовые нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.
Признавая приоритет права и свобод человека и гражданина перед собственными интересами, государство существенно ограничивает свои возможности в правовом регулировании общественных отношений. Современное демократическое государство не может устанавливать правовых норм, закрепляющих политические права и свободы граждан, отказывающих в материальной помощи социально не защищенным слоям населения, ущемляющих право на всеобщее и бесплатное образование, на медицинскую помощь и другие права, закрепленные Всеобщей декларацией прав человека и другими нормами международного права.
В
демократическом обществе не могут
устанавливаться и применяться
меры государственного принуждения
с нарушением презумпции невиновности,
к невиновным лицам, не соответствующие
тяжести совершенного правонарушения.
Нарушая эти и другие нормы международного
права, закрепляющие права и свободы человека,
государство устанавливает в обществе
политический режим, чинит произвол и
насилие. Подобные действия государства
признаются неправомерными и дают основания
гражданам принимать меры к установлению
такой власти, которая была бы способна
обеспечить в обществе демократию и стабильный
правовой порядок, основанный на уважении
и соблюдении прав и свобод человека и
гражданина.
Глава 3.
Понятие и структура
механизма правового
регулирования
Механизм
правового регулирования
Механизм
правового регулирования
Механизм
правового регулирования
Успешная
деятельность государства, его органов
по правовому регулированию
Механизм
правового регулирования
Информация о работе Механизм правового регулирования: понятие и структура