Механизм правового регулирования: понятие и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового
регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• необходимо изучить понятие, предмет, способы и пределы правового регулирования
• исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
• для наиболее полного раскрытия вопроса необходимо рассмотреть

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и предмет правового регулирования

Глава 2. Способы и пределы правового регулирования

Глава 3. Понятие и структура механизма правового регулирования

Эффективность механизма правового регулирования

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

     Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе.

     Повышение уровня правовой культуры субъектов  права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на управление законности и правопорядка.

      Эффективность правового регулирования (достижение поставленных целей) обеспечивается рядом  условий (гарантий).

     Под такими гарантиями понимаются такие  условия общественной жизни и  специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе.

     Различаются материальные, политические, юридические  и нравственные гарантии законности и правопорядка.

     К материальным гарантиям относится  такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе.

     Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку  его интересы гарантируются режимом  законности и получают объективное  воплощение в правопорядке.

     Политическими гарантиями являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь  на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного  развития.

     Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

     К юридическим гарантиям относится  деятельность государственных органов  и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти.

     Основные  направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия.

     Непосредственную  же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

     Нравственными гарантиями являются благоприятная  морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.

     В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования  участвуют все звенья политической системы общества, в том числе  благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь.

     Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

     Все перечисленные условия взаимодействуют между собой, взаимообуславливают и, дополняя друг друга, обеспечивают законность и правопорядок в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

     В заключении хотелось бы отметить, что  тема механизма правового регулирования  является важной и довольно дискуссионной в правовой науке. Каждый из известных правоведов имеет собственную точку зрения, отличную от других, что делает этот вопрос еще более интересным. Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть постоянно ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования, осуществлению законных стремлений личности, упорядочению её правового статуса.

     В любом обществе ставится задача обеспечить высокую эффективность механизма

правового регулирования, включая совершенствование законодательства,

улучшение эффективности  и качества применения права, усиление правовой

активности граждан, различных общественных организаций, подъем общей правовой

культуры, совершенствование  правового воспитания.

     Изучение  механизма правового регулирования  играет важную роль в понимании

каждым юристом  динамики воздействия на общественные отношения всех

юридических средств  в комплексе. Значение единства и взаимодействия в

механизме правового  регулирования весьма существенно  для укрепления правовой

основы государственной  и общественной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1.     Конституция Российской Федерации. М., Инфра – М., 2003.

2.     Гражданский кодекс. М., Инфра –  М., 2003.

3.     Александров Н.Г. и др. Теория  государства и права. – М.: Юридическая

литература, 1968. – С. 548.

4     Алексеев  С.С. Теория права. – М.: Издательство  БЕК, 2000. – С. 325.  

5.     Бобылев А.И. Механизм правового  воздействия на общественные  отношения

// Государство  и право. – 1999. - № 5.- С. 326.

6.  Венгеров  А. Б. Теория государства и  права. Ч. 2. Теория права. Москва,

2002 г. Т. 2. С. 391.

7.  Комаров  С.А. Общая  теория государства  и права в схемах и определениях.

– М.: Юрайт, 2002.  – С. 362.

8. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

9. Матузов Н.И. Теория государства и права: полный курс лекций. М.:Юристъ -1997г. 

10.  Общая теория  государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ,

2002. – С. 376.

11.  Общая теория  государства и права. Академический  курс / Под ред. М.Н.

Марченко. Т. 2.  – М.: Юристъ,  2000. – С. 512.

12.  Сырых В.М.  Теория государства и права.  Учебник для вузов. – М.: Былина,

2000. – С. 534.

13.  Теория  государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и  А.В.

Малько. – М.: Юристъ,  2003 г. С. 720.

14. Хропанюк В.Н.  Теория государства и права.  – М. Омега – Л, 2005 – 328 с. 
 
 
 
 

[1] Препятствием  можно считать такой фактор, который ставит преграду процессу упорядочивания социальных связей и действует в противоречии с правовыми целями и принципами. Препятствия – это естественные и искусственные трудности, препоны, барьеры, тормозящие по тем или иным причинам управленческий процесс и мешают удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.  

[2] Матузов Н.И.  Теория государства и права:  полный курс лекций. М.Юристъ 1997г   с.625  

[3] Матузов Н.И.  Правовая система и личность. Саратов, 1987.с.13 

[4] Сырых В.М.  Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Былина, 2000. –

 С. 146.  
 


Информация о работе Механизм правового регулирования: понятие и структура