Монархия и республика – основные формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы описать формы правления и рассмотреть их особенности на примере современных стран.
Выбор цели обусловил постановку следующих задач:
1. Проанализировать научно-учебную литературу по данной теме;
2. Изучить понятия формы государственного правления;
3. Изучить монархию и республику как основные формы правления;
4. Изучить различные классификации форм государственного правления;
5. Выявить особенности форм правления на примере современных стран.

Содержание

Введение ………………………………...……………………………...……………
3

Глава 1. Понятие формы государственного правления ………………………….
5

Глава 2. Монархическая форма правления………………………………………..
10
2.1. Абсолютная монархия ……………………….…………………………..
11
2.2. Ограниченная монархия ……………………….…………………………
13
2.3. Дуалистическая монархия…..……………………………………………
14
2.4. Парламентарная монархия…………………………………………………..
15

Глава 3. Республиканская форма правления…………………………………...
17
3.1. Президентская республика…………………….……………………………..
19
3.2. Парламентская республика………………………………………………….
3.3. Смешанная республика……………………………………………………...
21
23

Глава 4. Формы государственного правления в современном мире……………….
25
4.1. Саудовская Аравия – абсолютная монархия …………………….………..
26
4.2. Иордания – дуалистическая монархия…………………….……………….
4.3. Великобритания – парламентарная монархия……………………………..
4.4. США – президентская республика…………………………………………
4.5. ФРГ – парламентская республика…………………………………………..
4.6. Российская Федерация – смешанная республика…………………………...
27
28
29
31
34

Заключение ………………………………………………………………………….
38
Список использованных источников и литературы ………………….………….
41

Вложенные файлы: 1 файл

распечатать.docx

— 93.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МОНАРХИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

 

Монархия  – такая форма правления, при  которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству. (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2004. – С. 108 .)

Монархическая форма правления – «персональное  единовластие»- весьма древняя форма  правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную  власть в которых захватывали  военачальники, представители разросшихся  семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или  иных социальных, классовых движений.

«Впоследствии монархические формы  правления были реализованы в  разных обществах и в разные времена  и дали целый спектр самых разнообразных  организаций власти, а сами монархи  вошли в историю государственности  под разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи, инки и т.д»1.

Монархии как форме правления  присущи четкие юридические признаки.

Монарх персонифицирует  государство, выступает во внешней  и внутренней политике как глава  государства.

Монарх осуществляет единоличное правление. Конечно, это  не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима).

Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Таким образом, власть монарха не знает ограничений и может распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти.

Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): она - эта власть, как правило, передается по наследству.

Монарх имеет бессрочную и пожизненную  власть.

Монарх считается свободным  от ответственности. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. (Теория государства и права: учеб./А.Б. Венгеров. – М.: Изд-во «Омега –Л», 2009. – С. 127 – 128.)

Перечисленные признаки являются типичными  для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.

 

2.1 Абсолютная монархия

 

Абсолютная монархия – вид монархии, характеризующийся полным бесправием народа, отсутствием каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной  власти в руках монарха. (Теория государства и права: учеб./А.Б. Венгеров. – М.: Изд-во «Омега –Л», 2009. – С. 128.)

«Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных  органов, ограничивающих компетенцию  монарха»2. Он издает законы, назначает чиновников, ведет внешнюю и внутреннюю политику, собирает и расходует налоги, причем делает это самостоятельно без всякого участия народа в законодательной деятельности, без контроля народа за управлением государством.

Абсолютная форма монархии, как правило, сопровождаются произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх.

Абсолютная монархия характеризуется  рядом отличительных особенностей.

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем первый случай будет исключением  тогда, когда монархом станет не наследник.

В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило  в тех случаях, когда монарх добровольно  отрекается от престола, либо его свергают.

В-четвертых, полностью отсутствует  юридическая ответственность монарха  как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие  уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного  оскорбления. Известный русский  юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного  при делении формы правления на монархии и республики. (Теория государства и права: Учебник Под ред. В.К. Бабаева . — М.:Юристъ,2003. — 592 с.)

Так, в рабовладельческом обществе монархия зачастую выступает как  неограниченная деспотия, но расцвет  абсолютистской монархии как формы  правления приходится в основном на средневековье. «С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь, таким образом, к интересам нового господствующего класса – буржуазии»3. В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Согласно современным конституциям ряда стран вся власть – законодательная, исполнительная, судебная – исходит от монарха, и его теократические полномочия очень значительны.

 

2.2 Ограниченная монархия

 

Ограниченная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется Конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве изменить Конституцию.

 Ограниченной монархии свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха как в области законодательной, так и исполнительной деятельности. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. «Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит»4.

 «Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.)».5

Стоит отметить, что ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную.

 

2.3 Дуалистическая  монархия.

 

Дуалистическая монархия - промежуточный  вариант между абсолютной парламентарной монархиями, первоначальная форма ограниченной монархии. (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2004. – С. 111 .) При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер.

Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти. Обычно монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие законы. Однако он вынужден считаться с парламентом, прежде всего как с органом, утверждающим бюджет.

Дуалистическая монархия возникает  в особых исторических условиях, как  своего рода выражения компромисса  между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления, характерен авторитарный и политический режим.

В настоящее время «классических», «чистых» дуалистических монархий, когда  управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное  только перед ним правительство, не существует. (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2004. – С. 111 .) Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет  не только светское, но и религиозное  управление страной. Такие монархи  носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан – феномен, религиозный  лидер является главой государства  – «Государство в государстве»).

2.4 Парламентарная монархия

 

В парламентарной (или конституционной) монархии власть монарха законодательно ограничена практически во всех сферах деятельности. Сам этот институт сохраняется благодаря живучести монархической идеи в сознании народа. Говорят, что монарх царствует, но не правит, поскольку лишен реальных полномочий. (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2004. – С. 109 .)

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

д) законы принимает парламент, а  подписание их монархом представляет формальный акт.

За монархом могут традиционно  сохраняться определенные полномочия. Так, в отдельных государствах он назначает главу правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарху может принадлежать право вето в отношении законов, принятых парламентом, но на практике оно или не используется или используется по указанию правительства. Монарх должен отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь правительство может предложить монарху в определенных случаях распустить парламент и назначить новые выборы для решения конфликта между законодательной и исполнительной властями непосредственно народом.

Парламентарная монархия характерна для современных индустриально  развитых государств с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Республиканская форма правления

 

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. (Григорьева И.В. Теория государства и права)

Источником власти в республиках  является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства. В этом проявляется народный суверенитет - один из фундаментальных принципов современной демократической государственности. Народом избирается высший законодательный орган - парламент (его члены - депутаты) и в некоторых случаях - президент. Все другие высшие органы государства формируются, как правило, этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов государства ограничены определенным сроком - для предотвращения возможной узурпации власти. (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2004. – С. 111 .)

Исключения делаются только для  судебных органов в некоторых  странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В  большинстве стран устанавливается  дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным  на ту или иную должность. Иными словами, в республике реализуется принцип  сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как  бы качественно он ни выполнял государственные  обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей.

Все высшие органы государственной власти - разного  рода собрания, советы и т.п. - имеют  сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными, полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. «Решения, принимаемые высшими органами власти - законодательными, представительными, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке»6. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.

Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

«Это  означает, что различным органам  государства поручается выполнять  разные функции по управлению государством. Парламенту (Народному собранию, Национальной ассамблее, Думе, Верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.»7

 «Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента»8. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта Конституции, например в реализации его права законодательной инициативы.

Информация о работе Монархия и республика – основные формы государственного правления