Монархия и республика – основные формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы описать формы правления и рассмотреть их особенности на примере современных стран.
Выбор цели обусловил постановку следующих задач:
1. Проанализировать научно-учебную литературу по данной теме;
2. Изучить понятия формы государственного правления;
3. Изучить монархию и республику как основные формы правления;
4. Изучить различные классификации форм государственного правления;
5. Выявить особенности форм правления на примере современных стран.

Содержание

Введение ………………………………...……………………………...……………
3

Глава 1. Понятие формы государственного правления ………………………….
5

Глава 2. Монархическая форма правления………………………………………..
10
2.1. Абсолютная монархия ……………………….…………………………..
11
2.2. Ограниченная монархия ……………………….…………………………
13
2.3. Дуалистическая монархия…..……………………………………………
14
2.4. Парламентарная монархия…………………………………………………..
15

Глава 3. Республиканская форма правления…………………………………...
17
3.1. Президентская республика…………………….……………………………..
19
3.2. Парламентская республика………………………………………………….
3.3. Смешанная республика……………………………………………………...
21
23

Глава 4. Формы государственного правления в современном мире……………….
25
4.1. Саудовская Аравия – абсолютная монархия …………………….………..
26
4.2. Иордания – дуалистическая монархия…………………….……………….
4.3. Великобритания – парламентарная монархия……………………………..
4.4. США – президентская республика…………………………………………
4.5. ФРГ – парламентская республика…………………………………………..
4.6. Российская Федерация – смешанная республика…………………………...
27
28
29
31
34

Заключение ………………………………………………………………………….
38
Список использованных источников и литературы ………………….………….
41

Вложенные файлы: 1 файл

распечатать.docx

— 93.78 Кб (Скачать файл)

Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции).

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции  РФ, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Законодательным и представительным органом государственной  власти (парламентом) РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации и нижняя палата — Государственная Дума. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

В Совет Федерации  входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом  Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право  участвовать в выборах.  Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Исполнительную  власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В научной работе мы рассмотрели две основные формы государственного правления: монархию и республику. Подробно дали характеристику каждой из форм и рассмотрели их разновидности. На примере современных стран мы изучили особенности форм государственного правления.

В современном  мире монарх является главой государства приблизительно в 50 странах мира. Но стоит отметить, что в современном мире самая распространенная форма монархии – парламентарная. Стран с абсолютной монархией почти не осталось.

Республиканская форма правления более чем в 130 странах мира. Таким образом, мы видим, что стран с республиканской формой правления значительно больше, чем стран с монархией.

Форма государственного правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением.

Нами  были изучены и описаны классификации  форм государственного правления таких  авторов, как Я.М. Магазинер, А.И. Денисов, В.В. Лазарев, И.В. Григорьева и др.

Современная теория государства и права выделяет две основные формы правления  – монархию и республику. Монархия бывает абсолютной или ограниченной. Абсолютная монархия встречается редко. Некоторые ученые утверждают, что в современном мире абсолютной монархии не существует. В нашей работе мы придерживались мнения И.В. Григорьевой, которая считает, что примером абсолютной монархии, является Саудовская Аравия. В этой стране принята Конституция. Власть в стране является наследственной и принадлежит королю. Ему подчинены все ветви власти. Король назначает премьер-министра и двадцать министров. Парламент — Консультативная ассамблея (Меджлис аш-Шура), состоящая из 150, назначаются королем на четырехлетний срок. Политические партии запрещены. Судьи назначаются королем.

Ограниченная  монархия различает на дуалистическую и парламентарную. В современном мире чаще встречается парламентарная монархия. В нашей работе мы рассматривали Иорданию как дуалистическую монархию. В стране принята Конституция. Исключительная власть сосредоточена в руках короля и его совета министров. Он назначает всех судей своими указами, утверждает изменения в Конституцию, объявляет войну и командует вооруженными силами. Совет министров, возглавляемый премьер-министром, назначается королем, который может снять с должности отдельных министров по запросу премьер-министра. Национальное собрание Иордании состоит из Сената и Палаты депутатов. Члены Сената назначаются только Королем на 4 года. Члены Палаты депутатов избираются на 4 года прямым тайным голосованием.

Классическим  примером парламентарной монархии является Великобритания. Король в стране имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение. Парламент Великобритании, является главным законодательным институтом Великобритании. Кабинет министров Великобритании обычно выбирается из членов партии премьер-министра в обеих палатах парламента, но в основном из Палаты Общин.

Республика  в современном мире наиболее распространенная форма правления. Она подразделяется на президентскую, парламентскую и смешанную.

Примером  президентской республики является США. Президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса. Президент — главнокомандующий вооружёнными силами.

Парламентскую республику мы рассматривали на примере  Германии. В стране  президент – избирается на 5 лет Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами (парламентами) земель. Президент выполняет скорее представительские функции. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Высший законодательный орган страны – двухпалатный парламент, состоит из бундестага и бундесрата. Бундестаг принимает законы, избирает главу федерального правительства, участвует в выборах президента республики. Бундесрат (нем. Bundesrat) - орган представительства земель и состоит из членов правительств земель или других лиц, назначенных ими.

Российская  Федерация является примером смешанной  республики. Главой российского государства является Президент, который определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат. Исполнительную власть осуществляет Правительство. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы.

В нашей  работе мы описали формы государственного правления, рассмотрели разновидности  форм, на примере стран выявили  особенности форм правления. В связи с этим можно сказать, что поставленные в работе задачи решены, а значит, цель исследования достигнута.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации.  – М.: Омега-Л, 2012.

2. Конституция Соединенных Штатов Америки в переводе О. А. Жидкова. – М.: изд. Московского Университета.

3. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г.): http://constitutions.ru/archives/247

4. Основной низам (положение) Королевства саудовская Аравия: http://worldconstitutions.ru/archives/86

 

Литература

5. Алексеев С.С. Государство и право. – М.: 2006 г. – 245 с.

6. Алексеев С.С. Общая теория права. – М.: 2001г. – 268 с.

7. Григорьева И.В. Теория государства и права. - Тамбов: ТГТУ; 2009. – 304  с.

8. Густерин П. В. Города Арабского Востока. — М.: Восток—Запад, 2007. — 352 с.

9. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. – Улан-Уде: Изд-во ВСГТУ, 2005. – 345 с.

10. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003.

11. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2000. — 370 с.

12. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2004. – 528 с.

13. Мир Словарей: http://mirslovarei.com/content_eco/forma-pravlenija-54052.html#ixzz2R1imptDt

14. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – 552 с.

15. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Матузова Н.И.,.Малько А.В., Саратов: 2005г. – 123 с.

16. Теория государства и права: Учебник Под ред. В.К. Бабаева . — М.:Юристъ,2003. — 592 с.

17. Теория государства и права: учеб./А.Б. Венгеров. – М.: Изд-во «Омега –Л», 2009. – 607с.

18. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. – 2-е изд., изм., доп. – М.: Инфра-М, 2003. – 596 с.

19. Учебник для ВУЗов / Под редакцией Марченко М.Н., 2007 г. – 208 с.

20. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права». М., 2005. – 165 с.

 

 

 

 

 

1 Хропанюк В.Н. «Теория государства и права». М., 2005., стр. 165.

2 Учебник для ВУЗов / Под редакцией Марченко М.Н., 2007 г., стр.208.

3 Учебник для ВУЗов / Под редакцией Марченко М.Н., 2007 г., стр.208.

4Алексеев С.С. "Государство и право" Москва,2006 г., стр. 245.

5 Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Матузова Н.И.,.Малько А.В., Саратов, 2005г., стр. 123.

 

6 Учебник для ВУЗов./ Под редакцией Марченко М.Н., 2007 г., стр.229.

7 См. Там же.

8 Алексеев С.С. "Общая теория права" Москва,2001г., 268.

9 Хропанюк В.Н. «Теория государства и права». М., 2005., стр. 162.

10Хропанюк В.Н. «Теория государства и права». М., 2005 ,стр. 162.

11 Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Матузова Н.И.,. Малько А.В., Саратов, 2005г., стр. 121.

 


Информация о работе Монархия и республика – основные формы государственного правления