Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:11, курсовая работа
Цель работы описать формы правления и рассмотреть их особенности на примере современных стран.
Выбор цели обусловил постановку следующих задач:
1. Проанализировать научно-учебную литературу по данной теме;
2. Изучить понятия формы государственного правления;
3. Изучить монархию и республику как основные формы правления;
4. Изучить различные классификации форм государственного правления;
5. Выявить особенности форм правления на примере современных стран.
Введение ………………………………...……………………………...……………
3
Глава 1. Понятие формы государственного правления ………………………….
5
Глава 2. Монархическая форма правления………………………………………..
10
2.1. Абсолютная монархия ……………………….…………………………..
11
2.2. Ограниченная монархия ……………………….…………………………
13
2.3. Дуалистическая монархия…..……………………………………………
14
2.4. Парламентарная монархия…………………………………………………..
15
Глава 3. Республиканская форма правления…………………………………...
17
3.1. Президентская республика…………………….……………………………..
19
3.2. Парламентская республика………………………………………………….
3.3. Смешанная республика……………………………………………………...
21
23
Глава 4. Формы государственного правления в современном мире……………….
25
4.1. Саудовская Аравия – абсолютная монархия …………………….………..
26
4.2. Иордания – дуалистическая монархия…………………….……………….
4.3. Великобритания – парламентарная монархия……………………………..
4.4. США – президентская республика…………………………………………
4.5. ФРГ – парламентская республика…………………………………………..
4.6. Российская Федерация – смешанная республика…………………………...
27
28
29
31
34
Заключение ………………………………………………………………………….
38
Список использованных источников и литературы ………………….………….
41
Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. «Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребления со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности»9.
Республика, как форма правления, сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным восприятием населением государственной власти.
По характеру взаимоотношений
между законодательной и
3.1 Президентская республика
Президентская республика - одна из разновидностей
современной формы
Президентская республика характеризуется тем, что президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. В президентской республике законодательная власть принадлежит высшему представительному органу - парламенту, который издает законы, а исполнительная - правительству. Однако парламент не формирует исполнительную власть, последняя не несет перед ним ответственности. Парламент не может отправить в отставку должностных лиц исполнительной власти (только лишь в случае совершения преступления, грубого нарушения конституции), если депутаты не согласны, например, с проводимой правительством политикой. (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2004. – С. 112 - 113 .)
Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Обычно он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство (министры) ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность.
Правительство
формирует президент, но зачастую с
согласия парламента. Правительство
ответственно перед президентом. Президент
лишен права роспуска парламента,
и, наоборот, парламент может возбудить
против президента процесс его отстранения
от власти (так называемый импичмент).
Это происходит тогда, когда президент
допускает злоупотребление
Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание).
Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом. Вето может быть преодолено повторным рассмотрением законов в парламенте.
В президентской республике у президента находятся широкие полномочия в самых разных сферах деятельности. Обычно президент имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, самостоятельно решает отдельные наиболее важные персональные дела (помилование, награждение, предоставление гражданства и др.), по должности является главнокомандующим вооруженными силами, имеет право заключать мир, объявлять войну и т. д. Президент в пределах своей компетенции (достаточно широкой) самостоятельно издает нормативные акты (указы, декреты и т. п.), которые занимают важное место в системе законодательства той или иной страны.
К числу достоинств президентской республики следует отнести достаточно высокую степень эффективности государственного руководства обществом: ведь президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства. Управленческое воздействие более целенаправленно, если оно исходит из одного центра. Особенно важно эффективное управление в периоды реформ, крупных общественных преобразований, вывода страны из кризиса. Основной недостаток президентской республики является, как это часто бывает, продолжением ее достоинств. А именно: обширные полномочия президента могут привести к чрезмерной централизации власти, к узурпации власти и злоупотреблению ею. (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2004. – С. 113 .)
Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение.
3.2 Парламентская республика
«Парламентская
республика - разновидность современной
формы государственного правления,
при которой верховная власть
в организации государственной
жизни принадлежит парламенту»1
В парламентской республике сильна законодательная власть, а исполнительная власть подчинена ей. Данная форма правления характеризуется верховенством парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Таким образом, выборы одновременно решают вопрос о составе и парламента и правительства. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте.
В парламентской республике может быть предусмотрена должность президента, однако он не имеет таких широких полномочий, какие имеет президент президентской республике, и в своей деятельности зависит от правительства. Президент является главой государства, но не главой правительства; не ответствен за действия правительства. Обычно президент в парламентской республике всенародно не избирается. Избрание президента осуществляется или парламентом, или специально создаваемой коллегией.
Президент представляет государство в сфере внешней политики, но и здесь он вынужден согласовывать свои действия с правительством. Президент, как правило, имеет права на проведение референдума, на введение чрезвычайного положения, на увольнение по собственному усмотрению главы правительства. Формально президент может быть верховным главнокомандующим, но фактическое руководство вооруженными силам осуществляет министр обороны, который подчинен главе правительства.
Значительное
место в парламентской
«Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность»11.
Преимущества
парламентарной республики можно усмотреть
в больших гарантиях реального
воплощения в государственное управление
обществом начал демократии, поскольку
среди органов государства
3.3 Смешанная (полупрезидентская) республика
Во многих государствах были предприняты попытки сочетания черт парламентской и президентской республик, с тем чтобы преодолеть недостатки и сохранить достоинства, присущие этим формам правления. Представляется возможным даже говорить о «промежуточной» форме правления - полупрезидентской (или смешанной) республике, в которой в различных сочетаниях используются элементы, характерные для классических форм правления. (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2004. – С. 114 .)
Существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но и в формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент (например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом). Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом. Таким образом, именно формирование, а в еще большей степени - ответственность правительства - фактор, который юридической наукой считается ключевым в разграничении разновидностей республиканского правления.
У президента по конституции могут быть широкие полномочия, но на практике он может некоторыми не пользоваться.
В полупрезидентской республике повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства по сравнению с президентской республикой, где такой должности может и не быть, или же существует так называемый административный премьер, который лишь координирует деятельность отраслевых органов управления.
Глава 4. Формы государственного правления в современном мире
Монарх является главой государства приблизительно в 50 странах мира, то есть в 1/4 части современных государств. Только в Европе десять стран имеют монархическую форму правления. Семь стран Ближнего Востока и зоны Персидского залива - Иордания, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ и Оман - сохранили или восстановили различные виды монархий. В Южной и Юго-Восточной Азии монарх является главой государства в Непале, Бутане, Камбодже, Таиланде, федерации Малайзии, Брунее. В Японии императорская власть существует более полутора тысяч лет. В Африке институт монарха сохранился в трех странах - Марокко, Лесото и Свазиленде.
Стоит отметить, что в современном мире самая распространенная форма монархии – парламентарная. Стран с абсолютной монархией почти не осталось.
Республиканская форма правления более чем в 130 странах мира. После Второй мировой войны республика была установлена примерно в 40 странах Европы и Азии. В молодых независимых государствах Африки, образовавшихся после распада колониальной системы, республика получила широчайшее распространение.
Таким образом, мы видим, что стран с республиканской формой правления значительно больше, чем стран с монархией.
В этой главе мы рассмотрим особенности каждой формы государственного правления на отдельной стране. Отметим, что ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную. Таким образом, ограниченную монархию как форму государственного правления на примере страны мы рассматривать не будем.
4.1 Саудовская Аравия –
Вопрос о форме
Саудовская Аравия имеет название в честь правящей династии – Саудиты.
Государственное устройство Саудовской Аравии определяется Базовым правительственным документом, принятым в 1992 году. Согласно ему Саудовская Аравия является абсолютной монархией, управляемой сыновьями и внуками первого короля Абделя Азиза. Коран объявлен конституцией Саудовской Аравии. Закон основан на исламском праве.
Главой государства является король.
В настоящее время Саудовской
Аравией руководит сын
Исполнительная власть в виде Совета министров состоит из премьер-министра, первого премьер-министра и двадцати министров. Все министерские портфели распределены между родственниками короля и назначаются им самим.
Законодательная власть представлена в виде некоего подобия парламента — Консультативной ассамблеи (Меджлис аш-Шура). Все 150 членов (исключительно мужчин) Консультативной ассамблеи назначаются королем на четырехлетний срок. Политические партии находятся под запретом, некоторые действуют в подполье.
Судебная власть представляет собой
систему религиозных судов, где
судьи назначаются королем по
представлению Верховного судебного
совета. Верховный судебный совет
в свою очередь состоит из 12 человек,
также назначаемых королем. Законом
гарантируется независимость
В стране запрещено какое-либо обсуждение существующего строя.
До 2005 года органы местной власти в стране не избирались, а назначались. В 2005 власти приняли решение провести первые более чем за 30 лет муниципальные выборы. От участия в голосовании отстранены женщины, а также военнослужащие. К тому же избирался не весь состав местных советов, а только половина. Другая половина по-прежнему назначается правительством.
Информация о работе Монархия и республика – основные формы государственного правления