Монархия и республика – основные формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы описать формы правления и рассмотреть их особенности на примере современных стран.
Выбор цели обусловил постановку следующих задач:
1. Проанализировать научно-учебную литературу по данной теме;
2. Изучить понятия формы государственного правления;
3. Изучить монархию и республику как основные формы правления;
4. Изучить различные классификации форм государственного правления;
5. Выявить особенности форм правления на примере современных стран.

Содержание

Введение ………………………………...……………………………...……………
3

Глава 1. Понятие формы государственного правления ………………………….
5

Глава 2. Монархическая форма правления………………………………………..
10
2.1. Абсолютная монархия ……………………….…………………………..
11
2.2. Ограниченная монархия ……………………….…………………………
13
2.3. Дуалистическая монархия…..……………………………………………
14
2.4. Парламентарная монархия…………………………………………………..
15

Глава 3. Республиканская форма правления…………………………………...
17
3.1. Президентская республика…………………….……………………………..
19
3.2. Парламентская республика………………………………………………….
3.3. Смешанная республика……………………………………………………...
21
23

Глава 4. Формы государственного правления в современном мире……………….
25
4.1. Саудовская Аравия – абсолютная монархия …………………….………..
26
4.2. Иордания – дуалистическая монархия…………………….……………….
4.3. Великобритания – парламентарная монархия……………………………..
4.4. США – президентская республика…………………………………………
4.5. ФРГ – парламентская республика…………………………………………..
4.6. Российская Федерация – смешанная республика…………………………...
27
28
29
31
34

Заключение ………………………………………………………………………….
38
Список использованных источников и литературы ………………….………….
41

Вложенные файлы: 1 файл

распечатать.docx

— 93.78 Кб (Скачать файл)

В Саудовской Аравии министерством внутренних дел с начала марта 2011 года запрещены митинги на том основании, что манифестации и шествия противоречат шариату.

 

4.2 Иордания – дуалистическая  монархия

 

Иордания — дуалистическая монархия, что закреплено в Конституции, принятой 8 января 1952 года. Исключительная власть сосредоточена в руках короля и его совета министров. Король подписывает  все законы, его право вето может  быть преодолено двумя третями голосов  обеих палат Национальной Ассамблеи. Он назначает всех судей своими указами, утверждает изменения в Конституцию, объявляет войну и командует  вооруженными силами. Совет министров, возглавляемый премьер-министром, назначается королем, который может снять с должности отдельных министров по запросу премьер-министра.

Национальное собрание Иордании является высшим законодательным органом, который  состоит из Сената и Палаты депутатов. Члены Сената назначаются только Королем на 4 года. Члены Палаты депутатов  избираются на 4 года прямым тайным голосованием.

Конституция Иордании предусматривает три вида судов: гражданские, религиозные и специальные.

Административно Иордания разделена  на 12 мухафаз, губернаторов которых назначает король. Они являются единственными руководителями всех отделов правления и проектов развития на вверенных им территориях.

Королевские вооруженные силы также  находятся под контролем короля.

 

4.3 Великобритания – парламентарная  монархия

 

   Великобритания  представляет собой конституционную монархию.  Монархия  старейший политический институт Великобритании.  Наследственный  король  или королева  —  глава  государства,  и  в  этом  качестве  они  персонифицируют государство.  Королева Елизавета II является главой государства Соединенного Королевства и еще пятнадцати независимых стран Содружества. Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение. Великобритания не имеет конституции как единого документа. Конституция Великобритании состоит в основном из собрания различных письменных источников, включая статуты, судебных прецедентов и международных договоров, наравне с конституционными обычаями. Парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, и, таким образом, имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции. Однако стоит отметить, что ни один парламент не сможет принять закон, который следующий созыв не смог бы изменить.

Великобритания  имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе. Парламент Великобритании, заседающий в Вестминстерском дворце, имеет две палаты: выборная Палата общин и назначаемая Палата лордов. Любой принятый документ требует Королевской санкции, чтобы стать законом. Парламент является главным законодательным институтом Великобритании, поскольку делегированный парламент Шотландии, а также ассамблеи Северной Ирландии и Уэльса не являются суверенными органами и, теоретически, британский парламент может их упразднить.

Позиция Премьер-министра, главы правительства Великобритании, принадлежит члену парламента, который сможет получить поддержку большинства в Палате Общин, обычно текущий лидер крупнейшей политической партии в палате. Формально премьер-министр и его кабинет назначаются монархом для формирования Правительства Её Величества, однако премьер-министр сам собирает кабинет и, по традиции, королева уважает выбор премьер-министра.

Кабинет министров Великобритании обычно выбирается из членов партии премьер-министра в обеих палатах парламента, но в основном из Палаты Общин, перед которой он ответственен. Исполнительная власть осуществляется премьер-министром и кабинетом, которые все приносят присягу Тайному совету Великобритании.

Для целей  выборов в Палату Общин Великобритания поделена на 650 избирательных округов, где каждый отдельный член парламента выбирается обычным большинством. Общие выборы объявляются монархом тогда, когда ему советует это сделать премьер-министр, но не позднее, чем спустя пять лет с предыдущих.

Тремя основными партиями Великобритании являются Консервативная партия, Лейбористская партия и Либеральные демократы.

 

4.4 Соединенные Штаты Америки  – президентская республика

 

По конституции США, принятой в 1787 году, определенные полномочия для осуществления государственной власти переданы федеральному правительству США. Государственные полномочия, не определенные для передачи в ведение федерального правительства конституцией, осуществляются штатами США.

В конституции  США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют  каждому штату в настоящем  Союзе республиканскую форму  правления”. Республиканская форма  правления в США реализовалась  в виде президентской республики: президент республики - глава государства  и правительства; правительство  не несет ответственности перед  Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

В конституции  США заложен принцип разделения властей, по которому федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих независимо друг от друга.

Высший орган  законодательной власти — двухпалатный Конгресс США: нижняя палата — Палата представителей; верхняя палата — Сенат. В Палате представителей насчитывается 435 членов, в Сенате – 100 сенаторов. В политической системе США Сенат считается органом, члены которого выражают интересы населения отдельных штатов, так как каждый штат имеет в нем своих представителей. В целом Конгресс выступает в качестве противовеса власти президента. Он занимается решением важнейших вопросов государственного управления, и в том числе, в финансово-бюджетной сфере. Конгресс объявляет войну, формирует вооруженные силы, назначает высших должных лиц страны, устанавливает налоги и сборы и решает множество других задач.

Высший орган  исполнительной власти — президент США. Президент — глава государства, главнокомандующий вооружёнными силами. Существует пост вице-президента. Вице-президент является вторым человеком в исполнительной власти страны, он должен сменять президента в случае его преждевременного ухода от власти.

Высший орган  судебной власти — Верховный суд США. В соответствии со своей компетенцией Верховный суд рассматривает дела особой важности, в том числе, иски против штатов и правительства страны. Также именно этот орган определяет соответствие конституции США всех принимаемых в стране законов. По факту Верховному суду принадлежит очень большая власть, так как своими решениями он может заблокировать любые законы и президентские указы, которые в дальнейшем могут быть приняты только путем внесения поправок в конституцию. Избираются члены Верховного суда на пожизненные сроки, причем давление на них не могут оказать ни избиратели, ни конгрессмены, ни президент США. В состав Верховного суда входит девять судей, одного из них выбирают председателем.

Основные  политические партии — республиканская и демократическая. Также существует множество других, более мелких партий.

 

4.5 Федеративная Республика Германия – парламентская республика

 

Германия  является федеративной парламентской республикой, в которой действует конституция (Основной закон), принятая в 1949 году. Глава государства – президент – избирается на 5 лет Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами (парламентами) земель. Все земли имеют собственные конституции, выборные законодательные органы – однопалатные ландтаги и правительства во главе с премьер-министрами.

Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто еще называют канцлерской демократией.

Высший  законодательный орган страны –  двухпалатный парламент, состоит из бундестага и бундесрата. Бундестаг (нем. Bundestag) – высший представительный орган Германии. Бундестаг принимает законы, избирает главу федерального правительства, участвует в выборах президента республики. Бундесрат (нем. Bundesrat) - орган представительства земель и состоит из членов правительств земель или других лиц, назначенных ими. Правительство Германии координирует и контролирует работу всех министерств. Министерства возглавляются министрами и их помощниками.

Германский  бундестаг является народным представительством страны. Он избирается народом сроком на 4 года. Роспуск (досрочный) возможен только в виде исключения и входит в обязанности федерального президента. Наиболее важными задачами бундестага являются законодательство, выборы федерального канцлера и контроль правительства.

Парламентская система Федеративной республики в  настоящее время устроена так, что  она позволяет образование явного большинства для избрания федерального канцлера и для поддержки его  правительства. А правительство  же сохраняет своё положение в  течение всего четырёхлетнего срока работы парламента.

Однако  в бундестаге, как правило, имеют  место и парламентское правительственное  большинство, поддерживающее политику правительства и его программу, и парламентская оппозиция, контролирующая и критикующая правительство. Но если баланс сил уравнивается, то наступает  парламентский кризис.

Важной  задачей парламента наряду с законодательной функцией, является контроль над правительством. Бундестаг не особенно интенсивно пользуется своими возможностями требовать от правительства информацию и обоснование принимаемых им мер. Поэтому контроль над правительством бундестаг осуществляет в основном соучастием в законодательстве.

В конституционной  системе Федеративной Республики Германии бундестаг выполняет три главные  функции:

1) является решающим органом  формирования правительства;

2) служит центром законодательного  процесса;

3) является органом представительства  всего немецкого народа.

Как орган формирования правительства  бундестаг по представлению федерального президента избирает канцлера Федеративной Республики Германия. Федеральный президент  может сделать выбор только между  двумя политическими деятелями, представленными для избрания обеими крупными партиями в качестве «кандидатов  на пост канцлера». На основании результатов  выборов федеральному президенту остаётся право предложить того кандидата, который  будет избран парламентом. Обычно это  бывает лидер сильнейшей партии. По старой традиции министры и даже сам  канцлер не обязательно должны были быть выходцами из среды парламента, а согласно новым правилам все  члены кабинета подбираются из депутатов  бундестага. Но избранному канцлеру вовсе  нелегко удовлетворить при образовании  кабинета все соперничающие интересы. И федеральный канцлер может  рассчитывать на надёжную поддержку  со стороны большинства бундестага лишь тогда, когда он при образовании  правительства умеет удовлетворить  интересы этого большинства.

Депутаты  германского бундестага избираются всеобщим, прямым, свободным, равным и  тайным голосованием. Они являются представителями всего народа, не связаны поручениями и распоряжениями и следуют только голосу своей  совести. То есть у них свободный  мандат. Они объединяются во фракции  или группы по своей партийной  принадлежности.

На  региональном уровне законотворчеством  занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии однопалатные.

Исполнительная  власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд юстиции в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

В Германии существуют следующие  политические партии: Социал-Демократическая Партия Германии - социалистическая партия; Свободная Демократическая Партия Германии - объединяет демократов, либералов и сторонников реформ, образовалась путём постепенного объединения Германской Народной Партии 1869 года (демократы), Германской Прогрессивной Партии (либералы), Германской Народной Партии 1918 года (сторонники реформ); Христианско-Демократический Союз - центристская партия; Германская Коммунистическая Партия - коммунистическая партия;

Национал-Демократическая  Партия Германии - правоконсервативная и националистическая партия.

 

4.6 Российская Федерация – смешанная  республика

 

Согласно  ч. 1 ст. 1 РФ 1993 года: «Российская Федерация — Россия это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

По конституции  баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика.

Ст. 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.

Субъектами осуществления государственной власти являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Информация о работе Монархия и республика – основные формы государственного правления