Надгосударственные политические объединения. Роль России в этих объединениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Россия, как развитое правовое государство так же состоит во многих международных политических организациях, таких как ООН, Большая восьмерка, Совет Европы, БРИК и других. Роль Российской Федерации в данных надгосударственных образованиях я рассмотрю в данной курсовой работе, начиная с истории вхождения РФ в них и заканчивая влиянием России на политику международных организаций, и их влияние на развитие и изменение права РФ, а так же на ее внутреннюю и внешнюю политику.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………….3
2. Глава 1 Общая характеристика России в мире……………………………………………..4
3. Глава 2 Правосубъектность международных организаций, ее правовые основы………13
4. Глава 3 Характеристика наиболее важных надгосударственных учреждений и роль в них России…………………………………………………………………………………....15
a) Организация Объединенных наций……………………………………………………...…16
b) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе……………………………....19
c) Совет Европы………………………………………………………………………………...21
d) СНГ…………………………………………………………………………………………...22
e) ВТО………………………………………………………………………………………...…24
5. Заключение…………………………………………………………………………………...27
6. Список литературы…………………………………………………………………….........28

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая1.docx

— 78.38 Кб (Скачать файл)

       В системе приоритетов ключевое место  занимает сохранение территориальной  целостности, суверенитета и независимости  государства, укрепление его безопасности.

       Такая концепция должна отражать коренные как долгосрочные, так и текущие  интересы страны, вытекать из реальных возможностей и учитывать важнейшие  тенденции развития общемировой  ситуации, место и роль страны в  системе международных отношений.

       Внешнеполитическая  концепция в максимальной мере должна аккумулировать и использовать накопленный  опыт, сохранять определенную преемственность  и соответствовать постоянным факторам, определяющим внешнеполитический курс страны.

       По  вопросу об основах внешней политики России сталкиваются два подхода. Первый исходит из того, что национально-государственные  интересы России предопределяют ее самобытный путь и место в системе международных  отношений и что в соответствии с этим государственное бытие  России превыше всех других соображений.

       Самобытный  путь развития в той или иной степени  присущ многим государствам, и Россия здесь не исключение. Сторонники этого  подхода считают, что геополитические  историко-культурные и многие иные характеристики отрицают возможность  копирования чужого опыта, поскольку на таком пути ее ожидают неизбежные потрясения, интересов - сохранение территориальной целостности, суверенитета и независимости государства, укрепление его безопасности. ванных стран" любой ценой, поскольку ее "возвращению" на общий для всех маршрут нет реальной альтернативы. Между этими двумя принципиальными позициями едва ли достижимы примирение и компромисс. В конечном счете в политике любого государства именно национально-государственные интересы играют доминирующую роль. Главные же разногласия и борьба развертываются в связи с пониманием и интерпретацией этих интересов.

       При рассмотрении положения России в  мировом сообществе с учетом приведенных  критериев обращает на себя внимание следующее.

       Россия  обладает обширной территорией и значительными природными ресурсами. Однако, учитывая, что эта территория на 4/5 плохо освоена, расположена в суровых климатических условиях, это - в лучшем случае - ресурс развития XXI века, но не фактор влияния в мировых делах современности. Хуже того, слабая заселённость и неосвоенность обширных районов Сибири, Дальнего Востока, Приморья привлекают внимание сопредельных густонаселенных и развитых стран (Япония, Китай, Северная и Южная Корея), которые были бы не против включить данные регионы в орбиту своего экономического влияния, освоить их с привлечением собственной рабочей силы, что потенциально способно угрожать этнической и даже территориальной целостности России.

       Россия  унаследовала от СССР его вооруженные силы, оснащенные ракетно-ядерным оружием и сохраняет статус военной державы № 2 в современном мире (после США). Это, однако, также источник сложностей, а не влияния. Функционально Советские вооруженные силы обеспечивали не только и не столько защиту территории СССР, сколько прикрытие для развития в мире революционных процессов, для шатающихся просоветских режимов, иначе говоря, были инструментом "холодной войны". Коль скоро Россия не собирается ее продолжать, они ей, строго говоря, не нужны. Ракетно-ядерная мощь не может быть инструментом завоевания рынков, ее нельзя применять даже как фактор давления без риска навлечь на себя весьма жесткие меры со стороны мирового сообщества. Сам факт обладания советскими арсеналами мешает развитию нормальных отношений России с другими государствами. Складывается довольно сложная ситуация. Раздел Советской Армии, демонтаж ее арсеналов требуют затрат ресурсов, создают проблемы безработицы среди бывших военнослужащих. Поддержание боеспособности этой армии с соответствующей модернизацией неуклонно устаревающих арсеналов также требует расходов и затрат, которые России явно не под силу и, главное, не отвечают принятой ей доктрине обеспечения обороноспособности на уровне "разумной достаточности". Постепенное сокращение Советской Армии с одновременным созданием новой, российской, также обернется достаточно дорогостоящим мероприятием. В любом случае советская военная мощь - не "козырь" в мировых делах и не показатель роли России в современном мире.

       По  численности населения и экономическому потенциалу Россия находится отнюдь не на первых ролях в мировом сообществе. По численности населения впереди  идут не только Китай и Индия, но и США, к этому рубежу приближаются многие страны "третьего мира" - Бразилия, Индонезия. Объем валового национального  продукта России в 12 раз уступает американскому, в 7 раз - японскому, в 3 раза - германскому, и 2,5 раза - французскому, в 2 раза - британскому. При пересчете объема ВНП на душу населения Россия окажется ниже многих стран Америки.

       Весьма  неблагоприятны позиции России в  мировой торговле. Система внешнеэкономических  связей СССР, строившаяся преимущественно  на критериях идейно-политической целесообразности, а не на рациональных экономических  соображениях, распалась. Оставшаяся в наследство структура торговли со странами Запада была типична для отсталой страны "третьего мира": в 80-х гг. экспорт СССР в развитые страны в основном состоял из сырья и энергоносителей; в импорте, напротив, преобладали готовые, наукоемкие изделия. Особых шансов на быстрое улучшение положения нет.

          Нереальными оказались расчёты на "конверсию" военной промышленности, переориентацию ее на выпуск мирной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Большинство военных предприятий имеет очень узкую специализацию, их переоборудование стоит немалых средств, которыми Россия сейчас не располагает. Возможности сохранить бывшие позиции СССР на мировом рынке оружия также оказались ограниченными. Советский Союз оказывал военную помощь, руководствуясь опять-таки идейно-политическими мотивами, предоставляя ее на льготных условиях или безвозмездно. С другой стороны, переход к торговле оружием не только предполагает заинтересованность в росте очагов конфликтов в мире, но и требует умения конкурировать с производителями оружия стран НАТО, с Китаем, что отнюдь не просто.

       Ограниченные возможности привлечения иностранных инвестиций для решения внутриэкономических проблем. С одной стороны, мешают идейные соображения, опасения "закабаления", как правило, необоснованные, поскольку в современном мире умение привлечь иностранных инвесторов, создать им благоприятные условия оказывается важнейшей предпосылкой собственного ускоренного развития. Эту модель используют США, Западная Европа, отнюдь не попадая в какую-либо "зависимость". Проблема России в ином: в силу нестабильности социально-экономической и политической ситуации, отсутствия четкого законодательства, регламентирующего и защищающего деятельность зарубежных инвесторов, она оказывается для них малопривлекательной. Зарубежные фирмы охотно идут на разовые закупки сырья, энергоносителей, отдельных видов продукции, однако не спешат реализовывать долгосрочные проекты на территории Российской Федерации.

       Не  слишком велико политическое влияние  России на ход мирового развития. Большая  часть союзников СССР по "антиимпериалистической борьбе" либо прекратили свое существование, либо стали искать себе иных покровителей. В любом случае весьма сомнительно, что сохранение союзнических отношений  с режимом М.Кад-дафи в Ливии, С.Хусейна в Ираке, Ф.Кастро на Кубе стало бы политическим активом России. Эти режимы, находящиеся в политической изоляции, нарушающие сложившиеся международно-правовые нормы, права человека, не могут быть союзниками государства, декларирующего свою приверженность этим нормам.

       Обретение новых союзников и партнеров  оказалось серьезной проблемой. Первоначальные расчеты российской дипломатии на возможности партнерства (и даже союзничества) с государствами  НАТО далеко не полностью оправдались. США и их союзники в целом позитивно  восприняли готовность России к сотрудничеству, поддержку, которую она стала  им оказывать на уровне международных  и региональных организаций в  деле урегулирования конфликтов вокруг Кувейта, бывшей Югославии, на Ближнем  Востоке. В то же время очень быстро выяснилось, что в какой-либо активной или самостоятельной роли России Запад не нуждается. Его вполне устраивала пассивная поддержка, особенно отказ  от противодействия его курсу  в Совете Безопасности ООН. Вопрос равноправного  участия России в таких организациях, как НАТО, всерьез практически  не ставится, его рассмотрение сводилось к декларациям о партнерстве. В то же время государства Восточной Европы не только тяготеют к. членству в этих организациях, но и имеют шансы бытьпереориентированны на Запад, что усилит их экономическую и политическую изоляцию от России. Равным образом все более дистанцируются от России государства Балтии, тяготеющие к североевропейскому сотрудничеству. Ограниченно возможности влияния России на арабские и иные исламские государства: Российская Федерация отгорожена от них барьером из суверенных государств, бывших советских республик, которые в большой мере подвержены влиянию с Юга.

       Бесспорно, у России в настоящее время  нет явных противников на международной  арене, хотя с рядом сопредельных государств и существуют относительно малозначимые разногласия по территориальным вопросам. В то же время вне пределов СНГ у России нет и союзников, на поддержку которых она могла бы однозначно рассчитывать. Возможность возникновения внешних вызовов не исключена, хотя она опосредована действиями самой России, в частности развитием ее взаимоотношений с государствами СНГ, ее мерами по поддержанию целостности собственной территории.

       Определёнными возможностями влияния (политического, экономического) Россия обладает лишь в зоне государств СНГ, и именно здесь  она сталкивается с наиболее сложными проблемами. Это и вопросы завершения "раздела" бывшей собственности СССР, и стремление новых независимых государств, сохраняя тесные связи с Россией, искать им "противовесы", и конфликты между странами СНГ или происходящие на их территориях. Россия сталкивается также со стремлением ряда регионов, субъектов Федерации, к развитию отношений с Россией на конфедеративной основе, к их превращению в независимые государства. Объективно, по своему нынешнему статусу, Россия не является более державой с глобальными возможностями и влиянием, ее можно охарактеризовать как крупную региональную державу Евразии, уступающую по экономическому потенциалу Германии, Франции, Англии, Японии, приближающуюся к Китаю, который, однако, намного превосходит её по численности населения и развивается динамичнее.

       Потенциально  Россия располагает преимущественными  возможностями влияния на постсоветском  пространстве и при условии консолидации СНГ она могла бы значительно  повысить свою роль и статус в мировых  делах. На этом пути, однако, существуют серьёзные проблемы. Главной помехой  выступает нерешенность проблем  обеспечения экономического подъема  в самой России, что понижает её ценность как партнера для других государств, в том числе и СНГ. Острота внутренних проблем России, проявляющееся в последнее время  отсутствие гибкости в её политике также скорее могут оттолкнуть от сотрудничества с ней другие государства  СНГ, создать ей неблагоприятный  имидж в глазах мирового сообщества. Так, превращение конфликта по вопросу статуса Чечни в затянувшуюся необъявленную войну способно обострить отношения России с мусульманскими странами. Хотя с международно-правовой точки зрения речь идет о внутреннем конфликте, не дающем основания для участия в нем третьих стран, мировое общественное мнение явно не на стороне России.

       Не  способствуют росту престижа Российской Федерации и ее претензии на особую роль в СНГ, в частности при проведении миротворческих операций. Бесспорно, что степень заинтересованности России в событиях, развивающихся на постсоветском пространстве, виде, чем у других членов мирового сообщества. Однако, с точки зрения последнего, государства СНГ являются признанными суверенными субъектами международного права, которые не могут рассматриваться как чья-либо зона влияния. При фактическом существовании таковых зон большинство стран мира, как правило, воздерживается от открытых деклараций на этот счет.

       В целом формирующийся последнее  время образ России как региональной сверхдержавы с неоимперскими устремлениями, с мечтой о возрождении глобальной роли едва ли содействует решению Россией задач своего внутреннего развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Правосубъектность международных организаций, ее правовые основы

       В начале XXI века в международных отношениях международные организации играют важную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Международные организации как  вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Наиболее распространенным способом является заключение международного договора.

       В настоящее время в науке широко признается положение, что государства, создавая международные организации, наделяют их определенной правоспособностью, признавая за ними способность: иметь права и обязанности; участвовать в создании и применении норм международного права; стоять на страже соблюдения норм международного права. Этим признанием государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Вместе с тем объем их правосубъектности значительно меньше обладаемой государствами - основными субъектами международного права и носит целевой и функциональный характер.

       Международные организации наделяются договорной правоспособностью, то есть вправе заключать  самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Согласно ст. 6 Венской конвенции о праве  договоров между государствами  и международными организациями  или между международными организациями, правоспособность международных организаций  заключать договоры регулируется правилами  этой организации. Пункт 1 ст. 2 указанной  Конвенции разъясняет, что правила  организации означают, в частности, учредительные акты, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а  также установившуюся практику организации.

Информация о работе Надгосударственные политические объединения. Роль России в этих объединениях