Нормативный акт государства и общества Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить понятие и характеристики Конституций, как основного главного нормативного акта государства и общества Республики Казахстан.
Задачи:
Раскрыть понятие, сущность, классификацию конституций.
Рассмотреть основные черты и этапы развития, присущие Конституции Республики Казахстан.
Изучить причины замены Конституции 1993 года, на Конституцию 1995 года.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!.docx

— 99.87 Кб (Скачать файл)

В некоторых конституциях имеются  нормы, регулирующие внешнюю политику государства. Так, отказ от завоевательных войн включен в преамбулу Конституции Франции 1946 г.; конституции Испании и Японии предусматривают отказ от войн как средства политики. В Конституции Индии дана подробная характеристика миролюбивого курса страны в сфере международных отношений. Сходные положения содержатся в тексте конституций Греции, Португалии, Испании.

Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной степенью приближения можно вывести общую закономерность, состоящую в том, что старые конституции обычно более суммарны. Конституции эпохи свободной конкуренции были, по меткому выражению Наполеона, «краткими и туманными». Наиболее типичным примером в этом плане является Конституция Соединенных Штатов Америки, содержащая в себе лишь общие принципы организации центральной государственной власти и распределения компетенции между Союзом и штатами. Подобная лапидарность Основного закона давала возможность управлять более «свободно», дополняя, видоизменяя и переиначивая конституционные предписания с помощью обычных законов, нормативных актов исполнительной власти, толковании. Именно в ходе такого нормотворчества в США была создана «живая конституция», существеннейшим образом отличающаяся от официального конституционного текста.

Конституции, принятые после второй мировой войны, как правило, более  детальны.[1, стр. 36-39; 2, стр.22 ]

 

 

    1. Классификация Конституций.  Принятие и изменение основных законов (Конституций).

 

 

  Ныне   действующие   конституции   имеют   разный   возраст. Это дает основания разделить их на поколения. Исторические обстоятельства принятия  конституций, государственно-правовой опыт, которым обладали страны  и  правоведы, наложили свой отпечаток на каждое из поколений.

 В  наше время сохраняют свое  действие немногие из  конституций   первого поколения - это значительная  часть  ныне  действующей британской  конституции, французская Декларация  прав человека  и  гражданина 1789г.,  конституции  США, Швейцарии  (1874 г.), Бельгии (1831 г.), Норвегии (1814г.), Люксембурга (1868г.). Появление   конституций  первого поколения  ориентировочно можно ограничить  периодом с XVII по конец XIX века.

  Политическая нейтральность, отсутствие в этих конституциях обременительных политических обязательств  и  программ (кроме самых общих  - вроде справедливости, стремления к счастью) позволили им пережить многочисленные политические изменения. В период составления первых  конституций доктрина еще не была в подробностях разработана. Теоретического материала было недостаточно для составления обширных конституционных текстов. Поэтому в первом поколении конституции были довольно лаконичными, краткими, включали необходимые нормы.

Краткость способствовала тому, что  конституции  не слишком ограничивали маневр действующих  политических сил, партий, оставляли  пространство для развития конституционной  практики. Конституционные нормы  не задавали им жестких рамок  и, следовательно, не порождали сильных  антиконституционных движений.[3,стр.136]

  Следующее поколение  конституций  формировалось в период до второй мировой войны. Так, конституция Финляндии принималась частями с 1919 по 1922 г. Усилился процесс унификации, заимствования зарубежного теоретического материала  и  практического опыта.  Конституции  второго поколения стали более развернутыми, подробными и похожими друг на друга. Наиболее выдающимся образцом конституционного творчества стала Веймарская конституция, разработанная профессором Гуго Пройсом и принятая Германией в 1919 г.

  Конституционным новшеством стало закрепление некоторых социально-экономических прав. Это произошло под очевидным влиянием мирового социалистического движения и как реакция на победу большевиков в России.

 В  этот период была конституционно  закреплена современная версия  свободы совести - полная секуляризация, запрет государственной религии. Прежде также признавалась свобода вероисповеданий, действовал режим религиозной терпимости, позволявший человеку сделать духовный выбор, но вопрос о взаимоотношениях церкви и государства не оговаривался, и нередко сохранялась государственная религия.

  Третье поколение составляют  конституции  послевоенного периода. Обращает на себя внимание подробность, с какой они излагаются. Эти  конституции  составляют обширные, иногда весьма торжественные тексты. Не всегда подробность новой  конституции  свидетельствует о политическом легкомыслии ее составителей. Так, конституция Индии учреждалась в правовой системе, на которую оказала сильнейшее влияние английская юридическая традиция. Не удивительно, что казуистический тип нормотворчества отразился  и  на тексте  конституции. Кроме того, после второй мировой войны конституционные стандарты стали более определенными, появилась возможность оценить эффективность испытанных временем институтов  и  норм на примере тех стран, где они применялись. Расширились состав  и  разнообразие политических интересов, согласование которых усложняет конституционное регулирование  и  увеличивает объем конституционных текстов.

 В  частности, стали более разработанными  и  вместе с тем взвешенными,  осторожными положения социальной  направленности. Современные  конституции   нередко декларируют социально-экономические  программы  и  права, но  не стремятся связывать себя  определенными, юридически конкретными  обязательствами. Например, если  закреплено право на труд, то  конституция подразумевает под  ним скорее свободу поиска  работы, выбора профессий  и   некоторое содействие государства,  но не гарантированную занятость   и  зарплату для всех. Эта  особенность новых  конституций   вытекает из обстоятельств самой  эпохи их возникновения. С одной  стороны, катаклизмы XX века показали, что социально-экономические конфликты  нередко угрожают самому существованию  конституционного строя, а с  другой, обремененные социальными  обязанностями государства также  продемонстрировали неустойчивость, а их  конституции  - свою уязвимость.

 Взаимообмен  государственно-правовым опытом  привел к тому, что сходство  конституций  еще больше возросло. Почти все они начинаются с  раздела о правах  и  свободах, провозглашают принцип правового  государства, используют общую  терминологию. Характер конституционного  регулирования стал интернациональным.[3, стр.138]

 В третьем поколении все  конституции  приобрели форму основного закона, тогда  как  в предыдущих многие из них не были консолидированы. Такой была венгерская конституция. А ныне  действующая конституция Финляндии, относящаяся ко второму поколению, до сих пор не оформлена в единый основной закон.

 Особая  группа среди  конституций   третьего поколения сформировалась  в постсоциалистических государствах. Некоторые из таких государств радикально пересмотрели свои прежние " конституции социалистического типа", приведя их в соответствие с общей универсальной традицией. Например, Польша реформировала прежний основной закон и сформировала на основе его текста конституцию. Часть конституционных положений, которые не "уместились" в структуру основного закона, были зафиксированы отдельно путем издания так называемой "Малой конституции " - конституционного закона от 17 октября 1992 г. Малой конституцией была учреждена система высших государственных органов и основы местного самоуправления.

  Другие постсоциалистические государства приняли новые конституции, практически полностью соответствующие сложившимся "стандартам", - обычные конституции европейского континентального типа, относящиеся к третьему поколению.

 Конституции   классифицируются также по структуре  или по форме, в которой они  выражены.

  Большинство  ныне  действующих  конституций   имеют  форму единого систематизированного основного закона. Нормы основного закона могут быть дополнены другими источниками. Например, Конституция Мексиканских соединенных штатов 1924 года действовала в совокупности с Актом учреждения федерации (федеративным договором).

 Существует  группа  конституций, структура  которых образована несколькими  конституционными законами (Израиль,  Канада). В конституцию Финляндии  входят Акт о форме правления  (1919 г.), Закон о высшем суде (1922 г.), Парламентский устав (1928г.), которые  дополнены другими нормами конституционного  содержания; Конституцию Швеции  образуют три  основных  закона (о форме правления, о престолонаследовании  и  о свободе печати).

 В  Великобритании и Новой Зеландии  конституция не имеет определенной  структуры, позволяющей по формальным  признакам отделить ее от других  юридических норм. Логическими приемами  правоведы выделяют группу источников, значение и важность которых  отграничивает их от системы  права. Но в обыденном сознании англичан, в правоприменительной деятельности понятия  конституции  и права совпадают, отождествляются - для "англичан в целом не могло быть разницы между конституцией и системой права", термины "конституционный" и "неконституционный" означали "правый" и "неправомерный".

  Учитывая устойчивость английской правовой системы, ее способность конституировать правопорядок (латинский корень const означает устойчивость, стабильность), указанное отождествление понятий можно считать логичным.

 В государствоведении сложилась традиция, подразделяющая  конституции на "писаные" и "неписаные".[3, стр.139]

Писаная  конституция  - это особый законодательный  акт или несколько нередко  разновременных актов (например, в Финляндии, Швеции), которые официально провозглашены  основными законами данной страны. [27, стр.12]

Неписаная  конституция  - это совокупность различных законов, судебных прецедентов  и обычаев (конвенциональных норм); из-за последних такая конституция и называется неписаной. Эти акты и нормы в своей совокупности закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве основных законов (Великобритания, Новая Зеландия). [4, стр.26]

Неточность  этой классификации заключается  и  в том, что даже в тех странах, где действуют "писаные"  конституции, имеются нестатутные, не имеющие письменной формы источники государственного права. Если же воспринимать термин "неписаная конституция" буквально, то можно прийти к выводу, что конституционные конвенции, прецеденты, доктрины  и толкование присущи только Англии  и Новой Зеландии, а это неверно.

В зависимости  от происхождения  конституции  они  делятся на:  оригинальные  и заимствованные.

  Страны, имеющие оригинальные  конституции, не обязательно применяют только национальный опыт при их создании. Но они совершенно определенно  имеют  собственную конституционную традицию  и  используют ее при составлении  конституций. Такой традицией обладают: Англия, Франция, Германия, Нидерланды, Швейцария, Скандинавские страны, США.  Конституции  этих стран являются в большей или меньшей мере оригинальными.

 Другие  государства развивали государственность  по альтернативному, неконституционному  пути  и  собственную конституционную  теорию  и  практику не сформировали. Кроме того, в ряде стран, находившихся  на ранней стадии политического  развития или задержавшихся в  своем развитии в условиях  колониальной зависимости, устойчивый  правовой  и  политический опыт  вообще не мог появиться.

 Некоторые  из этих стран, желая полностью  или частично принять конституционную  модель государственно-правового  регулирования, воспринимали зарубежный  опыт. Установленные в результате  этого  конституции  являются  в основном заимствованными. Характер  заимствования неодинаков. Это отражается  на содержании  конституций. 

  Заимствование может быть полным,  и  тогда последовательно воспринимаются основные элементы  конституции  какого-либо конкретного государства. Например, текст французской  конституции  почти буквально перенесен в     Кот д'Ивуар. Основные элементы конституционного строя США послужили образцом для составления большинства латиноамериканских  конституций.

  Возможно  и  компиляционное заимствование. В этом случае в  конституции  заложен опыт не одной, а нескольких зарубежных стран. Если в прошлом веке Япония последовательно восприняла германский опыт, то после второй мировой войны образ японской  конституции  стал собирательным, приобрел элементы парламентских монархий европейского типа, американского конституционного надзора. [27]

  Мировая практика выработала несколько  основных  способов принятия  конституций   и  внесения в них изменений. Основные законы, даже неконституционного содержания, устанавливаются обычно с соблюдением процедур, характерных для принятия  конституций.

  Общим правилом, знающим, однако, массу исключений, считается, что конституционные поправки принимаются теми же способами, что  и  сами  конституции.

  Другое правило заключается в том, что любая процедура принятия  конституций   и  иных  основных   законов  является корректной в том случае, если она обеспечивает реализацию учредительной власти. Только субъекты, обладающие учредительной властью, могут утвердить основной закон. Несоблюдение этого правила противоречит самому существу  конституции  и основного закона, является государственно-правовым нарушением. Например, в 1962 г. основной закон Пакистана был октроирован Президентом республики, который учредительной властью не наделен. Субъектами учредительной власти могут считаться носители суверенитета (народ, монарх, иногда - Бог) либо представители суверенов, которые правомочны учреждать династию, перераспределять политическую власть, даровать или закреплять гражданские свободы, устанавливать основы государственности.

  Конституции, формально не выделенные из общей системы права, устанавливаются эволюционно. Они получают признание de facto - субъекты государственно-правовых отношений, прежде всего суверены, прямо или фактически подтверждают свое согласие следовать сложившемуся комплексу конституционных норм.[3, стр.141]

 Основные  законы, в том числе конституционного  содержания, могут быть установлены  или изменены:

1. Учредительным  органом. Это могут быть конституционный  конвент, учредительное собрание, учредительный конгресс, "парламент  в форме конгресса" (Франция), Специальный  народный меджлис (Мальдивы) и другие (в средневековой России - Земский собор; учредительными полномочиями может быть наделена джирга - представительный институт мусульманской общины). Учредительный орган можно определить как собрание представителей народа (сословий), основной или единственной функцией, которого является установление основ государственного строя.

Информация о работе Нормативный акт государства и общества Республики Казахстан