Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель: определить понятие и характеристики Конституций, как основного главного нормативного акта государства и общества Республики Казахстан.
Задачи:
Раскрыть понятие, сущность, классификацию конституций.
Рассмотреть основные черты и этапы развития, присущие Конституции Республики Казахстан.
Изучить причины замены Конституции 1993 года, на Конституцию 1995 года.
С проблемой духовного
упадка связана и проблема правового
нигилизма, которая, по всей видимости,
уходит своими корнями в советское
беззаконие. Правовой нигилизм, наблюдаемый
в нашем обществе, выражается в
девальвации права и
2.3. Черты, отличающие Конституцию Республики Казахстан от других НПА
Конституция Республики Казахстан - основной
главный нормативный акт
Конституция принята народом Казахстана.
Поэтому в Конституции
Из Конституции Республики Казахстан 1993 г. впервые была исключена классовая характеристика народа. В ней уже не было упоминания о рабочем классе, о колхозном крестьянстве и трудовой интеллигенции. Вообще термин «трудящиеся» как в Конституции Казахстана 1993 г., так и Конституции 1995 г., не упоминается. Тем не менее, в обеих Конституциях говорится о народе. Народ в Конституциях Республики Казахстан понимается как целостное социально-политическое явление, включающее все социальные слои населения, этнические диаспоры. Следовательно, понятие «народ» в соответствии с Конституцией Казахстана, во-первых, означает такую общность людей, которая не делится на социальные слои, классы в зависимости от имущественного положения, рода занятия и т. д., что, безусловно, является важным конституционным фактором.
В Конституции государство провозглашено социальным. Это означает, что государство не предоставляет преимуществ ни одной группе населения за счет дискриминации другой. Государство должно заботиться обо всех слоях населения соответственно их социальному положению. Конституция Республики Казахстан признает весь народ без ограничения прав субъектов конституционно-правовых отношений. Во-вторых, многонациональный народ включает казахскую нацию, все другие этнические группы. Это означает, что и казахская нация, составляющая ядро социальной базы государства, всего народа, не имеет привилегий: правовых, политических, социальных, экономических и культурных.
Признание казахского языка государственным не привилегия, а одна из составляющих характеристик государства, которое по форме является национальным. Признание русского языка, официально применяемого, тоже показывает отсутствие привилегий в этой сфере.
Таким образом, признание народа творцом Конституции Республики Казахстан выражает ее сущностную черту. Поэтому Конституция Республики Казахстан 1995 г. начинается словами: «Мы, народ Казахстана... принимаем настоящую Конституцию». Народ Казахстана в результате референдума принял Конституцию. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены и республиканским референдумом. Иначе говоря, народ не только принял Конституцию, он может решать вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Правда, проект изменений и дополнений в Конституцию Президент может передать на рассмотрение Парламента. Но и в этом случае народ не остается в стороне. Парламент - высший представительный орган народа, поэтому он будет принимать изменения и дополнения в Конституцию от имени народа.
Из признания того, что народ
Казахстана является
Учредительный характер Конституции Республики Казахстан обусловливает особый порядок ее принятия и изменения, ее исключительно особую роль в формировании и развитии национальной правовой системы, непререкаемость ее правовых положений для Парламента, Президента, Правительства, для должностных лиц, судебных органов, для граждан. Учредительный характер Конституции Республики Казахстан выражается в том, что все ее нормативные положения признаются непререкаемыми, ни один другой нормативный правовой акт не может признавать нормы Конституции устаревшими, нереальными и т. д. Такая особая черта присуща только Конституции. Мы на это обстоятельство обращаем внимание потому, что иногда считаются признаком хорошего тона легковесная критика конституционных положений, предложения об изменении тех или иных норм Конституции, как будто речь идет о смене перчаток. Такие акции - рудимент прошлой эпохи советского времени, когда чуть ли не на каждой сессии Верховного Совета СССР и Верховного Совета Союзной Республики весьма легко вносились в Конституцию изменения и дополнения. Так случилось с Конституцией Казахской ССР 1978 г., которая, в конце концов, превратилась в некому не нужный декларативный документ.
Разумеется, сказанное не означает,
что отдельные нормы
Такой подход имеет ряд положительных моментов. Во-первых, сохраняется учредительный характер Конституции Республики Казахстан. На самом деле, Конституция Республики Казахстан - не рядовая очередная Конституция уже сложившегося, существующего десятки, сотни лет государства. В соответствии с ней учрежден совершенно новый тип государства, с новыми формами устройства и правления, с новой основой экономического строя общества и т. д. Во-вторых, в силу указанного учредительного характера Конституция Республики Казахстан 1995 г. представляет собой исторический памятник правовой культуры. Такой Конституции никогда не будет. Она порождена историческими изменениями именно современного этапа формирования и развития Казахстанского государства. Поэтому она требует к себе особого бережного отношения, сохранения ее именно в таком виде, в каком принята. В-третьих, особый учредительный характер и историческое значение исключительно важны для формирования уважительного отношения граждан к Конституции как к основному акту, для постоянного поддержания ее авторитета в сознании сменяющих друг друга поколений граждан. Здесь уместно сослаться на Конституцию США, в которой содержится немало давно устаревших положений, тем не менее, она является базой основных актов. Ведь тысячелетия, существующие религиозные писания считаются верующими священными, хотя многие положения их имеют лишь историко-познавательное значение. [21]
Важная особенность
В Конституции не затрагиваются все стороны жизни общества, а регулируются только базовые, фундаментальные основы общественных отношений. В связи с этим уместно рассмотреть один весьма важный вопрос, имеющий методологическое значение.
В советской и постсоветской юридической литературе правоотношения характеризуются как регулируемые правом общественные отношения. Правоведы не сомневаются в правильности этого теоретического положения. Наверное, это объясняется тем, что при социализме ничего частного не было и не признавалось. Все было государственное, общественное. Если подумать более основательно, то при социализме были не только государственные, но и общественные отношения. Тем не менее, почему-то считалось, что право регулирует общественные отношения. Получалось, что государственные отношения поглощались общественными, хотя признавался государственный характер отношений в некоторых отраслях права, например, в государственном и административном праве.
В условиях перехода к капиталистическим отношениям, когда наряду с государственным сектором формируется частный и самое главное - гражданское общество, и государство уже не играет всеобъемлющую роль, необходимо выделять, вычленять две группы отношений:
1)отношения, в которых одной
из сторон выступает
2.4. Основные функции и принципы конституции Республики Казахстан.
Значение Конституции Республики Казахстан в жизни современного общества не исчерпывается характеристикой ее сущности и основных черт и свойств. Конституция является Основным законом не только государства, но и общества, и, следовательно, не только правовым, но и политическим, а также идеологическим документом. В этой связи Конституция Республики Казахстан представляет собой одновременно важнейший социально-политический документ, в котором определены основы внутренней и внешней политики государства, его социальная природа, основные цели и задачи. И Основной закон государства и общества тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем он ближе к общенациональной идее, призванной отражать высшие цели и ценности, базирующиеся на общечеловеческих идеалах и выражающие своеобразие Республики Казахстан. Реализация общественных идеалов, провозглашаемых в Конституции Казахстана, становится обязательной в юридическом смысле и поддерживается всей силой и авторитетом государства.
Как политический документ Конституция Республики Казахстан представляет собой результат социально-политического согласия, общественный компромисс, в котором согласованы политические интересы, представленные различными социальными группами и общественно-политическими объединениями страны. Основной закон государства был принят абсолютным большинством народа республики и представляет собой отражение баланса интересов политических и социальных групп казахстанского общества.
Конституция Республики является также идеологическим документом, так как в ней утверждаются либерально-демократические ценности, объективно необходимые Казахстану для достойного существования и развития в мировом сообществе. Важно отметить, что в Основном законе страны восприняты основополагающие правовые идеи классической демократии, в основе которой лежит государственно-правовая доктрина, обогащенная опытом современного мирового конституционализма. Казахстанский конституционализм по своей мировоззренческой сущности является правовой формой и объективной гарантией цивилизационных ценностей либерально-демократической организации государственной власти, обязательного закрепления прав и свобод человека и гражданина, включая частную собственность и демократические гарантии народного суверенитета[8, стр.13-18] .
Конституция Республики Казахстан как идеологический документ приобретает особую значимость в условиях переходного периода. Дело в том, что она является документом долговременного действия и в силу этого способна соединять поколения казахстанского народа, концентрировать смысл их деятельности на созидательных задачах формирования демократического и правового государства.
Таким образом, Конституция Республики Казахстан является Основным законом государства и общества и одновременно важнейшим политическим и идеологическим документом. Именно в этом заключается основное качество Конституции, которое проявляется не только в юридических свойствах, определяющих ее существование как основополагающего нормативного правового акта, но и в ее социальных функциях, раскрывающих общественное предназначение и способы воздействия на общественные отношения. В этой связи представляется необходимым выделить следующие основные функции Конституции Республики Казахстан: юридическую, политическую и идеологическую.
Юридическая функция Конституции заключается в том, что она занимает центральное место в системе действующею права республики, которое определяется ее особыми юридическими свойствами и важнейшей социально-политической ролью в жизни общества и государства. Приоритетное значение Конституции Республики Казахстан состоит в том, что она как правовой акт высшей юридической силы составляет нормативную базу всего текущего законодательства страны, предопределял его направление и развитие. Являясь важнейшим источником действующего казахстанского права, Конституция также призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с международным правом.
Информация о работе Нормативный акт государства и общества Республики Казахстан