Нормативный акт государства и общества Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить понятие и характеристики Конституций, как основного главного нормативного акта государства и общества Республики Казахстан.
Задачи:
Раскрыть понятие, сущность, классификацию конституций.
Рассмотреть основные черты и этапы развития, присущие Конституции Республики Казахстан.
Изучить причины замены Конституции 1993 года, на Конституцию 1995 года.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!.docx

— 99.87 Кб (Скачать файл)

С проблемой духовного  упадка связана и проблема правового  нигилизма, которая, по всей видимости, уходит своими корнями в советское  беззаконие. Правовой нигилизм, наблюдаемый  в нашем обществе, выражается в  девальвации права и законности, игнорировании законов или в  недооценке их регулирующей, социальной роли и проявляется в различных  формах: от равнодушного, скептического  отношения к роли и значению права, граничащего с полным неверием в  его возможности, до явно негативного  отношения к нему. Правовой нигилизм и беззаконие - две стороны одной  медали, одно порождает другое. Образуется замкнутый круг: если граждане не знают  своих прав и легальной процедуры  их защиты, то это создает почву  для злоупотреблений. И если народ  не пробудится от своего правового  невежества, то демократическое справедливое государство в Казахстане останется  надолго лишь идеей. При осуществлении  дальнейшего реформирования нельзя забывать о том, что условием успешной практической реализации конституционной  модели казахстанской правовой государственности  является её стабильность и долгосрочность.[17; 18; 28]

 

 

2.3. Черты, отличающие Конституцию Республики Казахстан от других НПА

 

 

Конституция Республики Казахстан - основной главный нормативный акт государства  и общества, вставшего на путь демократического, цивилизованного развития. Конституция  содержит в себе громадный политико-правовой заряд, который активизирует все  стороны общественной жизни. Конституция  устанавливает государственный  и общественный строй, принципы их организации и функционирования с ориентацией на перспективу. В ней закрепляется конституционный статус человека и гражданина, всего народа как источника и социальной базы государства. Конституция является источником не только конституционного права, но и всех отраслей национального права. Поэтому ей присущи такие черты, которыми не обладают другие нормативные правовые акты. [20]

Конституция принята народом Казахстана. Поэтому в Конституции выражается воля народа, что характеризует ее сущность. При социализме также считалось, что Конституция выражает волю народа. При этом особенно подчеркивалось, что народ состоит из трудящихся - рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. Такая характеристика народа основывалась на классовом подходе к любому социальному явлению, характерном для марксизма-ленинизма.[21]

Из Конституции Республики Казахстан 1993 г. впервые была исключена классовая  характеристика народа. В ней уже  не было упоминания о рабочем классе, о колхозном крестьянстве и трудовой интеллигенции. Вообще термин «трудящиеся» как в Конституции Казахстана 1993 г., так и Конституции 1995 г., не упоминается. Тем не менее, в обеих Конституциях говорится о народе. Народ в Конституциях Республики Казахстан понимается как целостное социально-политическое явление, включающее все социальные слои населения, этнические диаспоры. Следовательно, понятие «народ» в соответствии с Конституцией Казахстана, во-первых, означает такую общность людей, которая не делится на социальные слои, классы в зависимости от имущественного положения, рода занятия и т. д., что, безусловно, является важным конституционным фактором.

В Конституции  государство провозглашено  социальным. Это означает, что государство не предоставляет преимуществ ни одной группе населения за счет дискриминации другой. Государство должно заботиться обо всех слоях населения соответственно их социальному положению. Конституция Республики Казахстан признает весь народ без ограничения прав субъектов конституционно-правовых отношений. Во-вторых, многонациональный народ включает казахскую нацию, все другие этнические группы. Это означает, что и казахская нация, составляющая ядро социальной базы государства, всего народа, не имеет привилегий: правовых, политических, социальных, экономических и культурных.

Признание казахского языка государственным  не привилегия, а одна из составляющих характеристик государства, которое по форме является национальным. Признание русского языка, официально применяемого, тоже показывает отсутствие привилегий в этой сфере.

Таким образом, признание народа творцом  Конституции Республики Казахстан  выражает ее сущностную черту. Поэтому Конституция Республики Казахстан 1995 г. начинается словами: «Мы, народ Казахстана... принимаем настоящую Конституцию». Народ Казахстана в результате референдума принял Конституцию. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены и республиканским референдумом. Иначе говоря, народ не только принял Конституцию, он может решать вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Правда, проект изменений и дополнений в Конституцию Президент может передать на рассмотрение Парламента. Но и в этом случае народ не остается в стороне. Парламент - высший представительный орган народа, поэтому он будет принимать изменения и дополнения в Конституцию от имени народа.

 Из признания того, что народ  Казахстана является единственным субъектом, принимающим Конституцию, вытекает ее учредительный характер. Народ Казахстана является единственным источником государственной власти в стране и носителем суверенитета. Поэтому он обладает учредительной властью. Именно посредством Конституции народ Казахстана учредил государство, определил формы его правления и устройства, основы социально-экономического строя, статуса человека и гражданина. Только народ, а от имени народа - Парламент может внести изменения в основы устройства государства. В то же время в Конституции закреплены стабильность, неизменяемость наиболее существенных моментов государственности. Это унитарная форма государственного устройства, президентская форма правления и территориальная целостность.[24]

Учредительный характер Конституции  Республики Казахстан обусловливает особый порядок ее принятия и изменения, ее исключительно особую роль в формировании и развитии национальной правовой системы, непререкаемость ее правовых положений для Парламента, Президента, Правительства, для должностных лиц, судебных органов, для граждан. Учредительный характер Конституции Республики Казахстан выражается в том, что все ее нормативные положения признаются непререкаемыми, ни один другой нормативный правовой акт не может признавать нормы Конституции устаревшими, нереальными и т. д. Такая особая черта присуща только Конституции. Мы на это обстоятельство обращаем внимание потому, что иногда считаются признаком хорошего тона легковесная критика конституционных положений, предложения об изменении тех или иных норм Конституции, как будто речь идет о смене перчаток. Такие акции - рудимент прошлой эпохи советского времени, когда чуть ли не на каждой сессии Верховного Совета СССР и Верховного Совета Союзной Республики весьма легко вносились в Конституцию изменения и дополнения. Так случилось с Конституцией Казахской ССР 1978 г., которая, в конце концов, превратилась в некому не нужный декларативный документ.

Разумеется, сказанное не означает, что отдельные нормы Конституции  не могут подвергаться эрозии времени, не могут перестать соответствовать  изменившимся общественным отношениям. Общественные отношения находятся в постоянном движении, изменении и поэтому обусловливают необходимость изменения конституционных норм. Такой процесс характерен особенно для общества переходного типа. Именно в таком обществе происходят быстрее и чаще коренные изменения. Этот процесс не может не влиять на состояние Конституции. Имея это в виду, надо извлечь уроки из прошлого. Для того чтобы обеспечить стабильность Конституции, ее высокий авторитет, следует изменения и дополнения в Конституцию в случае возникновения такой потребности оформлять и принимать как особый самостоятельный нормативный акт, который можно прилагать к Конституции.

Такой подход имеет ряд положительных  моментов. Во-первых, сохраняется учредительный  характер Конституции Республики Казахстан. На самом деле, Конституция Республики Казахстан - не рядовая очередная Конституция уже сложившегося, существующего десятки, сотни лет государства. В соответствии с ней учрежден совершенно новый тип государства, с новыми формами устройства и правления, с новой основой экономического строя общества и т. д. Во-вторых, в силу указанного учредительного характера Конституция Республики Казахстан 1995 г. представляет собой исторический памятник правовой культуры. Такой Конституции никогда не будет. Она порождена историческими изменениями именно современного этапа формирования и развития Казахстанского государства. Поэтому она требует к себе особого бережного отношения, сохранения ее именно в таком виде, в каком принята. В-третьих, особый учредительный характер и историческое значение исключительно важны для формирования уважительного отношения граждан к Конституции как к основному акту, для постоянного поддержания ее авторитета в сознании сменяющих друг друга поколений граждан. Здесь уместно сослаться на Конституцию США, в которой содержится немало давно устаревших положений, тем не менее, она является базой основных актов. Ведь тысячелетия, существующие религиозные писания считаются верующими священными, хотя многие положения их имеют лишь историко-познавательное значение. [21]

 Важная особенность Конституции  заключается и в том, что  она является Основным законом,  с одной стороны, государства, а с другой - общества. Это связано со статусом народа как источника государственной власти и как социальной базы (носителя) общества. Конституция учреждает государство со всеми его атрибутами. Она закрепляет его суверенитет со всеми его элементами: территорией, верховной властью, гражданством, самостоятельным законодательством и т. д. В нормах Конституции заложены основы взаимоотношений государства, государственных органов с обществом, общественными институтами. В Конституции определены основы общественного строя: экономические, организационные, социальные, духовные, личностные. Поэтому не только государство, его институты черпают положения, идеи в Конституции. Наряду с этим общество, его составляющие должны основывать свою деятельность на Конституции. Отдельные законы могут иметь отношение к тем или иным общественным институтам: к политическим партиям, религиозным, культурным объединениям и т. д. Нормативные положения Конституции, запрещающие создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, действуют прямо и непосредственно. Поэтому правоохранительные органы непосредственно руководствуются Конституцией, когда принимают меры против подобных явлений.

В Конституции не затрагиваются  все стороны жизни общества, а регулируются только базовые, фундаментальные основы общественных отношений. В связи с этим уместно рассмотреть один весьма важный вопрос, имеющий методологическое значение.

В советской и постсоветской  юридической литературе правоотношения характеризуются как регулируемые правом общественные отношения. Правоведы не сомневаются в правильности этого теоретического положения. Наверное, это объясняется тем, что при социализме ничего частного не было и не признавалось. Все было государственное, общественное. Если подумать более основательно, то при социализме были не только государственные, но и общественные отношения. Тем не менее, почему-то считалось, что право регулирует общественные отношения. Получалось, что государственные отношения поглощались общественными, хотя признавался государственный характер отношений в некоторых отраслях права, например, в государственном и административном праве.

В условиях перехода к капиталистическим  отношениям, когда наряду с государственным сектором формируется частный и самое главное - гражданское общество, и государство уже не играет всеобъемлющую роль, необходимо выделять, вычленять две группы отношений:

1)отношения, в которых одной  из сторон выступает государство; такие отношения, по нашему мнению, следует называть государственно-правовыми отношениями. Таковыми, думается, являются отношения, связанные с властью и подчинением и с реализацией политических прав; 2) отношения чисто общественные, в которых государственные институты не принимают участие. Это чисто общественные отношения, регулируемые правом. Но к этим отношениям Конституция имеет прямое касательство, поскольку устанавливает правовую основу. Примером является пункт 1 статьи 13 Конституции Республики Казахстан, в котором признается правосубъектность каждого. Это свидетельствует, что каждый человек в отдельности, любое объединение граждан могут найти правовую защиту непосредственно в Конституции. Правоохранительные органы, защищая права и свободы граждан, а также граждане, их объединения могут не только опираться, но и ссылаться на Конституцию. В то же время от граждан, их объединений, всех общественных институтов требуется уважительное отношение к Конституции. Нарушение норм Конституции есть покушение на узаконенную волю многонационального народа Казахстана[24]

 

 

2.4. Основные функции и принципы конституции Республики Казахстан.

 

 

Значение Конституции  Республики Казахстан в жизни  современного общества не исчерпывается  характеристикой ее сущности и основных черт и свойств. Конституция является Основным законом не только государства, но и общества, и, следовательно, не только правовым, но и политическим, а также идеологическим документом. В этой связи Конституция Республики Казахстан представляет собой одновременно важнейший социально-политический документ, в котором определены основы внутренней и внешней политики государства, его социальная природа, основные цели и задачи. И Основной закон государства и общества тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем он ближе к общенациональной идее, призванной отражать высшие цели и ценности, базирующиеся на общечеловеческих идеалах и выражающие своеобразие Республики Казахстан. Реализация общественных идеалов, провозглашаемых в Конституции Казахстана, становится обязательной в юридическом смысле и поддерживается всей силой и авторитетом государства.

Как политический документ Конституция Республики Казахстан  представляет собой результат социально-политического согласия, общественный компромисс, в котором согласованы политические интересы, представленные различными социальными группами и общественно-политическими объединениями страны. Основной закон государства был принят абсолютным большинством народа республики и представляет собой отражение баланса интересов политических и социальных групп казахстанского общества.

Конституция Республики является также идеологическим документом, так  как в ней утверждаются либерально-демократические  ценности, объективно необходимые Казахстану для достойного существования и развития в мировом сообществе. Важно отметить, что в Основном законе страны восприняты основополагающие правовые идеи классической демократии, в основе которой лежит государственно-правовая доктрина, обогащенная опытом современного мирового конституционализма. Казахстанский конституционализм по своей мировоззренческой сущности является правовой формой и объективной гарантией цивилизационных ценностей либерально-демократической организации государственной власти, обязательного закрепления прав и свобод человека и гражданина, включая частную собственность и демократические гарантии народного суверенитета[8, стр.13-18] .

Конституция Республики Казахстан как идеологический документ приобретает особую значимость в условиях переходного периода. Дело в том, что она является документом долговременного действия и в силу этого способна соединять поколения казахстанского народа, концентрировать смысл их деятельности на созидательных задачах формирования демократического и правового государства.

Таким образом, Конституция  Республики Казахстан является Основным законом государства и общества и одновременно важнейшим политическим и идеологическим документом. Именно в этом заключается основное качество Конституции, которое проявляется не только в юридических свойствах, определяющих ее существование как основополагающего нормативного правового акта, но и в ее социальных функциях, раскрывающих общественное предназначение и способы воздействия на общественные отношения. В этой связи представляется необходимым выделить следующие основные функции Конституции Республики Казахстан: юридическую, политическую и идеологическую.

Юридическая функция Конституции заключается в том, что она занимает центральное место в системе действующею права республики, которое определяется ее особыми юридическими свойствами и важнейшей социально-политической ролью в жизни общества и государства. Приоритетное значение Конституции Республики Казахстан состоит в том, что она как правовой акт высшей юридической силы составляет нормативную базу всего текущего законодательства страны, предопределял его направление и развитие. Являясь важнейшим источником действующего казахстанского права, Конституция также призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с международным правом.

Информация о работе Нормативный акт государства и общества Республики Казахстан