Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель: определить понятие и характеристики Конституций, как основного главного нормативного акта государства и общества Республики Казахстан.
Задачи:
Раскрыть понятие, сущность, классификацию конституций.
Рассмотреть основные черты и этапы развития, присущие Конституции Республики Казахстан.
Изучить причины замены Конституции 1993 года, на Конституцию 1995 года.
Порождали напряженность
в обществе и положения Конституции
1993 г. о гражданстве РК. Возражения
вызывала конституционная норма, устанавливавшая,
что за всеми гражданами Республики,
вынужденно покинувшими ее территорию,
а также за казахами, проживающими
в других государствах, признается
право иметь гражданство РК
наряду с гражданством других государств
(ст. 4 Конституции РК 1993 г.).
С точки зрения русскоязычного населения
данная норма носила явно дискриминационный
характер по национальному признаку
и вызывала у них недоумение. Эта
часть населения требовала
Среди причин принятия новой
Конституции РК следует назвать
и необходимость судебной реформы.
Конституция РК 1993 г. консервировала
прежнюю судебную систему, не содержала
основ для создания истинно независимого
суда. К примеру, в ст. 100 Конституции
РК 1993 г. устанавливалось, что
срок полномочий судей 10 лет, тогда
как общемировая практика свидетельствует,
что пожизненная должность
Вообще, считается, что для транзитных обществ более приемлемой является французская модель конституционной юстиции - Конституционный совет, осуществляющий предварительный контроль над соблюдением норм Конституции, не обладающий правом самостоятельно возбуждать дела и не рассматривающий конкретные судебные споры. Но одним из судьбоносных и, пожалуй, самых главных вопросов, не решенных Конституцией РК 1993 г., явилась проблема организации высших органов государственной власти. По нашему мнению, к противоречиям Конституции РК 1993 г. в сфере организации властных структур можно отнести следующие:
- неадекватную условиям
переходного периода модель
- противоречия, недоработки
при определении
- не проработанность механизма разрешения конфликтов между ветвями власти.
В суверенном Казахстане исполнительная
власть как самостоятельная ветвь
стала складываться с начала 90-х
г.г. На первоначальных этапах исполнительная
власть в Казахстане формировалась
под эгидой Президента. Необходимость
подчинения исполнительной власти главе
государства была обусловлена рядом
факторов. С обретения суверенитета
республиканские органы управления
столкнулись с совершенно новыми
для них задачами и проблемами.
При этом именно на Президента РК как
главу исполнительной власти возлагалась
ответственность наметить основные
ориентиры дальнейшего развития
государства, как в сфере экономики,
так и политики. Поэтому на начальном
этапе независимого развития Казахстана
такой статус Президента РК был обусловлен
исторической необходимостью. Но постепенно
по мере стабилизации и упорядочения
управленческого процесса практика
стала выявлять, что указанный
статус Президента приводит к ослаблению
ответственности исполнительных органов
за ходом реформ. Правительство РК
не представляло тогда собой целостной
команды. Его изнутри «раздирали»
внутренние противоречия, разногласия
между макроэкономическими, микроэкономическими,
социальными и отраслевыми
Существенные недоработки,
противоречия имелись и в конституционных
основах местных органов
Данные условия привели к противостоянию глав администраций и Советов народных депутатов, каждый из которых пытался доказать свое первенство в местном управлении. Сложившаяся ситуация на местах негативно сказывалась на уровне реформ, приводила к конфликтности, которая в любой момент могла привести к открытым вооруженным столкновениям, к расколу общества.
В первой Конституции суверенного
Казахстана получила закрепление модель
«жесткого» разделения власти, основанная
на базовых принципах классической
президентской формы правления:
Президент является главой исполнительной
власти, который также как и
законодательная власть избирается
народом. Таким образом, данные ветви
власти избирались независимо друг от
друга, обладали собственным источником
легитимности, и поэтому в своей
деятельности были независимы друг от
друга. Это приводило к
Как известно, президентская
форма правления отличается стабильностью
исполнительной власти, поскольку здесь
Парламент не вправе сместить Правительство,
но и Президент не может распустить
Парламент. Однако здесь членов Правительства
и отдельных министров
Все вышеперечисленные
Но в любом случае между
законодательной и
Президент Республики Казахстан 12 октября 1993 г. на сессии Верховного Совета выступил с докладом о социально-экономическом положении в стране и активизации проводимых реформ. В своем докладе он обратил внимание на серьёзные трудности, переживаемые экономикой Казахстана и очертил основные направления по их преодолению. Углубление кризиса в финансовой сфере обусловило следующий шаг Правительства РК: осуществляется либерализация цен и с 15 ноября 1993 г. в Казахстане вводится национальная валюта - тенге.
Экономический кризис продолжал
нарастать. Для выхода из него Правительство
выносит на рассмотрение Парламента
свою новую антикризисную программу.
Анализ событий того времени позволяет
заключить, что конструктивного
взаимодействия ветвей власти не получилось.
Неэффективность разработанной
Правительством антикризисной программы
стала очевидной. Это вызвало
очередную более серьёзную
Президент РК 11 марта 1995 г. предпринял очередную попытку предотвратить политический кризис: он обратился в Конституционный суд за разъяснением, относится ли решение Конституционного суда от 6 марта 1995 г. к Верховному Совету в целом или только к выборам по Абылайхановскому избирательному округу. В тот же день Конституционный суд вынес дополнительное определение, в котором подтвердил нелегитимность Верховного Совета, а также вынес решение о вступлении в силу Закона от 10 декабря 1993 г. «О временном делегировании полномочий Парламента Президенту и главам местных администраций» на период до избрания нового Парламента. В этой ситуации Президенту РК пришлось издать Указ о мерах, вытекающих из постановления Конституционного суда. В тот же день Правительство подало в отставку.
В соответствии с Указом
Президента РК от 29 апреля 1995
г. прошел всенародный референдум, в
ходе которого народ выразил поддержку
курса Президента. Заручившись народной
поддержкой, Президент РК стал предпринимать
более уверенные шаги. 22 мая 1995
г. главой государства был создан
Экспертно-Консультативный
Подготовленный к июлю 1995 г. проект Конституции выносится на всенародное обсуждение, в результате которого было внесено 31.886 предложений и замечаний. Сегодня можно констатировать, что действующий Основной закон Республики Казахстан как проявление принципов права, создавался в обстановке сопровождаемой жестким противодействием различных социальных сил. И сегодня, идя по пути поиска механизмов проведения преобразований, необходимо учитывать эти факторы и находить наиболее приемлемые решения, которые позволят сформировать сильную государственную власть и одновременно развивать демократические процессы в Казахстане. Да, Конституция Республики Казахстан 1995 г. на основе учета сложившихся политико-правовых реалий, заложила основы для формирования собственной казахстанской конституционной модели правового государства.
Однако действующая
уровень экономической преступности
и коррупции. Наиболее пораженными
коррупционным правонарушениям
в Казахстане, по мнению практиков,
являются сферы инвестирования, использования
бюджетных средств, государственных
и негосударственных пенсионных
фондов, приватизации, государственных
материальных ресурсов, объекты
Информация о работе Нормативный акт государства и общества Республики Казахстан