Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель: определить понятие и характеристики Конституций, как основного главного нормативного акта государства и общества Республики Казахстан.
Задачи:
Раскрыть понятие, сущность, классификацию конституций.
Рассмотреть основные черты и этапы развития, присущие Конституции Республики Казахстан.
Изучить причины замены Конституции 1993 года, на Конституцию 1995 года.
Политическая функция Конституции Республики Казахстан - это отражение расстановки политических сил в обществе, юридическое закрепление баланса их интересов и создание на этой основе прочных гарантий политическом стабильности общества. В связи с тем, что в Конституции закреплен принцип политического плюрализма, социально-политическая жизнь казахстанского общества развивается на основе разнообразия политических идеологий и мнений. Политический плюрализм выражается и в формировании реальной многопартийности в Казахстане. Основной закон определяет правовые основы функционирования и развития казахстанской политической системы и ее институтов, а также характер взаимоотношений государства и общественных объединений, политических партий, принципы их сотрудничества в решении политически значимых вопросов.
Идеологическая функция Конституции Республики Казахстан заключается в том, что она как идейно-политический документ призвана способствовать росту правосознания и повышению уровня правовой культуры общества, государственных органов и должностных лиц. Воспитательное воздействие Конституции Казахстана строится на признании ее идеологического многообразия. Основной закон выполняет и особую воспитательную задачу - миссию коренного разрыва с тоталитарным прошлым. Дело в том, что бывшие советские конституции были тесно связаны с классовым, марксистско-ленинским мировоззрением и в этом смысле испытали на себе мощное воздействие партийно-политических догм и стереотипов. Обществу потребуется еще длительное время, чтобы полностью избавиться от прошлого, связанного с влиянием коммунистической идеологии. Именно поэтому Конституция Республики Казахстан служит идеологической основой для развития казахстанской государственности, формирования правового и демократического государства, соответствующего как общечеловеческим, так и национальным представлениям о праве и демократии, обеспечении прав человека и справедливом правопорядке.
Под принципами Конституции Республики Казахстан понимаются исходные и руководящие начала и положения, определяющие наиболее существенные черты и качественные свойства, а также социальное предназначение Конституции как Основного закона государства и общества, обусловливающие непосредственное содержание ее норм и институтов и способы их организации. Принципы Конституции имеют важное значение для общества и государства и в конечном итоге обусловливаются социально-экономическими, политическими, международными факторами, сложившимися к моменту ее принятия, а также стратегическими идеями развития страны.[9, стр.18]
Принципы Конституции
Понятие "принципы Конституции" не следует смешивать с понятием "принципы, установленные (зафиксированные) в Конституции". Так, в Конституции Республики Казахстан закреплен целый ряд основополагающих принципов: принципы деятельности республики (п. 2 ст. 1), принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви (п. 4 ст. 3) и др. Безусловно, все эти принципы, установленные в Конституции, имеют определяющее значение для полноправного и эффективного функционирования всего общества и государства. Речь идет, прежде всего, об основополагающих принципах деятельности Республики Казахстан: общественном согласии и политической стабильности, экономическом развитии на благо всего народа, казахстанском патриотизме, решении наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами (п. 2 ст. 1).
Вместе с тем, на наш взгляд, в данном случае допускается смешение понятий "принципы Конституции" как руководящие (исходные) начала содержащихся в тексте Конституции положений с принципами, которые устанавливаются Основным законом в связи с организацией и деятельностью государственных органов и общественных институтов Республики Казахстан. Нет сомнения в том, что эта категория принципов имеет чрезвычайно важное значение, а их конституционное закрепление придает им еще большую социально-политическую и нормативную значимость. Но все же вышеуказанные принципы не должны смешиваться с принципами Конституции как исходными началами, руководящими идеями, определяющими ее основное содержание, форму и социальное предназначение.
Основные принципы Конституции, как правило, не конкретизированы в ее правовых предписаниях, но, тем не менее, воплощены в непосредственном содержании ее преамбулы и разделов. В современной западной конституционной доктрине "признается, что Конституцию составляют не только нормы, содержащиеся в ее тексте, но такие принципы и идеи, которые не определены прямо ни в одном конституционном положении, но вытекают из их совокупности, из общего смысла и значения" [10, стр.97]. Именно, благодаря конституционным принципам Конституции присуща высокая степень нормативного обобщения. Важно отметить, что принципы Конституции являются относительно более устойчивыми по сравнению с ее предписаниями, предназначенными регулировать конкретные общественные отношения (например, нормами Конституции, регулирующими правовой статус высших органов государства). Вышеуказанные нормы могут изменяться, но только строго в соответствии с относительно стабильными принципами Конституции республики, например, принципами народного суверенитета, гуманизма, конституционной законности и др. Если же конкретные предписания Конституции не будут соответствовать ее принципам, возникает противоречие, которое может быть преодолено опять-таки посредством приведения этих норм в соответствие с ее принципами.
Основные принципы Конституции включают не только конституционно-правовые, но и важнейшие социально-политические категории, которым Основной закон придает правовое значение. В этой связи критерием классификации основных принципов Конституции является не только ее конституционно-правовое, но и социально-политическое содержание, выраженное в ее нормах. Дело в том, что принципы Конституции объективно обусловлены характером социально-политических отношений и отражают общие закономерности функционирования и развития Республики Казахстан как формирующегося конституционного государства. Вместе с тем ее основные принципы имеют определяющее воздействие на весь ход социально-политических отношений, а также первостепенное значение при формулировании принципов отраслей действующего права республики.
На основании вышеизложенного
к основным принципам Республики
Казахстан могут быть отнесены следующие:
1) принцип народного
Принцип народного суверенитета означает принадлежность государственной власти в республике народу Казахстана и верховенство народа в осуществлении власти через формы непосредственной (республиканский референдум и свободные выборы) и представительной (делегирование осуществления власти народом государственным органам) демократии. Принцип народного суверенитета является исходным началом для самого Основного закона. Именно поэтому в пунше 1 статьи 1 Конституции устанавливается, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим государством. Этой руководящей идее подчинено и содержание статьи 3 Конституции, согласно которой "единственным источником государственной власти является народ".
Таким образом, народный суверенитет составляет основу государственного суверенитета и реален лишь во взаимосвязи с народным представительством. Вместе с тем реальность народного суверенитета, как показывает политическая практика, зависит от подготовленности народа к осуществлению политической власти, степени его участия в управлении государственными делами. Идея подлинного народовластия находит свое выражение и в закреплении основных прав и свобод граждан, в конституционных принципах организации и деятельности органов государства и вообще во всем тексте Основного закона страны.
Принцип конституционной законности означает, прежде всего, обеспечение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми субъектами права Конституции и конституционного законодательства Республики Казахстан. Важно отметить, что идеями законности практически пронизано все ее содержание. Конституционная законность представляет собой совокупность политико-правовых явлений, которая характеризует процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения Конституции и законов Республики Казахстан. Принцип законности коренится в самой природе Республики Казахстан как формирующегося конституционного государства и распространяется на все формы и методы его деятельности. В этой связи принцип законности действует не только в сферах конституционного правотворчества и исполнения норм Конституции, но и является правовой основой нормальной жизни общества и государства ''.[11]
Принцип законности служит целям охраны и защиты прав и законных интересов граждан, общественных объединений, укрепления дисциплины и общественного порядка. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан органы государства, должностные лица в своей деятельности должны строго подчинятся ее нормам, сознательно и неуклонно их исполнять. Так, в пункте 4 статьи 3 Конституции записано, что государственная власть в Республике осуществляется на основе Конституции и законов. Важную роль в обеспечении конституционной законности играют высшие органы государства: Президент республики как символ и гарант незыблемости Конституции; Парламент; Конституционный Совет республики, обеспечивающий верховенство Конституции; Парламент и Правительство республики. Укреплению конституционной законности служит также деятельность органов суда и прокуратуры республики. В числе правовых гарантий конституционной законности необходимо назвать принесение присяги Президентом республики, депутатами Парламента, членами Конституционного Совета и Правительства республики; право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; ответственность должностных лиц за нарушение норм Конституции и конституционного законодательства и т.п.
Принцип гуманизма означает, что Республика Казахстан, признана» в каждом индивиде высокое достоинство личности, утверждает высшей ценностью государства человека, его жизнь, права и свободы (п. 1 ст. 1). Статьи Основного закона пронизаны гуманистическими идеалами, нацеленными на отстаивание достоинства человека. Так, раздел II "Человек и гражданин" Конституции Республики Казахстан, посвященный основам правового статуса человека и гражданина, открывается перечень не социальных, а личных прав и свобод, утверждающих достоинство человека, его честь и репутацию. В соответствии с принципом гуманизма личности предоставляются такие права и возлагаются на нее такие обязанности, которые обеспечивают ее достоинство, всестороннее физическое и духовное развитие и удовлетворение материальных и культурных потребностей.
Гуманизм, являясь основополагающим
принципом Основного закона, находит
свое воплощение в конституционных
положениях о признании прав и
свобод человека абсолютными и неотчуждаемыми,
о равенстве прав и свобод человека
и гражданина, равенстве всех перед
законом и судом и др. В соответствии
с принципом гуманизма и в
соответствии с Конституцией Республики
Казахстан гарантируется
Принцип стабильности означает, что Конституция Республики Казахстан является нормативным правовым актом долговременного действия, положения которого имеют устойчивый характер, и вытекает из ее особой роли как центрального стабилизирующего ядра действующего права страны. В правовой литературе этот принцип обычно объясняется положениями об особом порядке ее принятия и изменения, однако стабильность Конституции определяется, прежде всего, ее сущностью как политико-правового акта, закрепляющего основополагающие, фундаментальные отношения и связи в обществе. Стабильность Основного закона обусловлена природой общественного и государственного устройства республики, устойчивостью всей социальной системы казахстанского общества, определенностью отношений между личностью и государством. Отсюда вытекает, что стабильность положений Конституции зависит от устойчивости общественных отношений, являющихся предметом конституционного регулирования. Да и мировая конституционная практика показывает, что нестабильность конституций, в частности государств Афро-Азиатского региона, прежде всего, обусловливается нестабильностью регулируемых ими общественных отношений.
Таким образом, при внесении изменений и дополнений в Конституцию важно учитывать характер стабильности общественных отношений, подлежащих отражению и закреплению в Основном законе. Известный французский ученый М. Лесаж справедливо отмечал, что лучшим автором изменений в конституции является сама практика. Изменения в конституцию необходимо вносить тогда, когда уже невозможно решить проблему другими средствами[12, стр.17].
Принцип единства и разделения государственной власти означает, прежде всего, что по субъекту и источнику, по волевому содержанию и предназначению государственная власть в Республике Казахстан является единой. Это власть народа республики, закрепленная в пункте 1 статьи 3 Конституции Республики Казахстан, согласно которому народ признается единственным источником государственной власти. Все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, - действуя от имени народа и государства, обязаны проводить единую государственную политику и руководствоваться Конституцией и законодательством республики, в которых выражена воля казахстанского народа.
Принцип единства государственной власти не исключает создания различных видов государственных органов, выполнения ими различных функций по осуществлению единой государственной власти. Разделение государственной власти на три основные ветви означает такое разграничение компетенции органов государства, когда все ветви власти являются верховными и самостоятельными в отведенных им Конституцией и законодательством республики сферах деятельности, т.е. единораздельная целостность государственной власти в Республике Казахстан в контексте конституционных положений и норм означает функциональное ее разделение, не отрывающее частей от целого[13, стр.237], все три ветви власти представляют подсистемы единой государственной власти[14, стр.7]. В целом разделение власти на три ветви направлено на недопущение обратной "склейки" института власти, субъекта власти и отношений власти, ведущей к насилию, подавлению и произволу[15, стр.18].
Информация о работе Нормативный акт государства и общества Республики Казахстан