Органы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Тема «Органы государства» достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства – это звено, элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.
Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему
государственных органов, наделенных властными полномочиями.
Власть - это качество и степень возможности политического деятеля (единоличного или коллективного) побуждать до определённой степени и в течение определённого времени одного или нескольких действующих лиц думать (или не думать), делать что-либо (или не делать).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие и особенности государственного межанизма…………………..5
1.1. Понятие органа государства и его признаки…………………..5
1.2. Принципы организации деятельности органов государственной власти…………………………………………………………………...9
2. Виды органов государства……………………………………………….19
2.1. Класификация органов государственной власти…………….19
2.2. Органы исполнительной власти………………………………23
2.3. Органы законодательной власти……………………………..33
2.4. Органы судебной власти………………………………………39
3. Контрольно- надзорные органы государственной власти……………48
Заключение………………………………………………………………….51
Список использованной литературы……………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОАЯ органы государства.docx

— 120.44 Кб (Скачать файл)

    Другим  исходным фактором является федеративное устройство России. Как говорилось, оно порождает «двойственность» государственной власти, которая с учетом ее иерархии принадлежит и федерации, и ее субъектам. О государственной власти Федерации, органах государственной власти говорится во многих статьях Конституции РФ (ст. 3, 7, 11 и др.). Государственная власть субъектов РФ также упоминается в ряде статей Конституции РФ (ст. 5, 11, 66, 68, 73 и др.), во все конституциях и уставах субъектов РФ (например, ст. 4, 6 и др. Конституции Республики Дагестан 1994 г., ст. 3 и др. Устава Саратовской области 1995 г., ст. 4 Устава Чукотского автономного округа 1997 г.). Существование на одной территории двух государственных властей предполагает их размежевание. Каждая из них имеет свою сферу деятельности (а также совместную сферу). Это - размежевание по уровням государственной власти, вертикальное разделение властей, сочетающееся в России с совместной компетенцией. Оно обусловливает многие особенности в структуре и деятельности государственной власти ) на федеральном уровне, и на уровне ее субъектов.

    Третий  фактор - это необходимость осуществления единой государственной власти в демократическом государстве различными видами органов во избежание концентрации власти в одних руках. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляете на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это означает разделение государственной власти по видам деятельности, горизонтальное разделение властей.

Вместе  с тем объективно обусловлены  не только размежевания государственной  власти на разных уровнях и по видам, но и единство государственной власти, ее целостность. Федеральная государственная власть и государственная власть субъектов РФ представляют собой единство и в социальном, и в организационно-правовом аспекта В частности, оно вытекает из того, что государственная власть Федерации и государственная власть каждого из ее субъектов соотносятся как целое и его часть. С одной стороны, это власть многонационального народа России, с другой -- народа одного из 89 ее субъектов, что порождает определенную иерархию и соподчиненность властей, выступающих как целостность вовне и внутри Федерации. Каким бы образом ни была организована и какими бы специфическими методами ни действовала государственная власть Федерации и ее субъектов, она всегда характеризуется наиболее общими принципами организации и деятельности. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что федеративное устройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти. Таким образом, в России существует не только вертикальное разделение, но и вертикальное единство властей, связанное с федеративным характером государства.

Отношения законодательной, исполнительной, судебной власти также не ограничиваются только разделением. Правда, Конституция РФ (ст. 10) делает акцент на самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, но в ее других статьях нашел выражение принцип их единства, взаимодействия (ст. 80). Без такого взаимодействия невозможно принятие законов, деятельность государственного аппарата (понимая его в широком смысле) основывается на взаимодействии различных органов. Иными словами, наряду с вертикальным существует и горизонтальное единство и разделение властей. В масштабе Федерации оно относится к законодательной, исполнительной, судебной власти, в масштабе каждого субъекта к законодательной и исполнительной.

Таким образом, в России одновременно существует и вертикальное, и горизонтальное единство и разделение властей.

Четвертый фактор - участие народа в осуществлении государственной власти, действия власти «сверху» и поддержка их «снизу». Вместе с тем существует не только определенное единство власти и народа, но и их разделенность, вытекающая из того, с чем связано возникновение самого государства: с выделением особого профессионального слоя управляющих со своими интересами. Однако поскольку главное в деятельности государственной власти - служение народу, который ее создал и благодаря которому она существует (включая различные органы и огромный аппарат государственных служащих), то ее мероприятия, например судебная, пенсионная, земельная реформы в 2001--2002 гг., поддерживаются «снизу», если они соответствуют интересам народа и обоснованы условиями жизни общества, его ресурсами. При этом не только «позитивные» (поддерживающие), но и «негативные» импульсы «снизу» являются важнейшим сигналом для деятельности государственной власти: они указывают на ее недостатки, а нередко и на пути их исправления.

Государственная власть должна укреплять и развивать  постоянные связи с народом, участие граждан в управлении государством на различных ступенях его организации, учитывать мнение общественности (в том числе выраженное через средства массовой информации), предложения общественных объединений. Государственная власть должна действовать открыто и эффективно. Она советуется с народом и честно говорит о своих ошибках и недостатках. Все это обеспечивает легитимацию государственной власти, о чем говорилось выше. Доверие населения к государственной власти, руководству страны, к государственным служащим -- важнейшее условие стабильности, успешного развития страны.

Не все  эти качества присущи государственной  власти в России и не все указанные  функции она выполняет успешно. 

     Правовые  принципы организации и деятельности органов государственной власти следующие:

     1. Приоритет прав и свобод человека  и гражданина. Их непосредственное  действие; обязанность государственных  органов и должностных лиц  признавать, соблюдать и защищать  права и свободы человека и  гражданина. Человек, его права  и свободы по Конституции —  высшая ценность, поэтому Конституция  ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать  и защищать эти права, допуская  их ограничение только временно  и в особо предусмотренных  Конституцией исключительных случаях.  Конституционная обязанность государства  соблюдать и защищать права  и свободы человека и гражданина  состоит в создании условий  для их реализации и механизма  их защиты. Обеспечение таких  условий и защита прав и  свобод человека и гражданина  входят в функции всех органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. Конституция  также устанавливает, что права  человека и гражданина являются  непосредственно действующими и  определяют смысл, содержание  и применение законов, деятельность  законодательной и исполнительной  власти, местного самоуправления  и обеспечиваются правосудием.  Деятельность органов государственной  власти, должностных лиц, органов  местного самоуправления должна  быть подчинена обеспечению прав  и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа  вступает в действие механизм  судебного конституционного контроля  и судебной защиты прав и  свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской  Федерации по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего  применению в конкретном деле. Развивается также практика прямого  применения Конституции, прежде  всего в сфере защиты прав  и свобод граждан и в деятельности  других звеньев судебной власти  — судов общей юрисдикции и  арбитражных судов. В соответствии  с Конституцией Российской Федерации  в суд могут быть обжалованы  решения и действия (или бездействие)  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных  лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы  граждан. Принцип народовластия.  Принцип народовластия проявляется  в демократической организации  государства, органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, республиканской форме  правления, при которых носителем  суверенитета и единственным  источником власти в Российской  Федерации выступает ее многонациональный  народ. Это означает, что все  конституционные правомочия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления исходят  от народа. Народ осуществляет  свою власть непосредственно  в форме всеобщего голосования  (референдума), а также через органы  государственной власти и органы  местного самоуправления.

     2. Верховенство Конституции. Конституция  имеет высшую юридическую силу  и прямое действие. Ее верховенство  гарантируется Конституционным  Судом Российской Федерации. Органы  государственной власти, органы  местного самоуправления, должностные  лица должны сверять свои юридически  значимые действия, прежде всего  с Конституцией, руководствоваться  ею.

     Нормы Конституции имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться  конституционными положениями, т.е. эти  законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции.

     3. Принцип разделения властей. Одной  из незыблемых основ конституционного  строя демократического правового  общества является осуществление  государственной власти на основе  разделения на законодательную,  исполнительную и судебную. Целями  принципа разделения государственной  власти являются, во-первых, упорядочение  работы государственного аппарата, в том числе специализированные  направления деятельности органов  государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной  власти в одних и тех же  органах, чтобы не было произвола  и злоупотребления этой властью.

     Органы  законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны при  осуществлении своих конституционных  полномочий. Система разделения властей  не нарушает единства государственной  власти, а, наоборот, создает определенное равновесие (баланс) между самостоятельными ветвями государственной власти при осуществлении своих полномочий. Разделение государственной власти реально существует, прежде всего, на уровне народовластия, прямого или  представительного, выражаемого органами законодательной, исполнительной и  судебной власти в форме осуществления  своих конституционных функций, а также взаимодействия, взаимного  контроля, «сдержек и противовесов»  между ними. Законодательные органы издают законы, на основании которых  действуют органы исполнительной и  судебной власти, осуществляют бюджетный  контроль, назначают или утверждают должностных лиц органов исполнительной и судебной власти. Органы исполнительной власти претворяют в жизнь принятые органами законодательной власти законы. Глава государства (президент) утверждает и публикует принятые парламентом  законы, вносит в парламент законопроекты, назначает судей, членов правительства, осуществляет помилование и т. д. Органы судебной власти осуществляют правосудие, применяя законы при решении  конкретных дел. Высшие органы судебной власти также дают толкование Конституции. А при несоответствии конституции  предписаний законов и других нормативно-правовых актов, признают их не имеющими юридической силы.

     4. Принцип законности — основной  метод осуществления деятельности  органов государственной власти. Принцип законности в деятельности  органов государственной власти  означает, во-первых, что все органы  государства и их должностные  лица должны действовать строго  в рамках закона, во-вторых, обеспечивать  исполнение законов всеми подчиненными  организациями и учреждениями, в-третьих,  обеспечивать охрану и защиту  прав и свобод граждан.

     Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции  Российской Федерации, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституции  и законы».

     При осуществлении своих полномочий в отношении государственных  органов действует принцип: запрещено  все то, что не разрешено законом.

     5. Принцип федерализма в организации  и деятельности органов государственной  власти означает, что:

  • все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;
  • между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) — вопросы исключительного ведения Феде рации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
  • во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;
  • субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
  • субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов.

    Государственной Думы Федерального Собрания, представительство  в 

Совете  Федерации Федерального Собрания, участие  в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора  субъекта Федерации и др.).

    6. Принцип равного доступа граждан  к государственной службе. Конституция  Российской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации  в соответствии со своими способностями  и профессиональной подготовкой  имеют равный доступ к государственной  службе. При приеме на государственную  службу и при ее прохождении  не допускается каких бы то  ни было прямых или косвенных  ограничений или преимуществ  в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  или должностного положения, места  жительства, наличия или отсутствия  гражданства субъектов Федерации,  отношения к религии, убеждений,  принадлежности к общественным  объединениям, созданным в порядке,  предусмотренном Конституцией Российской  Федерации и федеральными законами. Это положение полностью соответствует  п. «с» ст. 25 Международного пакта  о гражданских и политических  правах, согласно которому каждый  гражданин должен иметь без  какой бы то ни было дискриминации  и без необоснованных ограничений  право допускаться в своей  стране на общих условиях равенства  к государственной службе.

Информация о работе Органы государства