Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа
Тема «Органы государства» достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства – это звено, элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.
Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему
государственных органов, наделенных властными полномочиями.
Власть - это качество и степень возможности политического деятеля (единоличного или коллективного) побуждать до определённой степени и в течение определённого времени одного или нескольких действующих лиц думать (или не думать), делать что-либо (или не делать).
Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие и особенности государственного межанизма…………………..5
1.1. Понятие органа государства и его признаки…………………..5
1.2. Принципы организации деятельности органов государственной власти…………………………………………………………………...9
2. Виды органов государства……………………………………………….19
2.1. Класификация органов государственной власти…………….19
2.2. Органы исполнительной власти………………………………23
2.3. Органы законодательной власти……………………………..33
2.4. Органы судебной власти………………………………………39
3. Контрольно- надзорные органы государственной власти……………48
Заключение………………………………………………………………….51
Список использованной литературы……………………………………..53
Парламент
- это высший орган народного
В Российской Федерации законодательная власть распределяется следующим образом:
Федеральное Собрание
Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. Отметим основные моменты статуса этого органа.
Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации ст.94 Конституции Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия. Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно ст. 95 Конституции Российской Федерации Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря по крайней мере двум своим преимуществам:
а) возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль
б)
возможности оптимизировать законодательный
процесс, установив тормоз и противовес
вероятным поспешным и
За эти преимущества приходится платить большей численностью членов парламента и сотрудников его аппарата, а следовательно, большей дороговизной его работы и замедлением процесса принятия решений. Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.
Государственная Дума представляет собой все население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем это - государственный орган всей федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом.
Совет Федерации
В
Совет Федерации входят по два
представителя от каждого субъекта
федерации: по одному от представительного
и исполнительного органов
А именно,5 августа 2000г. был принят федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Федеральным законом введен в действие новый порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с Законом Совет Федераций формируется не из руководителей субъектов федерации, а из числа их представителей.
Представители субъектов федерации, соответственно, избираются от законодательных органов государственной власти субъектов РФ (представитель от законодательного органа) и назначаются высшим должностным лицом субъекта РФ (представитель от исполнительной власти).
К
ведению верхней палаты относится
утверждение изменения границ между
субъектами Федерации, утверждение
указов Президента о введении военного
и чрезвычайного положения, решение
вопроса о возможности
Порядок деятельности верхней палаты, ее органов и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым им 6 февраля 19996г, и решениями Совета Федерации.
Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Отметим, что они не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.
Государственная Дума
Согласно Конституции Российской Федерации, государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом ГД может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов
Госдумы
устанавливается федеральным
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Половина из них избирается по одномандатным избирательным округам, половина -- по спискам партий. В Думе имеются представители различных слоев населения, но женщин только 7,6%.
Руководит деятельностью Государственной Думы ее Председатель. Кандидатов на должность Председателя Думы могут выдвигать депутатские объединения (партийные фракции, депутатские группы), а также сами депутаты. Кандидатуры обсуждаются, но все, кроме взявших самоотвод, включаются в список для голосования. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа депутатов (т.е. по крайней мере 225 + 1). В противном случае проводится второй тур, на котором достаточно набрать относительное (простое) большинство голосов.
К
ведению нижней палаты парламента относятся:
дача согласия Президенту РФ на назначение
Председателя Правительства РФ, решение
вопроса о доверии
В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.
Как уже отмечалось ранее, нижняя палата может быть распущена Президентом. При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации
Порядок действия Госдумы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Госдумы.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым нижней палатой парламента, депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.
Госдума избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней, но может быть принят вопрос и об открытом голосовании. В соответствии со ст.101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющимися постоянно действующими органами соответствующих палат.
Комитеты
палат по вопросам, отнесенным к
их ведению, осуществляют подготовку и
предварительное рассмотрение законопроектов,
организуют проводимые палатами парламентские
слушания, решают иные вопросы, относящиеся
к ведению палат.
2. 4. Судебная власть и ее органы.
В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и т.п. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти - судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.
Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов. Оно имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.
Правосудие
в Российской Федерации строится
на принципах, отражающих сущность и
задачи демократического правового
государства и закрепленных в
конституции Российской Федерации
(гл.7) и в Федеральном
Основные конституционные принципы правосудия
Важнейший из них - осуществление правосудия только судом ст.118 Конституции Российской Федерации. Это - гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое отражение в установлении Конституцией рамок судебной власти и судебной системы Российской Федерации.
Носителями
судебной власти в Российской Федерации
являются прежде всего судьи, наделенные
в конституционном порядке
В Конституции Российской Федерации закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону ст.120 Конституции Российской Федерации. Независимость судей - важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти, позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие.
Принцип подчинения судей только Конституции и федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст.120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
В соответствии с Конституцией судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, предусмотренным в федеральном законе ст.121 Конституции Российской Федерации.
Судьи неприкосновенны. Это - одна из наиболее существенных гарантий их независимости. ст. 122 Конституции Российской Федерации
Разбирательство дел во всех судах является открытым, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Конституция устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренным федеральным законом. В случаях, предусмотренным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
В соответствии с Конституцией (ст.124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Правосудие
- главная, но не единственная функция
судебной власти. Наряду с правосудием
судебная власть осуществляет судебный
надзор за законностью и обоснованностью
применения мер процессуального
принуждения, толкования правовых норм
(Конституционным Судом - норм Конституции,
руководящие разъяснения