Органы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Тема «Органы государства» достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства – это звено, элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.
Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему
государственных органов, наделенных властными полномочиями.
Власть - это качество и степень возможности политического деятеля (единоличного или коллективного) побуждать до определённой степени и в течение определённого времени одного или нескольких действующих лиц думать (или не думать), делать что-либо (или не делать).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие и особенности государственного межанизма…………………..5
1.1. Понятие органа государства и его признаки…………………..5
1.2. Принципы организации деятельности органов государственной власти…………………………………………………………………...9
2. Виды органов государства……………………………………………….19
2.1. Класификация органов государственной власти…………….19
2.2. Органы исполнительной власти………………………………23
2.3. Органы законодательной власти……………………………..33
2.4. Органы судебной власти………………………………………39
3. Контрольно- надзорные органы государственной власти……………48
Заключение………………………………………………………………….51
Список использованной литературы……………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОАЯ органы государства.docx

— 120.44 Кб (Скачать файл)

    Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.

    7. Принцип гласности в осуществлении  государственной службы. Принцип  гласности означает информирование  граждан о деятельности государственных  органов и государственных служащих. В средствах массовой информации  должна освещаться деятельность  государственных органов и государственных  служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной  службы — необходимое условие  повышения общественного мнения  о ней, более активного ее  участия в деятельности государственных  органов, привлечения граждан  к управлению государством. Только  благодаря гласности может быть  установлен общественный контроль  за функционированием государственной  службы.

    В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции  Российской Федерации органы государственной  власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если иное не предусмотрено  законом. Вместе с тем, Федеральный  закон «Об основах государственной  службы Российской Федерации» (ст. 10) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный  служащий обязан «хранить государственную  и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие  ему известными в связи с исполнением  должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь  и достоинство граждан». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Виды органов государства

    2.1 Классификация органов государственной  власти 

     Органы  государства классифицируются по различным  основаниям (см. схему). 

       

     Классификацию органов государства можно проводить  по различным основаниям, наглядно это видно на приведенной выше схеме.

    По  способу возникновения органы государственной власти делятся на первичные и производные.

    Первичные - это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства - Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.

    Производные - это формируемые другими органами государственной власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации и т. д.).

    По  объему властных полномочий или территориальному признаку органы государства классифицируются на высшие и местные или на федеральные  органы государственной власти и  органы государственной власти субъектов  Российской Федерации.

    Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное  Собрание Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации, Конституционный  Суд Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный  Российской Федерации, Генеральная  Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т.д.

    Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляют свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава  субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т. д.). Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая  распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства  функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

    По  широте или характеру компетенции  выделяются органы государства общей  и специальной компетенции. Органы государственной власти общей компетенции  имеют широкий круг полномочий (Президент  Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации и др.). Например, правительство, исполняя законы, активно  участвует в осуществлении всех функций государства.

    Органы  государственной власти специальной  компетенции имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности, специализируясь на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (например, Министерство иностранных  дел. Министерство здравоохранения. Министерство образования и т. д.).

    По  принципу разделения властей органы государства в системе государственной власти, они подразделяются на следующие группы:

органы  представительной (законодательной) власти;

органы  исполнительной власти;

органы  судебной власти.

    По  порядку принятия решения (по порядку  осуществления компетенций или  порядку реализации полномочий) органы разделяются на коллегиальные и  единоличные (единоначальные).

    К коллегиальным органам можно  отнести Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации.

      К единоличным же – Президент  Российской Федерации, глава субъекта  Российской Федерации и др.

Особое  место в системе органов государственной  власти занимает глава государства. Главой государства в республиках  является - президент. Институт президентства учрежден во многих государствах, где имеются демократические формы правления. В президентских республиках президент - глава исполнительной власти, он формирует правительство и несет политическую ответственность за его работу. А в парламентских республиках статус президента имеет иной характер, его роль значительно скромнее. Президент лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства.

    Правовой  статус и полномочия Президента Российской Федерации закрепляются в Конституции  страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент  является главой государства. Как глава  государства Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства  и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене.

    Круг  полномочий (функций) Президента четко  определяется Конституцией Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить  Конституции и законам Российской Федерации.

    Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые.

    Помимо  всех вышеперечисленных классификаций, выделяют еще и классификацию  по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются  без ограничения срока своего действия, тогда как временные  – для выполнения краткосрочных  задач и достижения краткосрочных  целей (например чрезвычайные ситуации).

    В структуре государственных органов  выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней  разведки и адвокатуру. 

    2.2. Исполнительная власть и ее  органы.

    В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства  и правительству, либо только главе  государства, либо только правительству.

    Органы  исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов. Они  занимаются также распорядительной деятельностью, что необходимо для  осуществления исполнительских  задач, издают нормативные акты во исполнение законов. Наконец, органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочиями, выходят за границы  исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов.

    Президент Российской Федерации.

    Президент РФ является главой государства. Он выступает  в качестве гаранта Конституции  РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ч.2 ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти. Президент осуществляет общее  руководство деятельностью Правительства  и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

    Президент занимает в системе федеральных  органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти - законодательную, исполнительную, судебную.

    Порядок выборов Президента определяется Конституцией РФ (ст.81) и на ее основе Федеральным  законом от 10 января 2003 г. «О выборах  Президента Российской Федерации».

    В соответствии с Конституцией Президент  избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно  проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет  целью воспрепятствовать формированию несменяемых управляющих лиц. Конституция  предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме  очередного.

    Назначение  выборов Президента относится к  ведению Совета Федерации (п. «д»  ч.1 ст.102 Конституции). Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее  чем за 100 дней и не позднее чем  за 90 дней до дня голосования. Днем голосования  на выборах Президента является второе воскресенье месяца, в котором  проводилось голосование .

    Если  Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они назначаются  и проводятся Центральной избирательной  комиссией в третье или четвертое  воскресенье месяца, в котором  проводилось голосование на предыдущих общих выборах.

    Выборы  Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему  всю территорию России.

    Выдвигать кандидата на должность Президента вправе политические партии, имеющие  право в соответствии с Федеральным  законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» принимать участие в  выборах, в том числе выдвигать  кандидатов, избирательными блоками, а  также в порядке самовыдвижения. Гражданин России может выдвинуть  свою кандидатуру при условии  поддержки его самовыдвижения группой  избирателей.

    Выборы  проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Если за 35 дней до дня голосования  будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы Президента по решению  Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются  на срок до 60 дней для дополнительного  выдвижения кандидатов.

    Избранным считается кандидат, который получил  более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование  по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В  таком случае избранным считается  кандидат, получивший при голосовании  большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов  избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число  больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

    Исполнительная  власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая  осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения  путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного  права Исполнительная власть в Российской Федерации.

Информация о работе Органы государства