Органы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Тема «Органы государства» достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства – это звено, элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.
Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему
государственных органов, наделенных властными полномочиями.
Власть - это качество и степень возможности политического деятеля (единоличного или коллективного) побуждать до определённой степени и в течение определённого времени одного или нескольких действующих лиц думать (или не думать), делать что-либо (или не делать).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие и особенности государственного межанизма…………………..5
1.1. Понятие органа государства и его признаки…………………..5
1.2. Принципы организации деятельности органов государственной власти…………………………………………………………………...9
2. Виды органов государства……………………………………………….19
2.1. Класификация органов государственной власти…………….19
2.2. Органы исполнительной власти………………………………23
2.3. Органы законодательной власти……………………………..33
2.4. Органы судебной власти………………………………………39
3. Контрольно- надзорные органы государственной власти……………48
Заключение………………………………………………………………….51
Список использованной литературы……………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОАЯ органы государства.docx

— 120.44 Кб (Скачать файл)

    Конституционный Суд Российской Федерации 

    Это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия его определены Конституцией и федеральным конституционным  законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном  суде Российской Федерации». ст.125 Конституции  Российской Федерации

    Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  Российской Федерации на всей территории страны он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральным законам, нормативным актам субъектов  федерации; разрешает споры о  компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и ее субъектов; проверяет конституционность примененного закона по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан; дает толкование Конституции Российской Федерации, осуществляет другие полномочия, предоставленными ему Конституцией.

    Вместе  с тем судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть -- неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она  является гарантом прав каждого и  должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Но что не менее значимо, судебная власть -- это еще и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать  активное влияние на решения и  действия исполнительной власти. Наличие  властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью.

    Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с  изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 9 февраля 2009 г.) предоставляет гражданам возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав. Суду подконтрольны любые действия (решения) любых структур и должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов личности.

    Деятельность  Конституционного Суда призвана служить  укреплению основ конституционного строя Российской Федерации, защите основных прав и свобод человека и  гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства и прямого  действия Конституции на всей территории страны.

    Основными принципами деятельности Конституционного Суда провозглашены независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Независимость  Конституционного Суда обеспечивается тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны  подчиняются только Конституции  и федеральному закону, лишь в соответствии с которым могут быть прекращены их полномочия. Судьи не являются представителями  каких бы то ни было государственных  или общественных органов, политических партий, движений и организаций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Важно, что судьи разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воз действие на свободу их волеизъявления. Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции. Реализуя эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами. Воз можно разрешение и других дел, связанных с конституционным судебным контролем за актами органов исполнительной власти и ее должностных лиц. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции или/и законодательства, действующего на территории России, своим представлением может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц. Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный Суд незамедлительно уведомляется о результате рассмотрения представления и мерах по его реализации.

    Решение Конституционного Суда по спору о  компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов. Толкование Конституции, данное Конституционным  Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных  лиц граждан и их объединений.

    Согласно  действующей Конституции РФ, Конституционный  Суд действует лишь по запросам и  жалобам, он лишен права начинать дела по собственной инициативе. Поводом  к рассмотрению и разрешению дел  в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, каждой из палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной  Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов  законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях  нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или  подлежащего применению закона в  конкретном деле.

    Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная  же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

    При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд  исследует не только действия подсудимого  как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела. За совершенное  преступление виновный привлекается к  ответственности, о чем выносится  приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые  способствовали тем или иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. В нем обращается внимание соответствующего органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие  предупредительных мер.

    Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть  его и сообщить суду о принятых мерах. При рассмотрении судами общей  юрисдикции гражданских дел также  осуществляется контроль за деятельностью  органов исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке  гражданского судопроизводства, весьма обширный. Сюда относятся дела искового производства, производство по делам, возникающим из административных правоотношений, и особое производство. Это, например, дела о восстановлении на работе, о  нарушении авторских прав, об отказе в разрешении на обмен жилой площади, о неправильности записи в книге  актов гражданского состояния и  др. При рассмотрении этих и других дел суд, кроме решения вопроса  по существу, изучает с позиций  закона правомерность действий соответствующих  органов исполни тельной власти и издаваемых ими правовых актов, тем самым осуществляя контроль за их деятельностью. При необходимости  в выносимых судами решениях, определениях или постановлениях указывается, что  суд признает акты управления незаконными. Обнаружив нарушение законности либо существенные недостатки в работе органа исполнительной власти, суд  выносит частное определение.

    По  административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет  законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет  одну из возможных мер воздействия. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет  допущенные нарушения (например, прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутренних дел).

    Арбитражный Суд

    В условиях рыночной экономики особая роль отводится системе арбитражных  судов. Этот вид правосудия позволяет  установить жестокую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический  произвол чиновников, цивилизованно  осуществлять процесс банкротства  защитить интересы предпринимателей. Контроль за деятельностью органов  исполнительной власти арбитражные  суды осуществляют в специфической  форме. Федеральный конституционный  закон от 26 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК), принятый 5 мая 1995 г.

    Арбитражный суд осуществляет судебную власть при  разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из административных правоотношений: о признании не действительными (полностью или частично) ненормативных  актов, принятых государственными органами, органами местного самоуправления и  иными органами, которые не соответствуют  законам и иным нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы организаций и граждан; об обжаловании отказа в государственной  регистрации либо уклонения от государственной  регистрации в установленный  срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая  регистрация предусмотрена законом; о взыскании с организаций  и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими  контрольные функции, если федеральным  законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о возврате из бюджета денежных средств, списанных  органами, осуществляющими контрольные  функции, в бесспорном порядке с  нарушением требований закона или иного  нормативного акта, и др.

    Содержанием контроля, осуществляемого арбитражными судами, является проверка при разрешении перечисленных дел соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям  законности и принятие мер по устранению выявленных правонарушений. Суд принимает  решение на основании действующего законодательства после всестороннего  изучения всех доказательств по делу. Если в результате разрешения спора  будут выявлены нарушения закона или иных нормативных правовых актов  со стороны органа исполнительной власти и их должностных лиц, арбитражный  суд вправе вынести частное определение  в адрес соответствующих органов, должностных лиц. Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми  государственными органами, органами местного самоуправления и иными  органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории страны.

    Принудительное  исполнение решения, вступившего в  законную силу, осуществляется на основании  исполни тельного листа, выдаваемого  соответствующим арбитражным судом. Немедленному исполнению подлежат решения  о незаконности актов государственных  органов.

    Таким образом, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные  суды в пределах своей компетенции  решают задачи по обеспечению законности в сфере исполнительной власти.

    В своей деятельности Конституционный  Суд Российской Федерации руководствуется  следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

    3. Контрольно-надзорные  органы государственной  власти 

    Контрольно-надзорные  органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией  и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным  органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной  власти, осуществляющие контрольно-надзорные  функции. Контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные  нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие  санкции или ставят перед компетентными  органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении  виновных лиц к юридической ответственности.

    В соответствии с Федеральным законом  от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре  Российской Федерации» Прокуратура  Российской Федерации — единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации.

    В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства  Прокуратура Российской Федерации  осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Информация о работе Органы государства