Органы исполнительной власти Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:53, реферат

Краткое описание

Подводя итоги, следует отметить, поступление на службу должно определяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному виду службы. Подобрать нужного кандидата – дело непростое, особенно когда речь идет о подборе высших должностных лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

Система ГиМУ Материал к экзамену - Правительство.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Правительство Российской Федерации

 

Порядок формирования и отставки Правительства России

Процедура формирования правительства и условия его отставки регламентируются Конституцией и законом «О Правительстве Российской Федерации». При этом срок его полномочий в них прямо не указывается. Однако из конституционных формулировок следует, что он определяется сроком полномочий главы государства: перед вновь избранным президентом оно слагает свои полномочия.

Формирование правительства проходит в два этапа: назначение председателя и его членов.

  • Глава кабинета назначается президентом с согласия Гос. Думы. Однако это положение не безоговорочно: в случае трехкратного несогласия Думы с предложенной кандидатурой глава государства вправе ее распустить.
  • Заместителей главы правительства и федеральных министров назначает президент по предложению самого премьера. Практика показывает, что инициатива в таких случаях все равно исходит от главы государства.

Отставка:

За заместителем председателя и федеральными министрами сохраняется право подать в отставку, которая не повлияет на существование самого правительства в отличие от отставки председателя, освобождение которого от должности влечет автоматическую отставку всего кабинета. Конституцией предусматриваются и другие способы отставки правительства, например коллективное заявление об отставке, которое ни разу не встречалось в практике России.

Главу правительства освобождает от должности только президент, согласия Государственной Думы при этом не требуется. Он лишь уведомляет палаты Федерального Собрания и до назначения нового премьера поручает исполнение его полномочий кому-либо из заместителей. Право высказать недоверие и инициировать отставку правительства есть и у самой Государственной Думы.

Возможно несколько  вариантов, когда премьер может  уйти с поста по собственной инициативе: подав заявление об отставке и в случае невозможности исполнения своих полномочий. Политическая практика России свидетельствует, что почти всегда инициатива освобождения премьера от должности исходит от главы государства. Из шести премьеров начиная с 1993 г. только один покинул пост «по собственной инициативе», да и то вследствие избрания президентом.

 

Компетенция Правительства Российской Федерации

В соответствии с  Конституцией правительство:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет об его исполнении;
  • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • разрабатывает и предпринимает меры по обеспечению обороноспособности страны и ее государственной безопасности, реализации внешней политики;
  • принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др.

Более детально полномочия правительства сформулированы в законе «О Правительстве Российской Федерации». В нем выделяются три группы его компетенции: общая, специальная и по руководству федеральными органами исполнительной власти.

1. Общая компетенция - это круг полномочий, определяющих в целом направления и сферы деятельности правительства:

  • организация реализации внутренней и внешней политики государства;
  • регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ и контроль за деятельностью ее органов;
  • формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации; реализация права законодательной инициативы.

2. В отличие от общей специальная компетенция представлена полномочиями в конкретных областях общественной жизни: экономической, бюджетной, социальной, научно-образовательной, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики и международных отношений.

В экономической сфере: это регулирование экономических процессов, обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирование социально-экономического развития страны и т. д. В начале 2006 г., например, разработана программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.).

В рамках проведения социальной политики кабинет министров принимает меры по реализации трудовых прав граждан: разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы, обеспечивает реализацию различных социальных программ и др. Среди социальных программ, разработанных правительством, например, «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 гг.».

В области науки, культуры, образования правительство разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки науки, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования и т. д. Среди таких программ -целевая программа «Русский язык (2006-2010 гг.)», развития образования на 2006-2010 гг.

Самостоятельным направлением деятельности правительства является проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, которая, например, заключается в разработке мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и др. В этой области, в частности, разработана федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000-2006 гг.».

Правительство разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

Среди правительственных полномочий в области обеспечения обороноспособности и государственной безопасности страны - организация оснащения Вооруженных сил вооружением и военной техникой, обеспечение их материальными средствами.

Одним из направлений реализации полномочий в сфере внешней политики является обеспечение представительства России в иностранных государствах и международных организациях, заключение в пределах своих полномочий международных договоров и др.

3. Третья область компетенции - руководство федеральными органами исполнительной власти:

  • контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти;
  • утверждение положений о правительственных федеральных органах исполнительной власти, определение предельной численности работников их аппаратов и размера ассигнований на их содержание;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, их заместителей, руководителей органов и организаций при правительстве, утверждение членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
  • определение порядка создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполн. власти;
  • отмену актов федеральных органов исполнительной власти или приостановление их действия и т. д.

В соответствии с действующей  Конституцией и федеральным конституционным законом допускается, что законами и указами президента на Правительство России могут быть возложены и другие полномочия.

Таким образом, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по реализации государственной политики практически во всех сферах жизни общества, т.е. является органом общей компетенции в отличие от других федеральных органов исполнительной власти. Деятельность правительства носит подзаконный характер. Она осуществляется во исполнение законов и предполагает подзаконное нормотворчество, а также участие в законотворческом процессе и т.д.

 

Организационное устройство Правительства России

В структурном отношении Правительство Российской Федерации условно можно разделить на две организационные составляющие.

В первую входят должностные  лица и структурные подразделения, непосредственно реализующие возложенные на него функции: председатель правительства, его заместители и члены, президиум и различные консультативные и совещательные органы.

Другая включает подразделения, обеспечивающие их деятельность. В данном случае это Аппарат Правительства России и иные вспомогательные органы, определенным условием функционирования которых является то, что они не должны брать на себя непосредственное выполнение функций правительства, подменяя его собой.

Председатель  правительства обладает широким спектром полномочий по организации деятельности кабинета министров: определяет основные направления его работы, ведет заседания; распределяет обязанности между своими заместителями; подписывает акты правительства и т. д. Кроме того, он непосредственно взаимодействует с президентом: систематически информирует его о работе правительства; представляет предложения о назначении на должность и об освобождении от должности министров, в определенных случаях представляет Правительство России внутри страны и за ее пределами.

Заместители председателя и федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях правительства, в подготовке его постановлений и распоряжений, обеспечивают их исполнение; участвуют в реализации выработанной государственной политики в различных сферах.

Федеральные министры, кроме того, непосредственно осуществляют руководство вверенными им ведомствами.

 

Президиум Правительства  Российской Федерации.

Возможность его создания для решения оперативных вопросов была предусмотрена еще законом «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации» 1992 г. Президиум рассматривался в качестве постоянного органа, решения которого могли издаваться в форме постановлений и распоряжений от имени самого правительства, правда, с условием, что они не противоречат другим его решениям. В его состав по должности входили председатель, его заместители, министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел, а также председатель Государственного комитета по управлению государственным имуществом и руководитель аппарата правительства. Состав не был постоянен, допускалось, что президент по своему усмотрению может включить в него и иных членов кабинета.

Закон «О Правительстве  Российской Федерации» 1997 г. внес изменения в статус президиума. Его создание является возможным, но не обязательным. Очевидно, он стал рассматриваться как оперативно-технический орган, состав которого законом даже не определяется. Отсутствует также и указание на возможность самостоятельного издания постановлений и распоряжений от имени правительства.

Заседания президиума проводятся по мере необходимости, а решения, которые не должны противоречить актам самого правительства, принимаются простым большинством голосов, причем правительство оставляет за собой право отменить любое их них.

Как свидетельствует  практика, состав Президиума Правительства России не был постоянным ни по численности, ни по перечню федеральных органов исполнительной власти.

В президиум, образованный в 1998 г. после вступления в должность премьера С.В. Киреенко, входили 11 человек: сам глава правительства, три его заместителя, а также министры науки и технологий, государственного имущества, финансов, экономики. Под председательством Е.М. Примакова в 1998 г. – 12 человек, в том числе 5 вице-премьеров. Президиум правительства С.В. Степашина был образован 31 мая 1999 г. насчитывал уже 14 человек. Самый большой по численности президиум сформировали под председательством В.В. Путина в 2000 г. – 15 человек, в том числе 7 вице-премьеров (+иностранных дел, обороны и внутренних дел, юстиции, путей сообщения).

Президиум Правительства  Российской Федерации в разное время включал от 1/3 до половины членов кабинета. Учитывая его персональный состав, можно сказать, что он являлся «ядром» правительства, объединяющим руководителей наиболее важных сфер государственного управления.

 

Консультативные и совещательные органы при Правительстве России.

 

В начале 1990-х годов  для преодоления ведомственной  разобщенности и нарушений властной вертикали создавались координирующие и консультативные органы при Правительстве России. Первые получили название «комиссии» и предназначались для обеспечения согласованных действий в решении определенных народно-хозяйственных задач. Вторые получили название «советы» и создавались для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений рекомендательного характера. В свою очередь, комиссии и советы могли быть правительственными или межведомственными, которые отличались характером деятельности и составом.

Межведомственные комиссии и советы занимались проблемами, имеющими межотраслевое, межведомственное или межтерриториальное значения. Инициатива создания, как правило, принадлежала какому-либо ведомству. Возглавлял их руководитель федерального органа исполнительной власти. Организационно-техническое обеспечение деятельности осуществлял аппарат одного из заинтересованных ведомств.

Правительственные комиссии и советы создавались по проблемам, имеющим общегосударственное значение, по инициативе правительства. Их возглавлял сам премьер или один из его заместителей, а в состав, как правило, входили руководители федеральных органов исполнительной власти. Обеспечение их деятельности брал на себя полностью правительственный аппарат.

Информация о работе Органы исполнительной власти Российской Федерации