Органы исполнительной власти Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:53, реферат

Краткое описание

Подводя итоги, следует отметить, поступление на службу должно определяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному виду службы. Подобрать нужного кандидата – дело непростое, особенно когда речь идет о подборе высших должностных лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

Система ГиМУ Материал к экзамену - Правительство.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

В состав комиссий и советов могли входить не только представители соответствующих органов исполнительной власти, но и представители органов законодательной власти, предпринимательских структур, общественных организаций, ученые, специалисты и общественные деятели. Для выполнения конкретного задания в ограниченные сроки могли образовываться временные комиссии.

Закон «О Правительстве Российской Федерации» не внес существенных изменений в концепцию создания и деятельности подобных структур. Лишь название «консультативные» было заменено на «совещательные», сохранив за ними название «советы». К весне 2004 г. при правительстве насчитывалось 146 таких структур, созданных в разное время.

В рамках административной реформы количество комиссий и советов при правительстве сократилось до 11 одиннадцати комиссий и одного совета, из которых вновь образованными были только четыре: по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия РФ с Организацией экономического сотрудничества и развития; по вопросам международной гуманитарной и технической помощи; по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса; по вопросам экономической интеграции.

В числе правительственных  комиссий имеются такие, как: по военно-промышленным вопросам; по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности; морская коллегия, по проведению административной реформы. Их возглавляют члены правительства.

В соответствии с постановлением правительства «О правительственных  и межведомственных координационных и совещательных органах, образуемых Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти» от 30 апреля 2004 г. изменился порядок создания вспомогательных органов.

  • правительство отказалось от участия в создании межведомственных комиссий и советов. Они должны образовываться непосредственно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
  • появилась еще одна форма координационных органов - организационные комитеты. Они должны заниматься проведением мероприятий общегосударственного значения.

К началу 2006 г. их стало 20.

Комиссии:

  1. по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполн. власти и органов исполн. власти субъектов РФ
  2. по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу
  3. по военно-промышленным вопросам
  4. по вопросам экономической интеграции
  5. по вопросам комплексного развития транспортной системы РФ
  6. по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы
  7. по противодействию нарушениям в сфере
  8. интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию
  9. по законопроектной деятельности
  10. по организации перемещения архивных фондов
  11. и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание
  12. по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия РФ с Организацией экон. сотрудничества и развития
  13. морская коллегия               
  14. по проведению административной реформы
  15. по вопросам международной гуманитарной и технической помощи
  16. по делам ЮНЕСКО                              
  17. по вопросам религиозных объединений
  18. по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса
  19. по вопросам биологической и химической безопасности по техническому регулированию
  20. по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение

Советы – по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ

В том числе были образованы правительственные комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение.

 

Аппарат Правительства  Российской Федерации.

Положение о нем утверждается постановлением правительства. Деятельность регламентируется инструкцией по делопроизводству и самим Регламентом правительства. Руководитель аппарата, являясь членом правительства в ранге министра, назначается на должность и освобождается от нее президентом по представлению главы правительства.

Первоначально аппарат правительства рассматривался исключительно как орган по обеспечению деятельности кабинета министров (Положение об Аппарате Правительства РФ 1998 г.). В более поздних документах он представлен как орган контроля за выполнением министерствами и ведомствами правительственных решений.

В его работе можно  выделить несколько направлений:

  • подготовка материалов к заседанию правительства;
  • проработка документов и обращений, поступающих в его адрес;
  • обеспечение взаимодействия с другими органами государственной власти;
  • работа с обращениями граждан;
  • документационное обеспечение деятельности правительства.

Организационная структура аппарата складывалась с учетом его функций.

В начале административной реформы о необходимости изменения функций аппарата и сокращении его численности заговорил Президент России. В одном из своих интервью он так охарактеризовал его деятельность: «Раньше это было теневое, параллельное правительство. Министерство принимало решение, потом это решение закидывали вице-премьеру, вице-премьер в аппарат правительства. Министр не нес ответственности, ссылаясь на аппарат. Аппарат кивал на вице-премьера, вице-премьер кивал на министерство... у нас в некоторых сферах (скажем, в сфере военно-технического сотрудничества) согласования по кругу ходили 18 месяцев».

По Положению об Аппарате Правительства РФ, утвержденному в 2004 г., ему предназначалась роль связующего звена без подмены деятельности федеральных органов исполнительной власти.

  • Он должен направлять в федеральные ведомства проекты законов, поступающие в правительство на согласование, для подготовки заключений и внесения поправок к ним, а не организовывать подготовку проектов, как это было раньше.
  • Кроме того, аппарат должен осуществлять контроль за соблюдением требований регламента при внесении в правительство проектов законов, указов президента и других актов, а не заниматься их подготовкой к рассмотрению на заседании и т. д.
  • Но при этом аппарат занимается подготовкой экспертных заключений на проекты актов и других документов, требующих решения кабинета министров.
  • На аппарат также возложено обеспечение взаимодействия правительства с администрацией президента, аппаратами палат Федерального Собрания.

В ходе административных преобразований весной 2004 г. в Аппарате Правительства РФ были оставлены только департаменты, получившие новый статус, - департаменты правительства, что подчеркивает их назначение: обеспечивать деятельность как самого правительства, так и его аппарата. Соответственно на них возложили функции материально-технического и организационного обеспечения их работы, что ранее находилось в ведении управлений.

В соответствии с новой  структурой, утвержденной распоряжением правительства от 26 апреля 2004 г., созданы всего 12 департаментов, в том числе:

  • государственного управления и местного самоуправления;
  • массовых коммуникаций, культуры и образования;
  • международного сотрудничества;
  • административный,
  • правовой,
  • отраслевого развития;
  • социального развития
  • охраны окружающей среды,
  • делопроизводства
  • контроля и др.

Предельная численность сотрудников, установленная обозначенным выше распоряжением правительства,   все равно остается внушительной - 954 человека. Руководителю аппарата разрешено иметь двух замов.

Таким образом, Аппарат  Правительства по своей структуре  фактически идентичен сферам компетенции правительства, а его функции направлены на обеспечение правительственных полномочий. При таком подходе, с одной стороны, действительно должна повыситься эффективность деятельности кабинета министров, но с другой - сохраняется опасность его подмены аппаратом, в котором сосредоточены все вопросы подготовки и обеспечения принятия решений.

 

Организация работы Правительства Российской Федерации

Правительство - это коллегиальный орган, и все важнейшие вопросы его компетенции решаются исключительно на заседаниях. Организация его деятельности включает четыре этапа, каждый из которых регламентируется Регламентом Правительства РФ (1998, 2000, 2004).

Первый этап - планирование работы. Оно находит выражение в программах и планах.

Программы - перспективное планирование, предусматривающее основные направления развития страны (например, социально-экономическое).

В планах же находит отражение конкретная деятельность по их реализации: законопроектная, проведение заседаний, мероприятий контрольного характера, связанных с исполнением федерального законодательства, и др. Планы составляются на определенный период. Долгое время практиковалось поквартальное планирование. Однако Регламент 2004 г. предусматривает уже полугодовой период.

С организационной  точки зрения планирование работы правительства  выглядит следующим образом. В течение первой половины месяца, предшествующего очередному периоду планирования, руководитель Аппарата Правительства России по согласованию с вице-премьером формирует проект плана заседаний кабинета. Он включает перечень основных вопросов, подлежащих рассмотрению, с указанием по каждому из них даты обсуждения и конкретного федерального органа исполнительной власти, ответственного за подготовку. Одновременно составляется проект повестки заседания. План работы правительства утверждает его председатель.

Исходя из утвержденного плана работы кабинета члены правительства формируют свои собственные планы с учетом необходимого участия в работе координационных и совещательных органов, палат Федерального Собрания, а также в мероприятиях, проводимых президентом.

Второй этап - подготовка к заседанию. Он заключается в сборе, обработке и экспертизе материалов по вопросам, которые выносятся на обсуждение. Основная работа по подготовке заседания правительства сосредоточена в его аппарате, в подразделениях которого все представленные материалы проходят экспертизу, а при необходимости дорабатываются представившими их органами и организациями.

На основании поступивших  материалов руководитель аппарата составляет проект повестки заседания, который  после одобрения премьером вместе с другими материалами рассылается членам правительства. Как правило, повестка включает несколько вопросов, по каждому из них назначают своего докладчика. Так, в повестке заседания 29 декабря 2005 г. значилось восемь вопросов, в том числе: «О проектах программ социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.)», «О проекте Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 г.», «О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по промышленности», «Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 250-летия основания Российской академии художеств» и др.

Окончательно повестку заседания утверждают на заседании кабинета министров.

Третий этап - проведение заседаний и принятие соответствующих решений.

Вопросы, относящиеся  к ведению Правительства Российской Федерации, рассматриваются на его заседаниях, некоторые решения вправе принять самостоятельно премьер и вице-премьеры. Возможно также их обсуждение на заседаниях координационных и консультативных органов с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

Тем не менее существует целый комплекс вопросов, которые подлежат обязательному рассмотрению на общих заседаниях правительства.

К первой группе таких  вопросов относятся экономические:

  • рассмотрение проектов программ эконом. и социального развития, связанных с созданием свободных эконом. зон;
  • утверждение номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
  • определение объемов выпуска государственных ценных бумаг;
  • предоставление дотаций, субсидий, оказание иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также оказание финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет;
  • приобретение государством акций на суммы, превышающие размеры, установленные правительством;
  • рассмотрение проектов программ приватизации федеральной государственной собственности.

Только на заседаниях правительства принимается решение  о представлении Гос. Думе федерального бюджета и отчета об его исполнении, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Во вторую группу входят вопросы, связанные с реализацией правительством права законодательной инициативы. В частности, к ним относится принятие решения о внесении законопроектов в Государственную Думу. На заседаниях кабинета, кроме того, рассматриваются вопросы заключения подлежащих дальнейшей ратификации международных договоров Российской Федерации.

Третья группа представлена вопросами организации и деятельности органов исполнительной власти:

  • принятие решений о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • утверждение положений о правительственных ведомствах (министерствах и др.);
  • определение порядка создания и обеспечения деятельности территориальных структур федеральных органов исполнительной власти.

Помимо перечисленных  вопросов общей и специальной компетенции, только на заседаниях кабинета могут приниматься решения, относящиеся к организации деятельности самого правительства: образование президиума, утверждение регламента и т. д.

Заседания правительства  носят регулярный характер: как правило, они проходят еженедельно под руководством премьера или главы государства. В заседаниях правительства вместе с членами кабинета могут участвовать представители иных органов государственной власти Российской Федерации: Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центробанка и др. Практикуется также приглашение лиц, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, состав которых определяет руководитель аппарата.

Информация о работе Органы исполнительной власти Российской Федерации