Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 02:08, реферат
Цель данной работы заключается в теоретическом анализе судебной лингвистики, её значимости для судопроизводства, выявление основных проблем, связанных с судебной лингвистикой.
В соответствии с этим мною поставлены следующие задачи:
проследить историю исследования судебной лингвистики и затронуть проблему определения судебной лингвистики;
проанализировать проблему взаимодействия лингвистики и судопроизводства, обозначить роль лингвистики для судопроизводства;
выделить основные проблемы, связанные с формами существования судебного языка.
Введение 3
1 Теоретические основы изучения судебной лингвистики 5
1.1 Проблема исследования правовой лингвистики 5
1.2 Понятие и содержание судебной лингвистики 8
1.3 Отличительные черты языка судопроизводства 9
2 Роль лингвистики в судопроизводстве 11
3 Основные проблемы форм, принимаемых языком
судопроизводства 14
Заключение 19
Список использованных источников 20
Судебная лингвистическая экспертиза – один из видов лингвистического исследования, который назначается управомоченным лицом (органом) с целью установления юридически значимых фактов. В процессуально-юридическом аспекте лингвистическая экспертиза – вид деятельности, который регулируется соответствующими процессуальными отраслями (или нормами) права [6, с. 136].
Назначается данная экспертиза в следующих случаях: по спорным текстам в связи с гражданскими делами о защите чести, достоинства и деловой репутации; по спорным текстам в связи с уголовными делами (по обвинению в клевете, по обвинению в оскорблении); по спорным текстам СМИ в связи с уголовными делами по обвинению в экстремизме, в разжигании межнациональной, религиозной вражды [13, с. 156]. Объектом экспертизы являются продукты речевой деятельности (тексты, аудиозаписи, слова и фразы и т.п.). Предметом экспертизы являются факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования закономерностей существования и функционирования языка. Целью экспертизы является выяснение истинности или ложности, возможности либо невозможности описательных высказываний об объекте посредством проведения тщательного исследования, а также установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, на основе специальных филологических познаний [14, с. 6].
Что касается задач лингвистического исследования, ими могут являться: толкование и разъяснение значений и происхождения слов, словосочетаний, устойчивых фразеологических выражений (идиом); интерпретация основного и дополнительного значений языковой единицы или единицы речи (устной или письменной); толкование положений текста документа для установления того, какие варианты понимания этих положений возможны в современном дискурсе; изучение товарных знаков, словесных обозначений, девизов, слоганов, рекламных текстов, коммерческих, фирменных наименований на предмет их тождественности или сходности до степени смешения с другими обозначениями; изучение текста (фрагмента) с целью выявления его смысловой направленности, модальности пропозиций, экспрессивности и эмотивности речевых единиц, их формально-грамматической характеристики и семантики, специфики использованных стилистических средств и приемов; объяснение употребления языкового знака с точки зрения плана содержания и плана выражения и т.д. [14, с. 7].
На судебном процессе результаты лингвоэкспертизы являются одним из доказательств виновности или невиновности и не имеют приоритета перед другими доказательствами [15, с. 26].
Часто экспертиза необходима, чтобы установить единый вариант понимания текста. Ведь часто одна и та же фраза может нести абсолютно разный смысл, в зависимости от контекста, и участники речедеятельности (интервьюирования, разговора) будут неправильно понимать друг друга, например, считать оскорбительным то, что оскорбительным не является. В ходе судебной лингвистической экспертизы устраняется индивидуалистическое понимание фраз и устанавливается единственно правильный вариант восприятия данной фразы (фраз) в данном контексте. Много проблем связано с неправильным пониманием иронии, намёков, оценок чего-то, цитат, архаизмов [16, с. 226].
Перед экспертами в области судебной лингвистической экспертизы в последнее время стоит трудная задача совместить лингвистическое исследование с юридической оценкой, например: в газете было опубликовано стихотворение, в котором заглавные буквы каждой строфы образовывали оскорбительное слово. Ситуация более чем спорная – вышло это случайно или было задумано? И подобных случаев – где надо решить, является ли «оскорбление оскорблением, унижение унижением, а клевета – клеветой» – великое множество [17, с. 66].
С развитием техники гипноза,
человеческого
В настоящее время судебная лингвистическая экспертиза выходит на качественно новый уровень. Это необходимость, требование времени, потому как для эффективной деятельности она должна идти в ногу со временем и учитывать новые тенденции.
Судоговорение есть не что иное, как словесный обмен мыслей между сторонами в присутствии суда. Это непосредственная часть судебной лингвистики. Судоговорение находится в тесной связи с устной формой судопроизводства, при которой судья основывает свое решение на непосредственно им выслушанном состязании сторон. В содержание судоговорения входят: доказывание, аргументирование, судебный допрос, прения [7, с. 89].
Судебное доказывание – это аргументирование доводами, т. е. использование средств речевого воздействия на разум, и эмоции слушателей с целью убеждения, утверждения их в определенном мнении. Это речевая деятельность. Эффективность судебного доказывания определяется эффективностью пользования речью речедеятелями [5, с. 150].
Основная проблема судебного доказывания – искусство сторон преподносить свои аргументы. Стопроцентное доказательство, преподнесённое плохо, неубедительно, может быть воспринято с сомнением. Много зависит от самого речедеятеля, от его умения говорить, убеждать и воздействовать на эмоции судья и присяжных. Бесспорно, что эмоциональная сторона доказывания играет далеко не последнюю роль при оказании воздействия на тех, кто выносит приговор по делу. Хорошо подобранные слова воздействуют также и на разум слушателей. Умело построенная речь и уверенно высказанные убедительные доводы способны убедить аудиторию в правоте сказанного, даже если сказанное не является верным. Именно это отличает процесс доказывания в досудебном следствии от процесса доказывания в рамках судебного разбирательства [19], т.е. доказательства логического от доказательства процессуального [5, с. 181].
Основная проблема судебного доказывания состоит именно в абсолютной субъективности истины, которую находят в ходе судебного процесса. Истина, а значит и приговор суда, полностью зависит от судьи или присяжных, от оказываемого на них воздействия, т.е. всё судебное разбирательство является всего лишь состязанием обвинителя и защитника, их ораторского искусства и умения убеждать [5, с. 176].
Аргументирование – это речь, предложенная публике и предназначенная для того, чтобы склонить публику к определенной точке зрения, т.е. это весь процесс убеждения. В суде с участием присяжных заседателей юрист говорит один раз перед одной аудиторией. Его задача – убедить здесь и сейчас. Аргументация необходима там, где неизбежна полемика. [5, с. 200].
Аргументы должны быть убедительны, чтобы на основании их можно было доказывать что-либо; чтобы быть убедительными, они должны быть преподнесены так, чтобы не возникло сомнения в достоверности сказанного и представленного. Также много зависит от оппонента аргументирующего. Убедить суд в своей правоте намного сложнее, если оппоненту есть, что возразить. Судья оценивает аргументы в ходе спора сторон на их счёт. Если другая сторона не находит, что противопоставить, то суд расценивает это как невозможность возражать тому, что «безупречно истинно» [5, с. 390].
Аргументация является частью судебного доказывания, которая включает в себя формирование доводов на основе представленных и исследованных в судебном следствии фактических данных, опровержение доводов противника, согласие или несогласие аудитории (суда) с выдвигаемыми аргументами и утверждениями. Юрист – аргументатор стремится убедить суд в законности, обоснованности и справедливости своего утверждения — путем приведения доводов, а также наведения своей речью выгодных для него эмоций. Для аргументации в равной степени важно, чтобы она опиралась на факты и чтобы аудитория была расположена согласиться с ними [5, с. 204].
Основная проблема аргументации с точки зрения лингвистики, как и в случае с доказыванием, заключается в правильном построении системы аргументов и умении преподносить эти аргументы в правильное время правильным способом, т.е. всё сводится к умению речедеятеля использовать лингвистические средства.
Судебный допрос – речедеятельность между фигурантом рассматриваемого дела и представителем одной из сторон судебного разбирательства, строящаяся по системе «вопрос – ответ». Судебный допрос является основным способом получения сведений в ходе судебного процесса [20, с. 126].
Допрос состоит из вопросов и ответов, т.е. имеет диалоговую природу. Важнейшим компонентом допроса является вопрос. Ответ, хоть и является целью вопроса, не может быть без вопроса получен. Именно поэтому от того, как поставлен вопрос, зависит ответ. Непосредственно из этого вытекает первая проблема судебного допроса: правильная постановка вопроса [5, с. 297].
Показания, полученные в ходе судебного допроса, ценятся намного выше, чем показания, полученные в ходе допроса в рамках предварительного следствия, т.к. их дача происходит непосредственно в присутствии суда, т.е. суд имеет возможность оценить сами показания, а не их запись. При предварительном следствии свидетель дает показание без присяги, не публично, не всегда даже в присутствии сторон; показание его часто записывается не им самим и не всегда собственными его словами. При судебном следствии свидетель показывает публично, под присягой; каждое его слово может быть взвешено судом, подвергнуто анализу и контролю посредством перекрестного допроса сторон; колебания, противоречия, натяжки, двусмысленные выражения, часто исчезающие бесследно в протоколе судебного следователя, являются здесь в полном свете и производят непосредственное впечатление на судей и присяжных. Вот почему допрос свидетеля в суде может быть заменен прочтением его показаний, данных при предварительном следствии, только тогда, когда этого требует необходимость, т. е. тогда, когда допрос свидетеля в суде представляется невозможным [5, с. 317].
Иными словами, к допросу следует подходить именно как к устной речи, которая несёт информацию не только в своём содержании (в том, что говорится), но и в своей форме (в том, как говорится). Именно с этой стороны судебный допрос давно является предметом изучения зарубежных психологов и лингвистов. В частности, американские исследователи оценивали языковую силу свидетельских показаний с точки зрения восприятия слушателями различных стилей речи. Так, О'Барр выделил четыре типа речи, которые имеют место в суде:
В зависимости от того, как даются показания, варьируется и оценка правдивости этих показаний. В ходе допроса юрист имеет возможность в опосредованной форме (через свои вопросы; контролируя, направляя показания допрашиваемого) говорить суду о своем видении обстоятельств дела, создавать благоприятное впечатление о себе и своем деле или, напротив, разрушать дело противника. Судебный допрос – это одновременно и средство получения доказательств, и средство убеждения судей в правдоподобии устанавливаемых фактов. Допросы в немалой степени определяют решение суда по делу [22].
Прения сторон – финальные выступления сторон судебного разбирательства (обвинения и защиты), в которых они (стороны) подводят итоги своей деятельности и делают конечные выводы [19].
В ходе прений стороны суммируют все аргументы и доводы, приведённые в ходе судебного разбирательства, говорят заключительные речи, делают последние попытки повлиять на суд.
Таким образом, судоговорение является важнейшей и основной частью судебного процесса, от которой зависит решение судьи либо присяжных заседателей и последующий приговор.
И, наконец, правоприменительный акт – один из видов правовых актов. Судебный правоприменительный акт – это документ, в котором содержится властное решение по конкретному делу [8, с. 257].
Назначение актов применения права вытекает из их названия – они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые – это не их функция [8, с. 360].
Судебный правоприменительный акт выполняет семантическую функцию, которая заключается в фиксации решения, содержащегося в них.
Основная проблема существования судебного правоприменительного акта состоит в языке, которым он написан. Язык судебного правоприменительного акта должен исключать такие чуждые этому виду текста средства, как аллюзии, крылатые выражения, эвфемизмы, оскорбления, намёки. Содержание правоприменительного акта должно быть ясным и понятным, не содержащим двояких выражений и фраз, которые могут быть неправильно поняты или иметь излишнюю эмоциональную окраску [23, с. 165].
Имеет место проблема правильной формулировки приговора: т.к. приговор понимается дословно, то и формулировать его надо так, чтобы из него не следовало противоположных последствий. Это в первую очередь касается правильного использования предлогов, союзов, терминов. Неправильно употреблённые, они делают смысл судебного правоприменительного акта совершенно другим, нежели вложенный в него судом, который его издал [24, с. 12].
Судебный правоприменительный акт является логическим результатом судебного процесса. Его составление требует тщательного анализа составляемого текста, подбора точных слов и выражений. Судебный правоприменительный акт использует особый вид правового языка – язык судебного правоприменительного акта, лишённый эмоциональной стороны и использующий только нейтральную лексику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенного исследования об основных проблемах судебной лингвистики, можно сделать следующие выводы: