Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 23:07, курсовая работа
Парламентаризм в Республике Беларусь прошёл в своём развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г. До референдума 24 ноября 1996 г. Высшим представительным и законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет. В результате изменений и дополнений, внесённых в Конституцию, белорусский парламент был переименован в Национальное собрание и разделён на две палаты- Палату представителей и Совет Республики.
Введение…………………………………………………………………………5
1 Порядок образования Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь………………………………………………………… . 6
1.1 Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей………...6
1.2 Регистрация кандидатов в депутаты Палаты представителей………….8
1.3 Подведение итогов выборов в депутаты Палаты представителей …......9
2Структура органов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь…………………………………………………………..11
2.1 Руководство Палаты представителей……………………………………..11
2.2 Совет Палаты представителей ………………………………..................12
2.3Постоянные комиссии Палаты представителей …………………………14
2.4 Депутатские группы Палаты представителей…………………………...17
2.5 Секритариат Палаты представителей……………………………………17
3. Механизм и особенности функционирования Палаты представителей…21
3.1 Компетенция Палаты представителей и основные организационно-правовые формы работы……………………………………………………....21
3.2 Рассмотрение проекта закона Палатой представителей………………..26
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников…...........................................................35
Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат в депутаты Палаты представителей, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися. Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Если ни один из кандидатов в депутаты Палаты представителей не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению окружной избирательной комиссии проводится в избирательном округе второй тур голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Выборы депутатов в Палату представителей назначаются не позднее четырёх месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.[5].
2 Структура органов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
2.1 Руководство Палаты представителей
В соответствии со статьёй 96 Конституции Республики Беларусь Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя. Председатель Палаты представителей, его заместитель ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат. Выборы Председателей палат Парламента проводятся в соответствии с регламентами палат. Председатель и его заместитель избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Кандидатуры на должность Председателя Палаты представителей вправе выдвигать депутаты Палаты представителей, а также депутатские группы, Совет Палаты представителей, постоянные комиссии Палаты представителей, если они сформированы. Депутат Палаты представителей вправе выдвигать собственную кандидатуру на должность Председателя Палаты представителей. Кандидатуры на должность заместителя Председателя Палаты представителей вправе выдвигать Председатель Палаты представителей, депутаты Палаты представителей, а также депутатские группы, Совет Палаты представителей, постоянные комиссии Палаты представителей – при условии, что они сформированы.
Депутаты Палаты представителей, выдвинутые кандидатами на должности Председателя палаты представителей или заместителя Председателя палаты, не заявившие о самоотводе, выступают на заседании Палаты представителей и отвечают на вопросы депутатов. Депутаты Палаты представителей имеют право излагать свои аргументы за или против выдвинутых кандидатур. Обсуждение кандидатур прекращается по решению Палаты представителей, принятому большинством голосов депутатов данной Палаты и её полного состава. В бюллетень для тайного голосования по кандидатурам Председателя Палаты представителей, его заместителя включаются без голосования все выдвинутые кандидатуры, за исключением заявивших о самоотводе. Палата представителей утверждает списки кандидатур для избрания на должности Председателя Палаты представителей и его заместителя. Порядок проведения тайного заседания определяется Регламентом Палаты представителей. Депутат Палаты представителей не может быть выдвинут кандидатом на должности Председателя Палаты представителей, его заместителя более двух раз в течение одной сессии Палаты представителей. Кандидаты на должности Председателя Палаты представителей, его заместителя считаются избранными, если в результате голосования они получили большинство голосов от полного состава Палаты представителей. Избрание Председателя Палаты представителей и его заместителя оформляется постановлениями Палаты представителей. Председатель Палаты представителей, его заместитель подотчётны Палате представителей и могут быть досрочно освобождены от должности тайным голосованием с использованием бюллетеней. Вопрос о досрочном освобождении от должности Председателя Палаты представителей, его заместителя может предлагаться для рассмотрения Председателем Палаты представителей, его заместителем, депутатами Палаты представителей, депутатскими группами, Советом Палаты представителей, постоянными комиссиями. При рассмотрении вопроса о досрочном освобождении от должности Председателя Палаты представителей или его заместителя им должно быть предоставлено слово для выступления. Тайное голосование по вопросу о досрочном освобождении от должности Председателя Палаты представителей, его заместителя проводится в порядке предусмотренном Регламентом для избрания кандидатов на эти должности. Решение о досрочном освобождении от должности Председателя Палаты представителей, его заместителя принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей.[2]
2.2 Совет Палаты представителей
В соответствии с Регламентом работы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (статьи 22-38) для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, организации работы постоянных комиссий и иных органов палаты представителей создаётся Совет Палаты представителей, который является постоянно действующим органом, подотчётным Палате представителей, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законодательством и Регламентом. Совет Палаты представителей возглавляет Председатель Палаты представителей.
В состав Совета Палаты представителей входят:
Порядок избрания членов Совета Палаты представителей, кроме лиц, входящих в его состав по должности, определяется Палатой представителей. Решение об образовании Совета Палаты представителей и его состава оформляется постановлением Палаты представителей.
Совет Палаты представителей осуществляет свою работу, как правило, в форме открытых заседаний. В случае, если этого требуют интересы государства, Совет Палаты представителей может большинством голосов от полного состава Совета Палаты представителей принять решение о проведении закрытого заседания. Заседание Совета Палаты представителей правомочно при условии, что на нём присутствует более половины от его полного состава. Заседания Совета Палаты представителей созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Правовые акты Совета Палаты представителей принимаются в форме решений большинства голосов от полного его состава. Президент Республики Беларусь и его полномочные представители, Премьер-министр Республики Беларусь, а также члены Правительства Республики Беларусь имеют право присутствовать на заседаниях Совета Палаты представителей, в том числе закрытых, выступать перед Советом Палаты представителей в любое время с речью или сообщением. Депутаты Палаты представителей имеют право участвовать в заседаниях Совета Палаты представителей с правом совещательного голоса.
В целях организации деятельности Палаты представителей и её органов Совет Палаты представителей:
Кроме того, в целях содействия депутатам Палаты представителей и выполнении ими своих полномочий Совет Палаты:
- осуществляет контроль
за своевременным
- принимает решения о направлении депутатов Палаты представителей, работников Секретариата Палаты представителей и иных лиц в зарубежные командировки;
- утверждает отчёты депутатов
Палаты представителей о
2.3 Постоянные комиссии Палаты представителей
В силу статьи 96 Конституции Республики Беларусь Палата представителей из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к её ведению.
В соответствии с постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 27 октября 2008 г. «Об образовании постоянных комиссий Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» в указанной палате образовано 14 постоянных комиссий:
10)Комиссия по денежно-кредитной политике и банковской деятельности;
11)Комиссия по труду и социальной защите, делам ветеранов и инвалидов;
12)Комиссия по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодёжи;
13)Комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации;
14)Комиссия по промышленности,
топливно-энергетическому
Постоянные комиссии Палаты представителей рассматривают письменные обращения граждан и других субъектов, содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь по направлениям деятельности комиссий, а также обращения граждан по другим вопросам.
Персональный состав постоянных комиссий предлагается Палате представителей Советом Палаты представителей и депутатами. Перечень и состав постоянных комиссий утверждаются Палатой представителей и оформляются постановлением. В состав постоянной комиссии входят председатель комиссии, заместители председателя и члены комиссии- от 5 до 13 депутатов. Каждый депутат Палаты представителей обязан состоять в одной из постоянных комиссий. При этом председатель Палаты представителей Национального собрания и его заместитель не могут входить в состав постоянных комиссий.
Кандидатуры на должность председателя постоянной комиссии вправе выдвигать депутаты Палаты представителей, депутатские группы, Совет Палаты и постоянные комиссии, если они сформированы. Избрание председателя постоянной комиссии осуществляется тайным голосованием. Выдвижение кандидатур на должности заместителей председателя комиссии производится на заседании постоянной комиссии. Поддержанная комиссией кандидатура вносится на утверждение Палаты представителей. Председатель постоянной комиссии может быть досрочно освобождён от должности по решению Палаты представителей в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, требований законодательства и Регламента, а также по его личной инициативе.
Заседания постоянной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и созываются её председателем либо по его поручению – заместителем, а также по требованию не менее 1/3 от полного состава комиссии.
Постоянные комиссии Палаты представителей имеют право вносить предложения по повестке дня сессии Палаты представителей в Совет Палаты представителей либо непосредственно в Палату представителей. Кроме того, они рассматривают модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, Межпарламентской Ассамблеей государств- участников Содружества Независимых Государств и органами межгосударственных образований, участником которых является Республика Беларусь, и готовят предложения об их использовании в национальном законодательстве.