Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь: порядок образования, механизм и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Парламентаризм в Республике Беларусь прошёл в своём развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г. До референдума 24 ноября 1996 г. Высшим представительным и законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет. В результате изменений и дополнений, внесённых в Конституцию, белорусский парламент был переименован в Национальное собрание и разделён на две палаты- Палату представителей и Совет Республики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5
1 Порядок образования Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь………………………………………………………… . 6
1.1 Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей………...6
1.2 Регистрация кандидатов в депутаты Палаты представителей………….8
1.3 Подведение итогов выборов в депутаты Палаты представителей …......9
2Структура органов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь…………………………………………………………..11
2.1 Руководство Палаты представителей……………………………………..11
2.2 Совет Палаты представителей ………………………………..................12
2.3Постоянные комиссии Палаты представителей …………………………14
2.4 Депутатские группы Палаты представителей…………………………...17
2.5 Секритариат Палаты представителей……………………………………17
3. Механизм и особенности функционирования Палаты представителей…21
3.1 Компетенция Палаты представителей и основные организационно-правовые формы работы……………………………………………………....21
3.2 Рассмотрение проекта закона Палатой представителей………………..26
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников…...........................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.docx

— 80.34 Кб (Скачать файл)

6)подписание Президентом  законопроекта и порядка вступления  закона в силу (здесь также  следует учитывать, что Президент  имеет право подписать законопроекте  целиком, а без некоторых статей).

  Первая стадия законодательного процесса - это право законодательной инициативы, которое в соответствии с Конституцией осуществляет соответствующим органом или лицом путём внесения в Парламент соответствующего законопроекта. Согласно статье 99 Конституции  Республики Беларусь, право законодательной  инициативы принадлежит:

1)Президенту Республики  Беларусь;

2)депутатам Палаты представителей;

3)Совету Республики;

4)Правительству;

5)гражданам, обладающим  избирательным правом, в количестве не менее

50 тыс. человек.

     Право законодательной  инициативы реализуется в Палате представителей. При реализации данного права следует учитывать, что Конституция Республики Беларусь запрещает вносить в Палату представителей законопроекты, следствием  принятие которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, без согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства. Кроме того, статьёй 99 Конституции Республики Беларусь определено, что Президент либо по его поручению Правительство  имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должен рассмотреть данный проект в течении 10 дней со дня внесения на их рассмотрение. Согласно статье 49 Закона о Национальном собрании, первоочередному рассмотрению  палатами Национального собрания подлежат проекты законов:

  • о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие законов о внесении изменений и (или) дополнений  в Конституцию Республики Беларусь;
  • о толковании  Конституции Республики Беларусь;
  • направленные непосредственно на реализацию положений Конституции Республики Беларусь;
  • о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год;
  • подготовленные на основе нормативных правовых актов Союзного государства Беларуси и России.

В соответствии со статьёй 50 Закона о Национальном собрании проект закона вносится субъектом  права законодательной инициативы в Палату представителей на белорусском и (или) русском языках с приложением  следующих документов:

- сопроводительного письма и обоснования необходимости принятия проекта закона, включая финансово-экономическое обоснование;

 - документа, содержащего информацию о согласовании (визировании) проекта закона. При этом законопроект, внесённый Президентом Республики Беларусь, считается согласованным со всеми государственными органами и иными государственными организациями, а проект закона, внесённый Правительством Республики Беларусь, - с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчинёнными Правительству Республики Беларусь;

-  списка лиц, подготовивших проект закона;

- документа, подтверждающего  согласие Президента Республики  Беларусь или его соответствующее поручения Правительству Республики Беларусь и согласие Правительства на внесение проекта закона, если следствием принятия соответствующего проекта закона может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов;

- документа, подтверждающего  соответствующего поручение Президента  Республики Беларусь Правительству  о внесении предложения в Палату  представителей и Совет Республики  об объявлении рассмотрения проекта  закона срочным;

-документа, подтверждающего  согласие Президента Республики  Беларусь, если Правительство потребовало, чтобы Палата представителей  и Совет Республики приняли  решения, голосуя в целом за  внесённый Президентом или Правительством  проект закона либо его часть, сохранив лишь те поправки, которые  предложены или приняты Президентом  или Правительством;

-документа, подтверждающего  соответствующее поручение Президента  Республики Беларусь Правительству  внести проект закона, подготовленный  в связи с заключением, приостановлением  действия или прекращением международного  договора Республики Беларусь;

-информации о назначении  докладчика по проекту закона  в Палате представителей и  Совете Республики;

-документа, подтверждающего, что Президенту Республики Беларусь  направлены  копии проекта закона  и сопроводительных документов  к нему;

-заключений Национального  центра законодательства и правовых  исследований  Республики Беларусь  и государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», а также иных экспертных заключений, если они давались;

- информации о направлении  в Национальный центр правовой  информации Республики Беларусь  проекта закона и предусмотренных  законодательными актами Республики  Беларусь сопроводительных документов  к нему для включения в компьютерный  банк данных проектов законов Республики  Беларусь. 

К проекту закона, вносимому в Палату представителей, прилагаются экспертные заключения по редакции проекта закона, в которой он вносится в Палату представителей. При этом, если в проект закона вносились изменения и (или) дополнения, носящие технический характер, его повторное направление для подготовки экспертных заключений не производится.

К проекту закона о внесении изменений и (или) дополнений в закон, как правило, прилагается таблица с указанием редакции статьи или иного структурного элемента этого закона и редакции статьи  или иного структурного элемента закона с учётом предлагаемых проектом закона изменений и (или) дополнений. Сопроводительные документы при внесении проекта закона в Палату представителей  представляются субъектом права законодательной инициативы или его уполномоченным представителем.       Проект закона, внесённый в Палату представителей с нарушением указанных  требований, может быть возвращён субъекту права законодательной инициативы, внёсшему проект закона, с предложением выполнить требования Закона о Национальном собрании. Проект закона, внесённый в Палату представителей с нарушением требований указанного Закона. Может быть рассмотрен по решению Президента Республики Беларусь или Палаты представителей. Проекты законов вносятся в Палату представителей на бумажных носителях и одновременно в виде текстовых файлов на электронных (магнитных) носителях.

    Вторая стадия законодательного процесса - предварительное рассмотрение проектов законов руководством Палаты представителей, структурными подразделениями Секретариата Палаты, комиссиями, Советом Палаты для рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии. Согласно статье 100 Конституции Республики Беларусь, любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Обсуждение законопроектов предполагает работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах и комиссиях.

Поступившие в Палату представителей проекты законов и постановлений Направляются в управление Секретариата Палаты представителей, осуществляющее экспертно-правовую деятельность, для подготовки заключения о соответствии законопроекта требованиям, предусмотренным Регламентом Палаты представителей (наличие сопроводительных документов). Законопроект, внесённый в Палату представителей без указанных документов, может быть возвращён Председателем Палаты представителей или его заместителем субъекту права законодательной инициативы, внёсшему проект, с предложением выполнить требования Регламента. Проект закона, внесённый в Палату представителей без сопроводительных Документов, может быть рассмотрен по решению Президента Республики Беларусь или Совета Палаты представителей, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Решение Совета Палаты представителей о рассмотрении такого проекта закона принимается на основании заключения соответствующей постоянной комиссии. Затем Председатель Палаты представителей или его заместитель назначают из числа постоянных комиссий Палаты головную комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона и подготовки его к рассмотрению в первом чтении. По предложению Председателя или его заместителя Совет Палаты представитель может принять решение о создании из числа депутатов специальной (головной) комиссии для работы над проектом закона.

  Дальнейший порядок работы над проектом закона определяются головной комиссией в соответствии с Законом о Национальном собрании и Регламентом Палаты представителей. Изменение и (или) дополнение в проект закона вносятся головной комиссией лишь в случае получения на это согласие субъекта права законодательной инициативы, внёсшего проект закона, или его уполномоченного представителя, за исключением изменений и (или) дополнений, которые носят технический характер. Проект закона с внесёнными в него Палатой представителей изменениями и (или) дополнениям должен быть направлен головной комиссией на заключение в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. В случае если  следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, а также поправки включаются в проект закона с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению - Правительства, а если следствием внесения поправок станет расхождения проекта закона с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, такие поправки включаются в проект закона только с согласия Главы государства.

      Третья стадия законодательного процесса - рассмотрение проектов законов на заседаниях Палаты представителей. Их рассмотрение осуществляется, как правило, в двух чтениях. Проект закона в первом чтении рассматривается Палатой представителей, как правило, в авторской редакции, если головной комиссией не принято иное решение. При этом обсуждаются концепция структура проекта закона, а также целесообразность его принятия. Если до рассмотрения проекта закона в первом чтении в Палату представителей иными субъектами права законодательной инициативы внесённые другие законопроекты, направленные на регулирование тех же общественных отношений (альтернативные проекты закона),  то все проекты закона рассматриваются в первом чтении одновременно. 
       По результатам обсуждения Палаты представителей принимают проект закона в первом чтении или отклоняет его. Голосование о принятии проекта закона в первом чтении осуществляется по проекту закона в целом. Проект закона считается принятым в первом чтении или отклонённым, если за решение проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. В случае принятия в первом чтении одного из альтернативных проектов закона другие проекты закона считаются отклонёнными. Если проект закона не нуждается в доработке и в ходе первого чтения по нему не поступили замечания и (или) предложения либо внесённые изменения и (или) дополнения носят технический характер, то такой проект закона по решению Палаты представителей может быть рассмотрен во втором чтении без доработки в головной комиссии Палаты представителей. Субъект права законодательной инициативы, внёсший проект закона, официально информируется о результатах рассмотрения проекта закона в первом чтении. Проект закона, принятый Палатой представителей в первом чтении, направляется на доработку в головную комиссию, определённую Палатой представителей, если не принято иное решение, предусмотренное Законом о Национальном собрании. Замечания и (или) предложения субъекта права законодательной инициативы, оформленные как письменные поправки к проекту закона, направляются в головную комиссию, которая рассматривает внесённые поправки и готовит проект закона к рассмотрению Палатой представителей во втором чтении. В случае если головной комиссией или субъектом права законодательной инициативы представлены возражения по концепции проекта закона, принятого в первом чтении, эти возражения рассматриваются вместе с поступившими поправками. Проект закона с внесёнными в него в Палате представителей изменениями и (или) дополнениями должен быть направлен головой комиссией на заключение в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и на согласование с субъектом права законодательной инициативы, внёсшим проект закона, если этим субъектом не установлено иное. Если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, такие поправки включаются в проект закона лишь с согласием Президента Республики Беларусь  либо по его поручению - Правительства, а в случае если следствием внесения поправок станет расхождение проекта закона с временными декретами или указами Президента, такие поправки включаются в проект закона только с согласия Главы государства.

       Внесение изменений и (или) дополнений в проект закона, за исключением изменений и (или) дополнений, которые носят технический характер, без направления на заключение и проведения согласия не допускается.

     Проект закона  считается прошедшим согласование  в случае:

  • Получения письменного ответа субъекта права законодательной инициативы, внёсшего проект закона, или его уполномоченного представителя независимо от его согласия со внесёнными изменениями и (или) дополнениями; 
  • истечение четырнадцатидневного срока со дня получения субъектом права законодательной инициативы проекта закона с изменениями и (или) дополнениями, внесёнными в Палате представителей, если иной срок не обусловлен проведением криминологической экспертизы по этому проекту закона или объявлением рассмотрения проекта закона срочным. При необходимости получения дополнительной информации, а также особо сложным проектам законов Палатой представителей либо по согласованию с ней может быть установлен более длительный срок проведения согласования.

     При рассмотрении  проекта закона во втором чтении  обсуждаются структурные элементы  проекта закона и поправки  к нему. Голосование по проекту  закона может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным элементам проекта закона. Если по проекту закона не имеется замечаний и (или) предложений, изменения и (или) дополнения в проект закона не выносился либо внесённые изменения и (или) дополнения носят технический характер, Палата представителей может принять решение о голосовании по проекту закона в целом. На голосовании ставятся только те поправки субъектом права законодательной инициативы, которые представлены в письменной форме, рассмотрены и отклонены головной комиссией в порядке, предусмотренном Регламентом Палаты представителей. Субъект права законодательной инициативы, внёсший поправку к проекту закона, может в любой момент до голосования по этой поправке отозвать её. Если при доработке проекта закона к рассмотрению во втором чтении или в ходе рассмотрения его во втором чтении изменяется концепция проекта закона, Палаты представителей принимает решение об отмене ранее принятого по этому проекту закона постановления и о повторном рассмотрении его в первом чтении.

По требованию Президента Республики Беларусь либо с его согласия –Правительства Палаты представителей на своём заседании принимают решение, голосуя в целом за внесённый Президентом или Правительством проект закона либо его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом или Правительством. После проведения голосования по структурным элементам проекта закона,  а также по всем внесённым поправкам проводится голосование по проекту закона в целом.

Информация о работе Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь: порядок образования, механизм и особенности функционирования