Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 23:07, курсовая работа
Парламентаризм в Республике Беларусь прошёл в своём развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г. До референдума 24 ноября 1996 г. Высшим представительным и законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет. В результате изменений и дополнений, внесённых в Конституцию, белорусский парламент был переименован в Национальное собрание и разделён на две палаты- Палату представителей и Совет Республики.
Введение…………………………………………………………………………5
1 Порядок образования Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь………………………………………………………… . 6
1.1 Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей………...6
1.2 Регистрация кандидатов в депутаты Палаты представителей………….8
1.3 Подведение итогов выборов в депутаты Палаты представителей …......9
2Структура органов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь…………………………………………………………..11
2.1 Руководство Палаты представителей……………………………………..11
2.2 Совет Палаты представителей ………………………………..................12
2.3Постоянные комиссии Палаты представителей …………………………14
2.4 Депутатские группы Палаты представителей…………………………...17
2.5 Секритариат Палаты представителей……………………………………17
3. Механизм и особенности функционирования Палаты представителей…21
3.1 Компетенция Палаты представителей и основные организационно-правовые формы работы……………………………………………………....21
3.2 Рассмотрение проекта закона Палатой представителей………………..26
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников…...........................................................35
Комиссии имеют право проводить совместные заседания, которые считаются правомочными при условии, что на них присутствуют более половины от полного состава каждой комиссии, участвующей в совместном заседании. На совместном заседании комиссий по взаимной договорённости председательствует председатель одной из комиссий. Решение совместного заседания комиссий принимается большинством голосов от полного состава каждой комиссии, участвующей в совместном заседании, и оформляется протоколом.
Для подготовки отдельных вопросов и парламентских слушаний комиссия может создавать рабочие группы из числа членов этой комиссии, других депутатов Палаты представителей, а также представителей и специалистов министерств и иных государственных органов, общественных объединений, научных учреждений. Комиссии имеют право привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов, создавать на общественных началах научные, консультативные, и другие советы по вопросам, входящим в компетенцию комиссий. Комиссии вправе также вносить в Совет Палаты представителей предложения по подготовке иных вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей. Постоянные комиссии вправе запрашивать официальные документы, информационные и иные материалы, необходимые для их деятельности, в порядке, установленном законодательством.
Палата представителей при необходимости создаёт временные комиссии. Способ формирования состава временных комиссий определяется решением Палаты представителей. Создание временных комиссий оформляется постановлением Палаты представителей. Задачи и порядок деятельности временных комиссий определяется Палатой представителей при их образовании. Временные комиссии избираются из числа депутатов Палаты представителей в составе председателя и членов комиссии. Комиссии могут привлекать к своей работе специалистов, не являющихся депутатами Палаты представителей. Избрание депутата Палаты представителей в состав временной комиссии не прекращает членства депутата в составе постоянной комиссии. Депутаты Палаты представителей , не избранные в состав временной комиссии , имеют право участвовать в её работе с совещательным голосом.
Заседание временной комиссии Палаты представителей проводится открыто, если комиссия не приняла новое решение. Временные комиссии имеют право запрашивать официальные документы , информационные и другие материалы, необходимые для их деятельности, осуществлять иные предоставленные комиссиям полномочия в порядке, установленном законодательством.
Временные комиссии подотчётны Палате представителей и ответственны перед нею. По результатам деятельности временная комиссия представляет Палате представителей доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана. По докладу временной комиссии Палатой представителей принимается постановление. Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на неё задач или досрочно по решению Палаты представителей.[2]
2.4 Депутатские группы Палаты представителей
К числу иных органов, создаваемых Палатой представителей, можно отнести постоянные или временные депутатские группы. Их деятельность связана с коллективным обсуждением и высказыванием мнений по законопроектам и иным вопросам, относящимся к ведению Палаты представителей, реализацией предвыборных программ. Создание депутатской группы основывается на добровольном волеизъявлении депутатов Палаты представителей. Депутатская группа может быть создана при наличии не менее 10 депутатов Палаты представителей, желающих войти в ее состав. Депутаты Палаты представителей могут свободно входить в депутатские группы и выходить из них. Руководитель депутатской группы избирается ее членами.[11]
2.5 Секретариат Палаты представителей
Секретариат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь является постоянно действующим рабочим органом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь осуществляющим организационное, правовое, информационно-аналитическое, документационное и иное обеспечение деятельности Палаты представителей, ее органов и депутатов Палаты представителей. Деятельность Секретариата Палаты представителей направляет и контролирует Председатель Палаты представителей, координирует – заместитель Председателя Палаты представителей. По истечении срока полномочий Палаты представителей или их досрочном прекращении Секретариат Палаты представителей продолжает свою деятельность.
В своей деятельности Секретариат Палаты представителей руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», актами Главы государства, Регламентом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь, а также решениями Совета Палаты представителей, распоряжениями Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь заместителя Председателя Палаты представителей.
Секретариат Палаты представителей обеспечивает:
- подготовку и проведение заседаний Палаты представителей, совместных заседаний Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, парламентских слушаний, иных мероприятий, проводимых Палатой представителей и ее органами;
- деятельность Председателя Палаты представителей, его заместителя, Совета Палаты представителей, постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей;
- подготовку проектов планов
работы Палаты представителей и ее органов;
- работу согласительных комиссий, создаваемых для преодоления возникших разногласий в случае отклонения Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь законопроектов, принятых Палатой представителей;
- учет, анализ и обобщение предложений и замечаний депутатов Палаты представителей, высказанных при обсуждении законопроектов и других вопросов на сессиях Палаты представителей, а также поступающих в ходе работы над законопроектами;
- составление проекта сметы расходов Палаты представителей на очередной финансовый год в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание Национального собрания Республики Беларусь;
- подготовку и направление в соответствующие государственные органы решений и предложений Палаты представителей, Совета Палаты представителей, постоянных комиссий Палаты представителей, а также иных документов по вопросам, относящимся к ведению Палаты представителей, ее органов и должностных лиц;
-подготовку материалов, необходимых для обращения Палаты представителей в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о проверке конституционности нормативных правовых актов и участия представителей Палаты представителей в заседаниях Конституционного Суда Республики Беларусь;
- организацию проведения приема граждан и представителей юридических лиц в Палате представителей, рассмотрение устных и письменных обращений граждан и юридических лиц, поступающих в Палату представителей и ее органы, их обобщение и анализ;
-предусмотренное законодательством взаимодействие Палаты представителей, ее органов и должностных лиц с иными государственными органами и организациями;
-сотрудничество Палаты представителей с парламентами и государственными органами иностранных государств, межпарламентскими и иными международными организациями;
- проведение аккредитации журналистов средств массовой информации при Палате представителей, освещение деятельности Палаты представителей и ее органов в средствах массовой информации;
- подготовку информационно-аналитических и иных материалов для Председателя Палаты представителей, его заместителя, постоянных комиссий Палаты представителей, иных органов Палаты представителей и депутатов Палаты представителей;
- создание и развитие информационно-технологических систем и средств коммуникаций, формирование информационных ресурсов Палаты представителей, пользование внутренними и внешними информационными источниками в Палате представителей;
- ведение протоколов и (или) подготовку стенографических отчетов заседаний Палаты представителей и ее органов, а также иных мероприятий, проводимых в Палате представителей;
- контроль за оформлением, прохождением и исполнением документов, поручений в Палате представителей и ее органах, ведение делопроизводства, в том числе сдачу документов в государственный архив.
Секретариат Палаты представителей также:
- исполняет распоряжения и поручения Председателя Палаты представителей, его заместителя, решения и поручения Совета Палаты представителей по вопросам, относящимся к их ведению;
- разрабатывает и готовит к рассмотрению проекты решений и иных документов по вопросам, относящимся к ведению Палаты представителей и ее органов;
- разрабатывает локальные нормативные правовые акты Палаты представителей и Секретариата Палаты представителей, ведет их учет, систематизацию и хранение;
- осуществляет подготовку и анализ материалов по вопросам, подлежащим рассмотрению на заседаниях Палаты представителей и ее органов;
- оказывает содействие депутатам Палаты представителей в законотворческой деятельности;
- осуществляет правовое и редакционное обеспечение деятельности Палаты представителей, проведение правовой и лингвистической экспертиз проектов нормативных правовых актов;
- запрашивает в установленном законодательством порядке у государственных органов и иных организаций информационные, справочные и другие материалы и документы по вопросам, относящимся к ведению Палаты представителей, а также иные материалы и документы, необходимые для осуществления деятельности Секретариата Палаты представителей;
- направляет для официального опубликования постановления Палаты представителей;
- участвует в установленном порядке в мероприятиях, проводимых государственными органами и иными организациями, и приглашает их представителей для участия в мероприятиях, проводимых Секретариатом Палаты представителей;
- обеспечивает соблюдение правил работы с находящимися в Палате представителей и Секретариате Палаты представителей документами, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, и иную информацию, доступ к которой ограничен законодательными актами, а также соответствующих режимов обращения таких документов;
- организует работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;
- осуществляет международное сотрудничество с аппаратами парламентов, аппаратами межпарламентских и иных международных организаций, государственными органами иностранных государств;
- заключает в пределах своей компетенции договоры с государственными органами и иными организациями, физическими лицами, а также с органами и организациями иностранных государств, международными организациями;
- обеспечивает соблюдение требований по охране труда в Палате представителей и Секретариате Палаты представителей;
- осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.
Секретариат Палаты представителей осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Администрацией Президента Республики Беларусь, Секретариатом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Аппаратом Совета Министров Республики Беларусь, Секретариатом Конституционного Суда Республики Беларусь, иными государственными органами и организациями.[15]
3 Механизм и особенности функционирования Палаты представителей
3.1 Компетенция
Палаты представителей и
Основная функция
любого Парламента –
В соответствии с регламентом Палаты представителей ее деятельность основывается на принципах: демократичности, разделения властей, верховенства права и законности, приоритета общепризнанных принципов международного права, равенства граждан перед законом, свободного обсуждения и принятия решений, многообразия мнений, участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни.
Согласно Конституции Республики Беларусь Палата представителей:
1. рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;