Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 23:07, курсовая работа
Парламентаризм в Республике Беларусь прошёл в своём развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г. До референдума 24 ноября 1996 г. Высшим представительным и законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет. В результате изменений и дополнений, внесённых в Конституцию, белорусский парламент был переименован в Национальное собрание и разделён на две палаты- Палату представителей и Совет Республики.
Введение…………………………………………………………………………5
1 Порядок образования Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь………………………………………………………… . 6
1.1 Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей………...6
1.2 Регистрация кандидатов в депутаты Палаты представителей………….8
1.3 Подведение итогов выборов в депутаты Палаты представителей …......9
2Структура органов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь…………………………………………………………..11
2.1 Руководство Палаты представителей……………………………………..11
2.2 Совет Палаты представителей ………………………………..................12
2.3Постоянные комиссии Палаты представителей …………………………14
2.4 Депутатские группы Палаты представителей…………………………...17
2.5 Секритариат Палаты представителей……………………………………17
3. Механизм и особенности функционирования Палаты представителей…21
3.1 Компетенция Палаты представителей и основные организационно-правовые формы работы……………………………………………………....21
3.2 Рассмотрение проекта закона Палатой представителей………………..26
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников…...........................................................35
2. рассматривает проекты
законов, в том числе об утверждении
основных направлений
3. назначает выборы Президента Республики Беларусь;
4. дает согласие Президенту
на назначение Премьер-
6.рассматривает по инициативе
Премьер-министра вопрос о
7.по инициативе не менее
одной трети от полного
8.принимает отставку
9.выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава о смещении Президента с должности;
10.отменяет распоряжения
Председателя Палаты
Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Работа Палаты представителей осуществляется в форме пленарных заседаний, совместных заседаний с Советом Республики, парламентских слушаний, деятельности постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей, депутатов в Палате представителей, в избирательных округах и иных формах.
Срок полномочий Палаты представителей — четыре года. В то же время Конституция Республики Беларусь оговаривает возможность, условия, а также порядок досрочного прекращения полномочий Палаты представителей. По решению Президента Республики Беларусь полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случаях:
Полномочия Палаты представителей могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь. Решения по этим вопросам принимает Президент не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с Председателем Палаты представителей. Палата представителей не может быть распущена в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами Парламента вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается также роспуск Палаты представителей в течение года со дня ее первого заседания.
Основной организационно-правовой формой работы Парламента - Национального собрания Республики Беларусь является сессия. Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. Отсчёт 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей производится со дня второго тура голосования по выборам её нового состава. Если второй тур голосования по выборам в Палату представителей не проводится, отсчёт 30-дневного срока производится со дня проведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчёт 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики производится со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового территориального уровня по выборам членов Совета Республики от области или г. Минска. Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября. Её продолжительность не может составлять более 80 дней. Вторая сессия открывается 2 апреля. Её продолжительность не может составлять более 90 дней. Если 2 октября или 2 апреля приходится на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день. Заседание палат считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее 2/3 депутатов Палаты представителей или членов Совета Республики от полного состава палат. Голосование в Палате представителей и Совете Республики – открытое и осуществляется лично депутатом, членом Совета Республики путём подачи голоса «за» или «против». Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов. Палата представителей и Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат по определённой повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента.
Председательствующим на заседаниях Палаты представителей является Председатель данной Палаты либо по его поручению заместитель Председателя, который руководит общим ходом заседания, следит за соблюдением Регламента, организует обсуждение рассматриваемых вопросов и принимает меры по обеспечению порядка, конструктивного сотрудничества, достижения согласия по рассматриваемым вопросам.
На заседаниях Палаты представителей, в том числе закрытых, имеют право присутствовать Президент Республики Беларусь и его полномочные представители, Премьер-министр Республики Беларусь, члены Правительства, Председатель Конституционного суда, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генеральный прокурор, Председатель Правления Национального банка. Во время заседаний, в том числе и закрытых, Президент Республики Беларусь, его представители, Премьер-министр и члены Правительства могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого потребуют. С согласия Председателя Палаты представителей или его заместителя на заседаниях Палаты представителей могут присутствовать приглашённые: представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для представления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым законопроектам и иным вопросам. Приглашённые для участия в заседании Палаты представителей вправе с разрешения председательствующего участвовать в обсуждении, задавать вопросы, давать справки, передавать в секретариат сессии тексты своих выступлений и другие материалы. На заседаниях Палаты представителей, за исключением закрытых, без специального приглашения вправе присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные в Палате представителей.
Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Конституция предусматривает также, что депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом. Запрос должен быть включён в повестку дня заседания палаты. Ответ на запрос надлежит дать в течение 20 сессионных дней в порядке, установленном палатой Парламента.
Совместные заседания Палаты представителей и Совета Республики могут проводиться в случаях:
Предложения о проведении совместных заседаний Палаты представителей и Совета Республики могут вноситься Президентом Республики Беларусь, Правительством, Советом Палаты представителей, Президиумом Совета Республики, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики. Решения о проведении совместных заседаний принимаются большинством голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики раздельным голосованием. Совместные заседания по решению палат Национального собрания могут быть открытыми или закрытыми. Парламентские слушания – важнейшая форма деятельности Палаты представителей, состоящая в заслушивании сообщений и мнений депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, представителей государственных органов и общественных обьединений, экспертов и специалистов по конкретной проблеме или иному вопросу, относящемуся к компетенции Палаты представителей. Парламентские слушания проводятся по решению Палаты представителей. Предложения с указанием темы и обоснованием необходимости проведения парламентских слушаний вносятся в письменной форме субъектами права законодательной инициативы, Советом Палаты представителей, постоянными комиссиями, депутатскими группами. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности, для которых отводятся специальные места в зале заседаний Палаты представителей. Представители средств массовой информации на закрытые парламентские слушания не допускаются. Парламентские слушания могут заканчиваться выработкой рекомендаций по обсуждаемому вопросу. По рекомендациям, выработанным в ходе парламентских слушаний, принимается постановление Палаты представителей.[2] Парламентские слушания ведут председатели палат или их заместители либо по решению палат – председатели постоянных комиссий, к ведению которых относятся рассматриваемые вопросы. Если организация и проведение парламентских слушаний возложены на несколько комиссий, то ведение парламентских слушаний может быть поручено председателю либо заместителю председателя постоянной комиссии- головной по рассматриваемому вопросу. Председательствующий предоставляет слово для выступления депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики и приглашённым, организует обсуждение, выступает с сообщениями. Парламентские слушания начинаются вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения парламентских слушаний, составе участников. Затем слово по обсуждаемому вопросу предоставляется докладчику, которому могут быть заданы вопросы как в устной, так и в письменной форме. После ответа докладчика на вопросы выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики и приглашённые. Парламентские слушания могут заканчиваться выработкой рекомендаций по обсуждаемому вопросу. По рекомендациям, выработанным в ходе парламентских слушаний, принимается постановление палат Парламента. Парламентские слушания протоколируются и стенографируются секретариатами палат. Протокол подписывается председательствующим. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут публиковаться и передаваться в средства массовой информации. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для их участников.[17]
3.2 Рассмотрение
проекта закона Палатой
Создание закона предполагает наличие определённой процедуры, стадий, т.е. существование законодательного процесса. Законодательный процесс является составной частью процесса правотворчества, которое состоит в том, чтобы принимать, изменять или отменять общие правовые нормы. В литературе называется разное число стадий законодательного процесса. По мнению А.С. Пиголкина, существует две основные стадии: предварительное формулирование воли законодательной власти и функциональное возведение этой воли в закон, закрепление её в нормах права.
Д.А.Керимов считает, что «законодательная процедура включает в себя следующие основные стадии (этапы) законотворческого процесса: законодательная инициатива; подготовка проекта закона и его рассмотрение в подготовительных структурах законодательного органа; обсуждение проекта закона в законодательном органе в первом чтении; обсуждение проекта закона в законодательном органе во втором чтении; голосование по проекту закона и его принятие, опубликование закона».
Ю.А. Тихомиров называет, в свою очередь, шесть таких органически связанных между собой стадий: 1)прогнозирование и планирование законодательства; 2) внесение предложений об изменении законов; 3) разработка концепции закона и подготовка законопроекта; 4) специальное и общественное обсуждение проекта закона; 5) рассмотрение и принятие закона; 6) опубликование закона и вступление его в силу. Предложенная Ю.А. Тихомировым классификация стадий законодательного процесса является наиболее полной и последовательной, она учитывает весь сложный процесс зарождения будущего закона и его вступление в силу. [16]
Однако большинство учёных в области конституционного права считают, что первоначальной стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицо ми внесение в парламент законопроекта. Аккумулируя различные точки зрения по данному вопросу, выделим шесть основных стадий законодательного процесса:
1)право законодательной инициативы;
2)предварительное
3)рассмотрение проекта закона на заседаниях Палаты представителей
(в двух чтениях);
4)рассмотрение проекта закона на заседаниях Совета Республики;
5)рассмотрение проекта закона Президентом Республики Беларусь (здесь следует учитывать ,что Президент может отправить законопроект на доработку, и тогда процесс принятия закона затягивается);