Политика российского государства в сфере образования в условиях административной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа в сфере оброзования.doc

— 668.50 Кб (Скачать файл)


Московский государственный  университет им. М.В. Ломоносова

 

Факультет государственного управления

 

Кафедра политического  анализа

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Политика российского государства  в сфере

 образования в условиях  административной реформы

 

 

 

 

 

Студентки 5 курса

Сусловой Дарьи Владимировны

 

Научный руководитель:

Соловьев Александр  Иванович, д.п.н., профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2006

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный мир демонстрирует  постоянное возрастание роли образования  в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.

Образование может выступать инструментом преобёразования России, у него есть потенциал выступить общественно движущей силой, так как оно помимо своей собственной внутренней задачи – формирования интеллекта и воли нации – напрямую связано с процессами государственного строительства, экономическими преобразованиями и промышленным развитием.

Колоссальная роль образования  в развитии государства в целом  признается всеми странами. Так, на Всемирной конференции по высшему  образованию (Париж, 5-9 октября 1998 г.) было акцентировано особое внимание на необходимости разработки на национально-государственном уровне политики в области образования, как автономного и самостоятельного направления деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества по обеспечению потребности населения в образовании и образовательных услугах в соответствии с их способностями и профессиональным выбором.

Поскольку обозначенные задачи носят  системный характер, то их разрешение также возможно с помощью средств, носящих общезначимый и в целом общегосударственный характер. Иными словами, речь идет о воздействии на систему образования такой социальной силы, каковой является политическая власть во всех ее формах.

В последнее десятилетие двадцатого века кризис современной российской системы образования стал очевиден и обществу, и научным кругам, и власти. Возникла острая необходимость проведения системной реформы образования, чтобы оно отвечало новым реалиям социальной, экономической, политической, культурной жизни России.

Сейчас мы вступили в интересный период, когда происходит переход от пустых деклараций со стороны государства и возмущений со стороны общества к конструктивному взаимодействию обеих сторон, точнее, наблюдается попытка перейти к такому сотрудничеству.

Особенностью проведения реформ в сфере образования является то, что их  последствия имеют «отложенный» характер, т.е. оценить их эффективность и целесообразность можно будет лишь через несколько десятилетий. Но именно сегодня изучение проблемы государственного управления в сфере образования является крайне актуальной, поскольку на наших глазах происходит «закладка фундамента» развития российского государства на несколько поколений вперед: происходит переоценка назначения образования в общественном развитии, пересматривается философия образования, основные принципы его организации.

Несмотря на существование целого ряда появившихся в последнее  время публикаций и монографий, посвященных  проблеме государственной образовательной  политики и управления современной  образовательной системой, думается, что в отечественных исследованиях данная проблема изучена еще недостаточно.

Объектом исследования данной дипломной  работы является современная система  образования РФ.

В качестве предмета рассмотрения дипломного проекта выступает образовательная государственная политика РФ.

В качестве практического примера  для исследования был выбран один их элементов системы образования  – высшее профессиональное образование. На настоящем этапе глобализации актуализировался ряд проблем, касающихся роли, характера и функций образования в разных странах и в мире в целом. В частности, остро встал вопрос о конкурентоспособности и «конвертируемости» национальных систем образования; происходят изменения структуры образовательных учреждений, результатом чего является конвергенция традиционных и дистанционных форм образования; идет поиск наиболее эффективных способов управления развитием образования; наконец, усиливаются тенденции формирования региональных систем образования. Указанные проблемы занимают ведущее место в полемике о путях изменения системы образования в условиях глобализации. Именно в системе высшего образования наиболее остро проявилась проблема необходимости сохранения национальной парадигмы образования и в то же время стремление к унификации европейских образовательных систем. 

Цель работы – анализ связанных  с выработкой государственной политики в сфере образования проблем  и нахождение путей их решения. Для  достижения поставленной цели в дипломной  работе были определены следующие задачи:

      • рассмотреть научные подходы к описанию процесса формирования государственной политики;
      • выявить характерные черты формирования государственной политики в сфере образования;
      • многосторонне проанализировать содержание государственной политики в сфере образования;
      • рассмотреть научные предпосылки развития современной образовательной системы и механизмы управления образованием в условиях проводимой в стране административной реформы;
      • показать пути повышения эффективности государственной политики в сфере образования.

 

 Перечисленные задачи исследования определяют логику построения работы.

Начать исследование стоит с  теоретико – методологического  анализа формирования государственной  политики как особого явления  политической жизни любого государства, определения сущности и содержания данного явления.

Далее следует исследование механизма  формирования государственной политики в сфере образования, обзор истории  и предпосылок развития образовательной  системы в России, анализ содержания государственной политики в обозначенной сфере на примере высшего образования в России.

Наконец, анализируется механизм управления сферой образования. Одним из факторов современного механизма управления выступает административная реформа, поэтому в работе исследуется  влияние данного фактора на образовательную систему. В конце работы предлагаются основные пути повышения эффективности управления в сфере образования Российской Федерации в соответствии с выявленными в исследовании проблемами в данной сфере.

Теоретическую базу проведенного в  работе анализа составляют концепции постиндустриального, информационного общества, концепции менеджмента в сфере образования и маркетинга образовательных услуг.

В работе использован целый ряд  отечественных и зарубежных исследований (публикаций, учебных пособий и  т.д.). В части теоретического описания процесса формирования государственной политики следует выделить труды Соловьева А.И. «Политология: политическая теория, политические технологии» (М., 2003), «Принятие государственных решений», Лобанова В.В. «Государственное управление и общественная политика» (М., 2004).

В числе зарубежных авторов необходимо отметить работы Э. Тоффлера «Прогонозы и предпосылки» (Нью-Йорк, 1993), Д.Белла  «Социальная структура информационного  общества» (Лондон, 1981) и другие.

Поскольку административная реформа и современная система образования являются новыми реалиями российской жизни, находятся в процессе реализации и подвергаются активному обсуждению в экспертном сообществе и в государственных структурах, то системных исследований по данной проблеме пока не проводилось, и в этом смысле предлагаемая дипломная работа является одной из первых попыток систематизировать и дать анализ изменениям, происходящим на современном этапе в сфере образования в целом. Для этого использовались публикации в таких периодических изданиях как журнал «Власть», «Эксперт», «Вопросы образования», «Вестник образования», «Полис», «Вестник МГУ», «Социс» и другие. Среди авторов публикаций по вопросам административной реформы  следует отметить Комаровского В.С.1 , Шарова А.В.2,  во вопросам образования – Кузьминова Я.И.3, Смолина О.Н.4, Калину И.И.5, Вербицкую Л.А.6 и др.

Важную роль при написании дипломной  работы играли законодательные и  нормативные правовые акты, затрагивающие  различные аспекты деятельности в области образования и государственного управления. Среди них нужно особо отметить ФЗ «О системе государственной службы Российской федерации», ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264. В числе нормативно-правовых актов часто использовались приказы Министерства образования Росийской Федерации.

 

ГЛАВА I. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

1. Понятие государственной  политики

 

Прежде чем дать непосредственно  определение государственной политики и рассмотреть ее специфические черты, коротко рассмотрим, с чем же связано само возникновение политики как общественного явления, и государства как особого политического института.

Как и все остальные  устойчивые формы практической жизни  человека, политика явилась ответом  на изменившиеся обстоятельства и условия жизнедеятельности. Эти изменения состояли в том, что по мере развития  общества прежние механизмы его самоорганизации (обычаи, традиции, религия и др.) перестали выполнять функцию урегулирования различных интересов и целей и удовлетворения потребностей людей. Основными причинами этого явились усложнение общества, нарастание дифференциации населения и, как результат, появление непримиримых групповых конфликтов, что ставило под угрозу само существование общества. Политика и возникла в связи с необходимостью регулирования общезначимых групповых интересов, разрешение которых требовало привлечения государства как общественного института, обладающего монополией на легальное  применение силы. Таким образом, политика – это стихийное сочетание целенаправленных действий групп по поводу завоевания, удержания и распределения государственной власти с целью реализации своих общественно значимых интересов7.

Государство представляет собой институт, который возник в  связи с необходимостью организации совместной жизни граждан на определенной территории. В деятельности государства присутствуют общесоциальные мотивы (интеграция и организация общества в целом) и групповые мотивы (связаны с интересами государственной бюрократии, политических элит и социально доминирующих групп общества, которые обладают реальными привилегиями в использовании его ресурсов). 

   Таким образом, государственную политику можно определить как целенаправленную деятельность по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер, выражающая доминирующие приоритеты и ценности применения власти. Государственная политика является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

Исходя из определения, можно выделить ряд характеристик, присущих государственной политике. Государственная политика – это:

    • Целенаправленная деятельность государственных институтов по решению определенных общественных проблем на основе артикуляции интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения;
    • Комплекс действий и мероприятий с целью мобилизации общественных  и государственных ресурсов;
    • Основывается на законе и должна опираться на правовые, моральные и исторические основы жизнедеятельности российского общества;
    • Результаты государственной политики оказывают влияние на различные области общественной жизни и могут быть как положительными, так и отрицательными, особенно если речь идет о социальных инновациях;
    • Поскольку она захватывает все основные сферы жизнедеятельности общества, то при ее анализе требуется комплексный, междисциплинарный подход (социология, экономика, психология, политология и др.).

 

 2. Механизм формирования государственной политики и ее реализация

 

Формирование государственной  политики связано с прохождением определенных этапов. Хотя на практике эти этапы постоянно пересекаются и накладываются друг на друга, с логической точки зрения можно выделить определенную последовательность стадий формирования государственной политики, на каждой из которых принимаются существенные управленческие решения.

Информация о работе Политика российского государства в сфере образования в условиях административной реформы