Политика российского государства в сфере образования в условиях административной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа в сфере оброзования.doc

— 668.50 Кб (Скачать файл)

Третьим постулатом Декларации является обеспечение мобильности студентов и преподавателей. Свободная мобильность учащихся, персонала и выпускников является необходимым условием существования Зоны европейского высшего образования. Европейские университеты хотят развивать большую мобильность как по "горизонтали", так и по "вертикали", и не рассматривают виртуальную мобильность, как замену физической мобильности.

Развитие академической мобильности  в российских вузах поддерживается и имеет тенденцию к росту.

Конечной целью повышения  пространственной мобильности является формирование единого рынка труда высшей квалификации в экономически единой, или почти единой Европе.

Однако особенности  географического, социального, экономического состояния России таковы, что они  не позволяют полностью реализовать  данное положение Болонской реформы.

 Во-первых, Россия пока  не является абсолютной частью этого единого экономического пространства, хотя тенденция к этому все-таки прослеживается в политике Российского государства. Дело в том, что Россия сама представляет собой естественную основу для экономической интеграции ряда независимых государств, часть из которых не входит в географические границы Европы.

Во-вторых, помимо политических факторов, существуют еще и экономические преграды. Тарифы на пассажирские перевозки заметно сказываются на пространственной  мобильности населения, особенно вовлеченного в образование. Еще в большей мере это относится к ценам на жилье, включая его аренду.

В-третьих, социальное отставание России (как следствие ускоренной индустриализации, имевшей весьма избирательный характер) выражается в сильной дифференциации условий и образа жизни в столице (и других крупных городах) и за ее пределами, в устойчивой тенденции к миграции населения в Центр и на Юг (туда, где можно больше заработать и дешевле прожить). В этих условиях дополнительное повышение мобильности и так наиболее подвижной части населения (молодежь студенческого возраста) может самым пагубным образом отразиться на долгосрочной перспективе России даже в демографическом отношении.

В этих условиях было бы целесообразнее развивать так называемую «виртуальную мобильность», т.е. мобильность, связанную с органичным включением в образовательный процесс, в том числе и в высшей школе, современных информационных технологий. С их помощью можно было бы минимизировать время отрыва обучающихся от дома, максимально приблизить само обучение к тому, что действительно требуется на конкретном региональном рынке труда.

Регионализация рынка труда  высшей квалификации в России связана  не только с относительным ростом стоимости перемещений и недвижимости, но и с исчезновением принудительного перемещения выпускников вузов путем их планового распределения. Отсюда вытекают три задачи высшего образования, специфичные именно для России на современном этапе и не укладывающиеся в "Болонский формат":

  • фундаментальность и комплексность образования, особенно на первых годах обучения, закладывающая основу для профессиональной мобильности обучающегося на всю оставшуюся жизнь;
  • повышенная роль региональных вузов в формировании социальной и культурной среды, привлекательной для реализации жизненных устремлений всех жителей региона;
  • перевод центра активности ведущих столичных вузов с поиска в регионах сильных абитуриентов на содействие профессиональному росту профессорско-преподавательского состава вузов по всей стране.

 

Четвертое положение Болонской  декларации - введение единого Европейского приложения к диплому - по своей сути следовало бы отнести к технической мере, что сводится к разработке единой формы представления информации об образовательной программе.

Предполагается, что каждому студенту-выпускнику начиная с 2005 г. должны автоматически и бесплатно предоставлять такое приложение к диплому. Оно должно быть издано на одном из широко распространенных европейских языков.

Идея введения общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании не только не является чужеродной для российской высшей школы, но и, наоборот, во многом творчески заимствована из нашей практики многих десятилетий. Именно подробные сведения о всем процессе обучения, приводимые во Вкладыше или Приложении к диплому, позволяют разгрузить сам диплом от избыточной для этого документа информации о "квалификации". Приложение это хорошо известно российским работодателям и при необходимости используется ими при принятии решений по кадровым вопросам.

И, наконец, пятое положение Декларации состоит в обеспечении контроля качества образования. Следует отметить, что в Болонской декларации в данном случае  имеется в виду не качество высшего образования как такового, а говорится о тех механизмах и процедурах, которые гарантируют вузам и рынку труда высокий уровень качества высшего образования в странах, которые участвуют в Болонском процессе. Основным механизмом, контролирующим соответствие уровня высшего образования в том или ином вузе определенным стандартам качества, является аккредитация.

Байденко В. И.18 в качестве основных причин повышения интереса к контролю над качеством образования выделяет следующие. Во-первых, расширяется доступ к высшему образованию – высшее образование становится массовым. При сокращении государственного финансирования внедряются рыночные подходы ресурсного обеспечения вузов, что порождает соблазн определять качество образования в экономических категориях. Во-вторых, появляются новые акценты в понятии профессионализма, увеличивается вовлечение высшего образования в процессы глобализации, в том числе и за счет глобализации профессий и профессионалов. В-третьих, быстро меняются рынки труда и формируются новые алгоритмы карьерного роста. Наконец, все более распространяется транснациональное образование, Интернет, образование в течение всей жизни.

В России накоплен большой опыт в  вопросах оценки качества образования  на уровне вузов и образовательных  программ в целом, поскольку подобная работа велась еще в Советском  Союзе.

Однако происходящие в стране процессы децентрализации управления, демократизации, активное становление общественных институтов, переход к рыночной экономике и необходимость ее интеграции в международное сообщество, в том числе в мировую образовательную систему, коренным образом изменяют требования к развитию и функционированию высшей школы. Их реализация возможна только в условиях расширения самостоятельности и развития индивидуальности высших учебных заведений, что требует принципиальных изменений в системе управления высшим образованием, адекватных процессам, происходящим в обществе. В связи с этим перестройке должна быть подвергнута и процедура оценки деятельности высших учебных заведений, обеспечивающая получение достоверной информации о функционировании вузов, анализ и выработку рекомендаций по корректировке государственной политики в области образования и принятию соответствующих управленческих решений.

В настоящее время с учетом сохранения доминирующего положения административных форм управления и ограниченности ресурсов, выделяемых государством на высшее образование, эта процедура должна синтезировать в себе элементы государственной оценки и общественной экспертизы деятельности вузов.

С момента подписания Россией Болонской  декларации перед законодателями, госслужащими, научной общественностью и перед самими учащимися возникла новая проблема: каков должен быть механизм вступления России в Болонский процесс.

Ст.2 п.1 ФЗ  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве одного из принципов политики российского государства в области высшего и послевузовского профессионального образования выделяет интеграцию системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования. Следует напомнить, что Болонская декларация не имеет юридической силы, поэтому ее положения необязательны к исполнению, и это дает некоторую свободу в действиях, но раз Россия вступила в Болонский процесс, необходимо начинать проводить реформы. Основной вопрос состоит в том, а в какой степени должна измениться отечественная система образования, чтобы и соответствовать европейской модели, и не растерять свои достоинства и конкурентные преимущества.

В России, также как и в Европе, все разделились на 2 лагеря: на сторонников либеральной концепции и на приверженцев концепции государственной ответственности за образование. В качестве третьей группы можно выделить тех, кто видит значительные недостатки Болонской реформы, но при этом считают, что у России нет другой альтернативы, кроме как присоединиться к интегративным процессам в Европе в сфере образования.

Позиция «консерваторов» сводится к следующим положениям. Во-первых, введение двухуровневой системы образования разрушает отечественное образование на структурно-функциональном уровне.  Такая структуризация системы подготовки профессиональных кадров разрушает процесс формирования как полноценного специалиста, так и гражданина страны, делает его «усеченным», «массовидным».

Во-вторых, негативное воздействие  на национальные интересы страны окажет и такая мера болонских реформ, как повышение мобильности студентов, профессоров, и формирование в дальнейшем единого европейского рынка труда. В результате реализации данного положения Россия станет поставщиком дешевой рабочей силы, людских ресурсов в Западную Европу.

В-третьих, противники реформ критически относятся и к  введению системы  зачетных единиц. Система ECTS подразумевает переход к модульному построению учебных программ, что означает отказ от предметного преподавания и введение целенаправленно расширенных образовательных программ, в которых дисциплинарные границы расширены и рассматриваются совсем иначе, чем в архаичных традиционных формах. Кредиты же в данном случае - лишь вспомогательный инструмент для решения такой задачи - это критерии поэтапного продвижения к усвоению образовательной программы в целом. Однако переход на модульный принцип организации учебного процесса оказывается невозможен, так как он противоречит стандартам, утвержденным в России. Российские стандарты составлены попредметно. И здесь прежде всего потребуется перекройка всей системы довузовского образования, что вообще выпускается из виду.

И все же Россия подписала Болонскую  декларацию, а это интуитивно подталкивает к мысли, что существуют и значительные преимущества в проведении реформ в высшем образовании России в соответствии c болонским процессом. Сторонники таких реформ, представители либеральной позиции, отмечают целый ряд положительных моментов для России и утверждают, что Россия уже готова к значительным преобразованиям в сфере образования.

В марте 2003 года в Екатеринбурге  прошла Международная научная конференция  «Опыт международного сотрудничества российских университетов: Болонский процесс  и концепция модернизации образования», на которой участники конференции пришли к согласию в том, что:

1. Процесс модернизации  российского образования отвечает  задачам дальнейшей демократической  трансформации общества и утверждению  нового места России в глобализирующемся мировом сообществе.

2. Поддержание открытости, автономии, демократичности и  светского характера университетов  является основой модернизации  высшего образования.

3. Процесс интеграции российского  образования в мировое образовательное пространство содействует поддержанию высокого статуса отечественного образования и науки, повышения их конкурентоспособности и соответствия современным мировым стандартам.

4. Присоединение России  к Болонскому процессу отвечает  задачам модернизации отечественного образования, интеграции его в мировое образовательное пространство, политическому и цивилизационному выбору России.

5. В стратегии реформирования  российской системы образования  целесообразно исходить из рекомендаций  ЮНЕСКО относительно общей платформы реформирования профессионального образования во всемирном масштабе — соответствия требованиям современности, качества и интернационализации образовании, переходе от существующей модели выборочного и концентрированного образования и обучения в течение ограниченного времени к системе непрерывного образования для всех, достаточно диверсифицированной и гибкой, соответствующей быстро меняющемуся спросу на рынке труда.

 

Мы видим, что участники  конференции рассматривают Болонский  процесс как набор реформ, органично вписывающихся в политику России по модернизации образования. Какие преимущества видят представители либеральной позиции в Болонском процессе?

Основной аргумент сторонников  проводимых реформ состоит в том, что Болонский процесс предполагает унификацию принципов и приоритетов образования, а не унификацию содержания предметов. Если возвратится к проблеме соотношения фундаментальности образования и его специализации, то сторонники реформ отмечают, что стремление сохранить фундаментальность получаемых знаний уже не соответствует современному подходу общества и каждого человека к образованию. Как уже отмечалось, преимуществом наших студентов по сравнению с западными являются их широкие знания во всех областях науки. Однако данное превосходство нашей образовательной системы очень часто происходит из-за перенасыщения, перепроизводства знаний, которые вкладываются в студентов. Это происходит вследствие нашего отношения к самому образованию. Всегда считалось, что ребенок, стоя перед выбором вуза, в который поступать, должен сделать очень ответственный шаг, поскольку от его выбора зависит вся его дальнейшая судьба. Поступив в вуз, студенту пытаются передать за пять лет столько информации, чтобы в ближайшие десять лет после окончания он не тратился на покупку книг и повышение своей квалификации. В Европе и в Америке сложилось совершенное иное отношение к образованию. Люди настроены на то, что они будут учиться всю жизнь, образовательный процесс становится условием существования. Человек, выбирая себе специальность, не относится к этому как к трагедии. Поэтому если Россия хочет полноценно вступить в Болонский процесс, ей придется менять свой подход к получению высшего образования.  

Информация о работе Политика российского государства в сфере образования в условиях административной реформы