Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:26, дипломная работа
Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.
Следует подчеркнуть, что процесс формирования государственной политики непосредственно связан с процессом принятия государственных решений, представляющих собой совокупность действий разнообразных субъектов по сознательной постановке и достижению целей в сфере государственного управления. В связи с этим, этапы формирования государственной политики можно выделить на основе этапов рационального принятия решений: подготовительный, этап постановки целей и разработки политики, этап реализации и этап оценки политики.
На первом этапе происходит осознание сложившейся ситуации и основных проблем. Результатом этого этапа являются четкая формулировка проблем, перечень приоритетных вопросов для государства, определение критериев измерения проблемы и достижения успеха в ее реализации. На подготовительном этапе крайне важно правильно определить весь перечень проблем, не исказив их суть и значение для общества (что может произойти, когда опускаются некоторые проблемы из рассмотрения вследствие персональных убеждений и наклонностей отдельной части управляющих).
На втором этапе производится постановка целей и выработка конкретных задач. Для этого выделенную проблему необходимо свести к некоторой упрощенной модели, имеющей количественно выражаемые параметры, что облегчит процесс определения задач и распределения полномочий между различными государственными структурами и институтами. Далее управленческие органы рассматривают весь спектр возможных альтернатив решения поставленной проблемы, пытаясь спрогнозировать результат по каждому варианту. В сфере государственного управления, как во многих других областях, можно выделить три типа проблемных ситуаций: хорошо структурированные или стандартные, алгоритм решения которых уже существует и подкреплен богатым опытом, слабо структурируемые, при решении которых нельзя однозначно спрогнозировать результат, и неструктурируемые, алгоритм решения которых не задан и которые требуют разработки уникальных методов для их решения.
Результатом данного этапа является выбор наиболее подходящего варианта действий, в соответствии с ним постановка целей и задач и определение факторов, которые могут препятствовать или, наоборот, способствовать достижению цели. Основными проблемами на втором этапе являются нехватка и недостоверность информации о проблеме; условия, в которых необходимо принимать решение; ценностные, психологические и др. характеристики тех, кто принимает решения.
Третий этап подразумевает непосредственную реализацию поставленных целей в соответствии с имеющимися ресурсами. Отличительная черта этого этапа состоит в том, что обычно решения выполняются не теми людьми, которые их принимали. За счет этого число субъектов процесса формирования и реализации государственной политики значительно расширяется.
На протяжении этапа реализации политики происходит постоянный мониторинг и контроль над ходом выполнения политических решений, использованием ресурсов; переопределение текущих задач в случае изменения условий реализации.
На четвертом этапе
происходит оценка конечных результатов
и последствия проводимой политики.
Для этого применяются
Существование четвертого этапа можно и оспорить, ведь государственная политика формируется и реализуется постоянно и бесперебойно, поэтому определить, где же конец и когда необходимо подводить итоги, практически невозможно. Однако мне представляется целесообразным выделить оценку проводимой политики в отдельный этап, поскольку государственная политика реализуется через выполнение совокупности плановых мероприятий и программ, которые носят срочный характер. По истечении намеченного периода выполнения той или иной программы необходимо качественно и количественно оценить результаты и факторы, препятствующие достижению поставленной цели. Это необходимо, чтобы последующие политические решения основывались на полученном опыте и по своей результативности превосходили предшествующие решения.
Основные этапы выработки государственной политики диктуют нам логику анализа политики государства, которая может включать следующие направления:
Данные пункты изучения государственной политики будут раскрыты на примере последующего анализа политики российского государства в сфере образования.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Образование, - по Аристотелю, - есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определенных целей».
Мысль древнегреческого философа актуальна и теперь, по прошествии более 2 тыс. лет. Конечно, государство призвано иметь четкое представление о сущности, состоянии и перспективах развития образования, чтобы принимать верные политические решения для удовлетворения «вполне определенных целей».
Итак, государственная образовательная политика – это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения соответствующих стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Объектом образовательной политики является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее, высшее и т.д.).
Опыт стран, достигших в последнее десятилетие мощного экономического подъема, а вместе с ним и значительного уровня благосостояния людей, свидетельствует о решающей роли государственной образовательной политики как приоритетного направления в развитии общества и государства. Закон РФ «Об образовании» также провозглашает в качестве приоритетного направления государственной политики область образования (Ст.1 п.1).
Основной задачей
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.
Эта роль стала возрастать во второй половине XX века, принципиально изменившись в его последние десятилетия, что нашло свое теоретическое отражение в ряде концепций социального и экономического развития, среди которых выделяются концепции постиндустриального общества, теория человеческого капитала, идеи деятельностного общества и др. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепциях информационного общества, становления информационной цивилизации.
Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства — информационного общества — принципиально изменяют роль информации и знаний в социальном и экономическом развитии.
Если в аграрном обществе экономическая
деятельность прежде всего связана
с производством продуктов
Изменение роли информации и знаний в современном экономическом развитии, ключевое их значение для экономики постиндустриального общества нашли отражение, в частности, в развиваемой Д. Беллом и его последователями информационной теории стоимости. Д. Белл отметил, что, в то время как экономисты обычно в качестве основных параметров продолжают использовать землю, труд и капитал и только некоторые из них (например, В. Зомбарт, И. Шумпетер и др.) дополняют эту триаду такими переменными, как деловая инициатива, предприимчивость и т.п., социальная реальность принципиально меняется. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Поэтому старая парадигма трудовой теории стоимости, которая не учитывает фундаментальной роли информации и знаний в экономике, должна быть заменена новой, развитой на базе информационной теории стоимости.
Д. Белл писал об этом, в частности,
так: «Когда знание в своей систематической
форме вовлекается в
«Я стою на том, — пишет Д. Белл, — что информация и теоретическое знание суть стратегические ресурсы постиндустриального общества. Кроме того, в своей новой роли они представляют поворотные пункты современной истории. Первый поворотный пункт — изменение самого характера науки. Наука как «всеобщее знание» стала основной производительной силой современного общества. Второй поворотный пункт — освобождение технологии от ее «императивного» характера, почти полное превращение ее в послушный инструмент»10.
Таким образом, информация, знание становятся тем «фундаментальным социальным фактом», который лежит в основе экономического развития.
То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.
Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Постепенно потребители все активнее участвуют в производстве продукции для собственных нужд (распространение «просьюмеризма»). Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества. Образовательная деятельность становится важной компонентой экономического развития.
Однако формирование информационного общества меняет взаимоотношения образования не только с экономикой, но и со всеми другими сферами общественной жизни, поскольку информация, знания оказываются в основе не только экономического, но и всего общественного развития.
Деятельность в политической, социальной, духовной сферах общественной жизни предполагает постоянное обновление знаний, получение новой информации из постоянно растущих количественно и качественно источников и ее осмысление. Личность в информационном обществе получает новые возможности для самореализации и развития, но для использования этих возможностей необходима активная деятельность по образованию граждан. В общественной структуре постиндустриального общества сфера образования оказывается тесно переплетена со всеми элементами этой структуры, и от состояния этой сферы во многом зависит ход общественного развития.
Переход от индустриального к
Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом — преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.