Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:26, дипломная работа
Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.
Таким образом, усиление роли знаний, информации в общественном развитии, постепенное превращение знаний в основной капитал принципиально изменяют роль сферы образования в структуре общественной жизни современного мира. Конечно, в разных группах стран и различных странах существует значительная специфика положения образовательной системы в общественной структуре. Однако становление новой информационной цивилизации так или иначе затрагивает все страны, выдвигая сферу образования в центр общественной жизни, вызывая ее тесное переплетение со всеми основными элементами общественной структуры.
В последние годы идеи и концепции информационного общества перешли из сферы социально-экономических, социально-философских и социологических исследований, где они развивались на протяжении трех десятилетий, в сферу национальных и международных проектов.
В середине 90-х годов многие страны
и международные организации
в качестве приоритетной стратегической
задачи выделили формирование и развитие
информационного общества. Национальные
проекты становления информационного
общества разработаны и реализуются в
США, Великобритании, Канаде, Финляндии,
Франции, Японии, Италии, ФРГ, Дании. Европейской
комиссией в рамках проекта «Глобальный
инвенторий» создан сервер (http://www.ispo.cec.bi/
Европейское сообщество с 1994 года поставило задачу построения информационного общества как приоритетную. Европейской комиссией активно разрабатывается стратегия перехода к глобальному информационному обществу. В феврале 1995 года состоялась конференция семерки ведущих промышленных стран по проблемам информационного общества, целью которой была выработка стратегии перехода в Век информации, построения информационного общества.
Во всех национальных и международных проектах становления информационного общества центральное место занимает развитие сферы образования. От состояния образовательной системы, ее способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире.
Однако в российской истории образовательная политика не всегда являлась приоритетным направлением деятельности государства и проводилась не в интересах государства и общества, а отражала интересы лишь малочисленной социальной группы.
Термин «государственная образовательная политика» прочно занял свое место в ряду таких укоренившихся терминов, как «внутренняя политика», «экономическая политика», «военная политика», лишь в 60-70-х гг. XX столетия, когда в США, странах Европы, в Японии начала серьезно осознаваться роль образования как важнейшего фактора экономического роста и социального прогресса и как сферы, которая требует особой защиты на общегосударственном уровне. Эти годы характеризуются «информационным взрывом» - бурным развитием естественных и точных наук.
Ф. Альтбах и Д. Келли составили библиографию международного образования, которая насчитывает около 7 тыс. наименований. Однако большинство работ касаются отдельных стран и даже отдельных высших заведений. По мнению Ф. Альтбаха, сравнительные исследования политики в области высшего образования встречаются очень редко.
Что касается России, то подобных работ здесь по существу нет. Это связано с тем, что в бывшем СССР в условиях полной идеологизации системы образования, сравнительные исследования в области образования не поощрялись. В педагогической науке господствовала концепция превосходства социалистической системы образования над капиталистической. Естественно, что в тех условиях сравнительные исследования систем образования и политического управления не получили у нас развития, хотя отдельные группы ученых все же работали над темой о политике в области образования.
Говоря об истории развития государственной образовательной политики в России, то необходимо упомянуть книгу В.Н. Турченко «Научно –техническая революция и революция в образовании», вышедшая в 1973 г. Данная книга вызвала многочисленные дискуссии и споры среди исследователей, преподавателей, государственных и партийных деятелей, которые в своем видении перспектив развития образования разделились на два лагеря. Одни, сторонники идей книги, призывали к революционному развитию образования, другие – к эволюционному развитию. При этом интересно, что и те и другие в качестве аргументов своей позиции называли одни и те же признаки: переворот в содержании образования, соединение обучения с производительным путем, внедрение электронных машин, раннее обучение и т.д.
Это свидетельствует о том, что государственная образовательная политика в то время имела в большей степени творческий характер, нежели научный.
В 1974 г. был создан НИИ проблем высшей школы, который стал профессионально заниматься разработкой государственной политики в сфере образования. Им удалось разработать некую логику принятия государственных решений в сфере образования. Наука должна была исследовать образовательную ситуацию и предлагать рекомендации, сведенные в систему практических мер, которые необходимы для развития образования. На высшем же уровне государственной власти принимаются соответствующие законы, указы, постановления и т.д., т.е. процесс реализации становится легитимным. Однако такая логика не срабатывала. Во-первых, на уровне принятия решений: проекты реформирования образования12 вызывали резкое возражение в правительстве из-за их (якобы) дороговизны. Во-вторых, на уровне реализации эти проекты не выполнялись по причине опять же отсутствия средств в федеральном бюджете и элементарной исполнительской дисциплины на всех уровнях власти.
Анализируя государственную
Господствовавший тогда стереотип о том, что главное в образовании – это его «дешевизна», проявлялся в финансировании образования «по остаточному принципу».
После снятия «железного занавеса» и углубления контактов с представителями зарубежных систем образования, выявилось, что инвестирование в образование в других странах в десятки и сотни раз больше, чем в России. Российские разработчики проектов реформирования образования понимали, что отставание страны в сфере образования грозит отставанием ее во всех остальных сферах, и стремились приблизить стоимость подготовки специалистов к уровню мировых стандартов. Именно поэтому государственные чиновники, привыкшие уделять образованию в плане финансирования последнее место, отторгали различные проекты.
В чем же кроется причина того, что главным критерием для образования в те времена была его «дешевизна»? Здесь необходимо вновь вернутся в 60-70-е гг., когда и был зарожден данный стереотип.
В 60-е гг. в
отечественной науке
В 60-70-е гг. в
государственной политике использовался
принцип экономической
Однако вместе с тем принцип экономической эффективности в образовании был абсолютизирован. Так, в конце 60-х – 70-е гг. в старших классах в целях экономии стали применять лекционный метод, даже появились проекты школьных зданий с лекционными зданиями. Однако с педагогической точки зрения новшество считали не иначе как абсурдом и вскоре эксперимент был прекращен.
Таким образом, государственная образовательная политика 60-80-х гг. показывает, что образование не являлось приоритетным самостоятельным направлением, что проявлялось, во-первых, в его идеологизированности, а во-вторых, в его «дешевизне».
Теперь проанализируем последнее десятилетие XX столетия. Это был сложный и противоречивый период развития России, и аналогичный по характеру политики государства в сфере образования.
В 1998 в ежегодном послании Президента
РФ Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию
говорится о кризисном
В том же году на съезде Союза ректоров России положение в образовании было названо критическим, не позволяющим ему выполнять свои социально значимые функции по качественному, доступному и непрерывному образованию и воспитанию молодежи, профессиональной подготовке граждан.
Оценить политику в сфере образования с начала реформ можно по следующим фактам.
Во-первых, если раньше по уровню охвата высшим образованием Россия до 1991г. входила в пятерку стран мира и занимала достойное место, то по итогам десятилетия она оказалась вытесненной по этому показателю даже из первой десятки.
Во-вторых, за тот период возникло неравенство образовательных возможностей для значительной части населения. Уровень неравенства образовательных возможностей сегодня служит важнейшим, признанным во всем мире показателем экономической неэффективности образования.
В-третьих, социальная и экономическая эффективность образования проявляется в зависимости занятости населения и заработной платы от уровня образования, а в России наивысший уровень безработицы среди лиц с высшим образованием.
Невостребованность обществом образованных людей – это симптом его серьезной болезни, свидетельство небрежения к будущему российского государства, это реальная, а не мнимая угроза национальной безопасности страны.
Итак, мы видим, что прежняя государственная образовательная политика имела пагубные последствия и стала причиной социального недовольства многих десятков миллионов людей. Образовательную политику последнего десятилетия XX столетия с трудом можно было назвать государственной, ибо она отражала не интересы государства и общества, а узкокорыстные интересы малочисленной социальной группы.
Необходимость пересмотра государственной образовательной политики обусловлена и глобальными предпосылками, которые сформировались во всех развитых странах мира. К таким обстоятельствам можно отнести следующие.
Во-первых, глобальный переход человечества к индустриальной и постиндустриальной цивилизации, рационализация профессиональной деятельности.
Во-вторых, усиление взаимозависимости воспитания и образования, культуры и образования, ментальности и образования как способа сохранения и развития цивилизованности отдельных государств.
В-третьих, альтернативный характер развития самого образовательного процесса, его комплексности, системность и структурность содержательного и организационного порядка.
В-четвертых, необходимость обеспечения общечеловеческих потребностей образовательной деятельности, обогащения совместным опытом предоставления образовательных услуг.
И, наконец, информатизация общественной жизни и в целом - инновационный характер развития сферы образования.
Таким образом, как логика развития
образования в стране, так и
тенденции мирового развития в данной
сфере, диктуют необходимость
Преимущественно на решение именно этих вопросов и направлена государственная политика России в новом тысячелетии, которая претерпела кардинальные изменения, связанные с утверждением новых принципов взаимоотношений между государством и системой образования.
В первые годы нового тысячелетия
произошли кардинальные изменения
в государственной политике России.
Это, конечно, связано не с новым
отсчетом времени, а с формированием
и утверждением новых принципов
взаимоотношений между