Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:12, реферат
Каждое государство имеет свою территорию, определяющую пространственные пределы распространения его власти. Масштабы и структура территории оказывает существенное влияние на организацию государственной власти. В целях наилучшего осуществления этой власти ее организация обычно привязывается к структурным частям территории данного государства. В одних случаях это могут быть только обычные административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.); в других - особые автономные территориальные образования (автономные области, автономные округа, автономные районы и др.); в-третьих - более или менее самостоятельные государства или подобные им образования (республики, штаты, земли и другие субъекты федерации и др.).
Введение
Каждое государство имеет
свою территорию, определяющую пространственные
пределы распространения его власти. Масштабы
и структура территории оказывает существенное
влияние на организацию государственной
власти. В целях наилучшего осуществления
этой власти ее организация обычно привязывается
к структурным частям территории данного
государства. В одних случаях это могут
быть только обычные административно-
На выбор формы политико-
Актуальность темы
Устойчивость государственных институтов, всей политической жизни общества во многом зависит от формы государственного устройства. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами.
Важно уточнить, что территория - один из основных признаков государства и важнейший элемент познания сущности государства как формы политической организации общества – представляет собой фундамент построения системы органов государственной власти и местного самоуправления, направленный на успешное решение проблем рациональной организации государства.
Проблемы территориальной
организации государства
Для России вопросы территориального
устройства и управления, особенно
на государственных уровнях (федеральном
и региональном), представляют особую
важность в связи с огромными
масштабами территории, населения, природных
и материально-технических
Государство объединяет разнородные (в этническом, религиозном, языковом, культурном отношениях) социальные общности, поэтому возникает потребность обеспечить взаимодействие этих общностей и целостность государства. Управление большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное население, из центра достаточно трудно, что предполагает создание довольно сложной системы управления.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является политико-территориальное устройство страны, а предметом - ее формы, различия между устройством РА и РФ.
Цель исследования
Целью исследования является выявление важности выбора конкретного типа политико-территориального устройства исходя из особенностей страны.
Методы исследования
Написание работы сопровождалось
анализом научной литературы, отечественной
и зарубежной, их сопоставлением. Множество
публикаций, статей в интернете помогли
создать целостное
База исследования
В качестве информационного материала были использованы учебные и справочные материалы, публикации, интернет ресурсы.
Для обоснования теоретической базы исследования были использованы материалы таких авторов, как Гранберг А.Г., В.В. Кистанов, Масленникова Е., Чиркин В.Е. и других.
1
1. Политико-территориальное устройство: основные понятия, формы
Для характеристики территориальной
организации государства в
Даже выполняя задачу экономического районирования, учитывая исторические, этнические факторы, традиции, такое устройство в конечном счете имеет политические цели. Этим оно отличается от определенных экономико-географических понятий: экономических зон, регионов и региональных объединений. Вместе с тем следует отличать политико-территориальное устройство от состава государственной территории, так как территорией государства являются также территориальные моря, континентальный шельф, воздушное пространство.
Политико-территориальное устройство - это структура административного и территориального построения государства, характеризующаяся системой взаимоотношений составных частей государства и его органов между собой и населением.
Существуют два основных организационно-правовых типа государства - унитарное и федеративное. Кроме того, выделяют еще один вид - конфедерацию.
Административно-
Административно-
Таким образом, в зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на: 3
Унитарное государство (от лат. "unitas" - единство) - простое,
единое государство, которое характеризуется
отсутствием у административно-
Отличительные признаки унитарного государства:
Федерация (от лат. "foederatio" - объединение, союз) - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации(Российская Федерация).
Отличительные признаки федеративного государства:
Конфедерация (от позднелат. "confoederatio") - временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой).
Признаки конфедерации:
2. Политико-территориальное устройство РФ
Российская Федерация - федеративное государство, национально-территориальная федерация, в основе формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта федерации, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. 4
В связи с этим при рассмотрении
политико-территориального устройства
республики нередко называют национально-государственными
образованиями; края, области, города федерального
значения – административно-
Система органов государственной
власти субъектов федерации
Россия также подразделяется
на 8 федеральных
округов, в каждом из которых работает полномочный
представитель президента России. Субъекты федерации имеют
своё административно-
Административно-
Нельзя не отметить значения
административно-
Информация о работе Политико-территориальное устройство: основные понятия, формы