Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:11, курсовая работа
На сегодняшний день представляется актуальным постижение законов взаимодействия политической системы и государства для того, чтобы в напряженные моменты формирования общества и государства узнавать способы и механизмы вероятного отведения революционных взрывов и социальных крушений, резкой замены функционирующих государственно-политических порядков, нейтрализации отрицательных тенденций в формировании общества.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения в политической системе общества и государства.
Введение………………………………………………….......……………………3
1. Политическая система общества............................................……………...…5
1.1. Общая характеристика политической системы общества.................…...…5
1.2. Понятие, структура и виды политической системы общества…......……..8
2. Государство как институт политической системы...................…………….15
2.1. Природа и сущность государства ............................................................…15
2.2. Государство - основной институт политической системы........................18
3. Соотношение государства с элементами политической системы...….……21
3.1 Место и роль государства в политической системе общества....................21
3.2. Особенности политической системы Российской Федерации...................26
Заключение……………………………………………........…………………….33
Список использованных источников……………….......................……………35
Содержание
Введение…………………………………………………...
1. Политическая
система общества......................
1.1. Общая характеристика политической
системы общества.................…...…
1.2. Понятие, структура и виды политической системы общества…......……..8
2. Государство как институт политической
системы...................…………
2.1. Природа и сущность государства ..............................
2.2. Государство
- основной институт политической системы.......................
3. Соотношение государства с элементами политической системы...….……21
3.1 Место и роль государства в политической системе общества....................21
3.2. Особенности политической системы Российской Федерации...................26
Заключение……………………………………………...
Список использованных
источников………………..............
Введение
Государство исполняет значительную роль в жизни каждого современного общества. Это, бесспорно, очень энергичный общественный институт, выражающий воздействие на формирование целой мировой цивилизации, хотя его смысл на протяжении всей истории человечества не было равным. Тем не менее, осознать роль и место государства в истории общества можно лишь только анализируя его в контексте иных - более обширных и вместительных явлений, одним из которых является, в частности, политическая система. Государство выделилось из
общества на предназначенном периоде
его взрослости. Общество - прародитель
государства, таким образом, государство
- итог общественного развития. Государство
выражает опеку об обществе либо наоборот,
тунеядствует или ломает общественное
устройство. По мере того, как общество
переключается в своем Обнаружение закономерностей
соотношения партикулярного общества
и государства разрешает На сегодняшний день представляется
актуальным постижение законов взаимодействия
политической системы и государства
для того, чтобы в напряженные
моменты формирования общества и
государства узнавать способы и
механизмы вероятного отведения
революционных взрывов и Объектом курсовой работы выступают общественные отношения в политической системе общества и государства. В свою очередь предмет исследования охватывает круг вопросов, связанных с понятием государство, его ролью и значением в политической системе общества. Целью работы является анализ проблемы о взаимосвязи политической системы и государства, о месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. В соответствии с указанной целью предполагается решение следующих задач:
|
При написании работы использовались такие методы исследования научной проблемы как диалектический, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-юридический и др.
В качестве теоретической основы исследования выступают работы по общей теории права и государства, работы специалистов в той или иной отрасли права, работы.
1. Политическая система общества
1.1.
Общая характеристика
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Критерии возникновения, функционирования
и развития политической системы
должны отвечать необходимым методологическим
требованиям. Прежде всего, они должны
иметь объективный (или более
объективный) характер по отношению
к системе или ее составляющим.
Они должны выступать в виде оснований
интегрирования политических явлений
и обеспечивать возможность теоретического
расчленения системы на элементы
и компоненты, обозначать динамическую
непрерывность процесса развития и
фиксировать отдельные стадии этого
процесса. Сложный характер политической
системы обусловливает
Генетический подход раскрывает важное критериальное значение объективной обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношения собственности и производства. Напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее важно в отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что они есть результат и средство общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные, обладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи. Иначе говоря, творят политику именно люди, а не какие-то абстракции. Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с какими-либо социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т.д. выступают решающими мотивационными факторами в формировании политической организации.
Институциональный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды не могут сами по себе выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не как политические существа. Они представляют собой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих исторический условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом. Такими условиями выступают процессы разделения труда, образования имущественно не равных социальных слоев, групп, классов, а качествами - общечеловеческая, классовая, групповая, национальна солидарность.
Материалистическое понимание
исторических процессов приводит к
выводу, что в реальной действительности
«политическое» закономерно требует
организационного оформления. Можно
сказать, что организационный критерий
характеризует в известной
Системный подход к изучению политических явлений дает возможность п1редставить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне - с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить такие качества политической системы и ее составляющих, иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующих динамику и статистику самой системы есть процесс достижения целостности.
Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить социально-экономические, социально-структурные, социально-культурные, политические, правовые, временные и пространственные критерии.
Субстанциональный (сущностный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). Значение понятия «субстанция» в различных отраслях науки неодинаково. В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а в качестве механизма ее осуществления - политическая система. Сущностный критерий (власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов1.
Политические системы «живут», функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают демократические и тоталитарные политические системы. С позиций марксистской теории, имея основанием классификации категорию «общественно-экономическая формация», выделяют политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. Учет географических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, североамериканских и иных региональных системах. Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристики арабских, индуистских, мусульманских и других политических систем. Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементы: государство, политические партии, общественно-политические объединения.
1.2.
Понятие, структура и виды
Категория «политическая система» отражает целенаправленность политического процесса. Целью функционирования политической системы является обеспечение власти в обществе.
Современная философская наука не выработала единого определения понятия «система». Наиболее распространенным является определение, данное одним из основоположников общей теории систем Л. Берталанфи: система — это комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Также наряду с представлением об элементах в представление о любой системе входит и представление о ее структуре. Структура — это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. В структуру обычно включаются общая организация элементов, связи между ними и т. п.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных тем, которую, например, представляет собой человеческое общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Одно из определений власти характеризует ее как социальное явление, как реальную способность определенного субъекта (отдельного человека, социальной общности, политического института) осуществлять свою волю в социальной жизни, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью определенных средств — авторитета, права, насилия. Руководство обществом со стороны определенной социальной группы (или коалиции групп), оказывающее решающее влияние на властные структуры государства, — это и есть политическая власть. Исходя из понимания политики как способа перераспределения социальных статусов в обществе, политическую власть связывают с борьбой социальных групп за распределение социальных ценностей в социально дифференцированном (классовом) обществе. По своему объему политическая власть значительно шире власти государственной: государственная власть лишь одна из организационных форм политической власти.
Слово «политика» произошло от греческого politike, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством».
Политика существовала не всегда. В числе причин ее возникновения можно назвать поляризацию общества, ведущую к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. Появление политической и государственной власти — важнейшая предпосылка политики.
Наука предлагает различные определения политики.
Политика — это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
Политическая жизнь включает в себя не только государство, но и другие негосударственные институты и организации, которые также осуществляют некоторые политические функции. Это партии, общественные и др. организации, участвующие во властных структурах. Все они вступают в определенные волевые отношения по поводу осуществления политической власти. Их совокупность, органическая связь и взаимодействие в рамках государства означают политическую систему общества.
Политическая система включает в себя четыре компонента:
1) политическая организация общества: государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.;
2) социально-политические и
3) политическую идеологию:
4) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой связаны.
Информация о работе Политическая система общества и государства